(no subject)

May 15, 2018 12:59




ПО ДУХУ И КРОВИ
Славянский ход во многом впервые открыл нам Европу славянскую. Читать, слышать, даже видеть на экране бескрайние поля Грюнвальда или крутой брег Арконы - мало. Совсем другое дело - самому ощутить на лице тот же жаркий ветер Польши или соленые брызги Балтики, стоя на валах древнего городища. Такое остается с тобой навсегда - ты видел и знаешь: свое, славянское, и ты унесешь это с собой навсегда.

Но были и другие, подлинно промыслительные и совершенно невероятные открытия. За тысячи километров от родной земли, в самом центре Европы, на крошечном русском островке нашего несущегося по автобанам автобуса я встретил родного брата - не по духу только, но по крови.

«Михаил Юрьевич Дронов, кандидат исторических наук… научный сотрудник отдела восточного славянства Института славяноведения РАН… ученый секретарь…» - таким, еще не познакомившись лично, я знал его до Хода, занимаясь организацией грядущего мероприятия. Миша Дронов - обаятельный собеседник, искрящийся юмором и дружелюбием ко всем, полиглот, способный, кажется, и с пингвинами объясниться на Южном полюсе, душа компании, любитель спеть и бездонная кладезь знаний - таким узнал я его уже при личной встрече.

Помимо прочего Михаил оказался энтузиастом генетической генеалогии - сравнительно недавно появившейся отрасли генеалогии традиционной. Там, где классическая генеалогия требует запись, документ, книгу - генеалогия генетическая довольствуется теми биологическими документами, что каждый из нас носит в себе с рождения - нашими генами. Любой человек может быстро и безболезненно сдать частицу своего биологического материала и узнать, к какой гаплогруппе - группе схожих гаплотипов, имеющих общего предка - он относится, из каких регионов мира тянутся нити его рода. А самое замечательное - в открытых электронных базах данных, куда автоматически загружаются результаты исследования, можно обнаружить неизвестных доселе родственников (при условии, конечно, что и они прошли этот тест). И если сохранившиеся документальные источники, фамилии и сведения дополнят генетическое совпадение, случается удивительное: воссоединение не знавших доселе друг о друге ветвей рода от одного ствола.

В моей семье темой генеалогии давно и глубоко занимается отец - полковник в отставке, многие годы посвятивший выстраиванию древа рода и сумевшей прочертить его корни на четыреста лет вглубь. Не прошел он, конечно, и мимо ДНК-генеалогии. Когда, узнав об этой области интересов Миши, я рассказал о схожих интересах отца, мой собеседник живо заинтересовался подробностями, регионами исследования, стал что-то вспоминать - а потом буквально ошеломил меня вопросом: «Тебе фамилия Овдияш что-то говорит?»

Овдияш - девичья фамилия моей родной бабушки, выросшей неподалеку от Полтавы - и, как оказалось, почти оттуда же, с соседней Черниговщины, тянутся нити рода Миши. Схожесть наших ДНК-линий еще пару лет назад подтвердили тесты, пройденные отцом и Мишей, но, обменявшись парой писем, общения они продолжать не стали. И вот теперь этот неожиданной разговор, из которого следовал простой и поразительный в своей очевидности факт: мы с Михаилом - кровные родственники. Открытие ошарашило обоих. И восхитило. Не склонному к излишней восторженности человеку такое, страшно сказать, десятиюродное родство может показаться дальним и малозначительным - но ведь вместе с тем мы с Мишей оказались соединены родством и по духу! Ведь именно осознание славянского корня своего, память о, говоря словами поэта, «благородного племени древней славе», и свела нас здесь, за тридевять земель от Родины, в несущемся по автобанам Германии автобусе. Господь устроил так, что оба мы обрели в единомышленнике брата, а в брате - единомышленника.

Схожее чувство неожиданной встречи, родства нежданного «на стране далече» не раз потом посещало меня на маленьких утопавших в зелени русских кладбищах, где в окружении надписей и слов на чужом языке, в окружении чужого для нас мира лежат под надгробиями со звездочкой и русскими буквами Иваны, Алексеи, Василии, Петры… Тоже единомышленники и братья наши - по крови и по духу.

Ну а мы с Мишей иначе как «братом» друг друга впредь не называли и не называем. Воистину братья - по духу и крови.
Previous post
Up