Фашизм и коммунизм суть две разновидности тоталитаризма, создаваемого централизованным контролем всей экономической деятельности
Стр. 18.
Сущность либеральной позиции заключается в отрицании любой привилегии, если привилегия понимается в своем собственном и первоначальном смысле - как право, которое государство защищает и предоставляет одним, не предоставляя на тех же условиях другим.
Стр. 22
Социализм можно осуществить на практике только при помощи методов, отвергаемых большинством социалистов.
Стр.29
Мы до сих пор не хотим видеть, расцвет фашизма и нацизма был не реакцией на социалистические тенденции предшествующего периода, а неизбежным продолжением и развитием этих тенденций.
Стр.40.
Куда заведут нас мечты нашего поколения - вот вопрос, который должна решать не одна какая бы то ни была партия, а каждый из нас. Можно ли представить себе большую трагедию, если мы, пытаясь сознательно решить вопрос о будущем и ориентируясь на высокие идеалы, невольно создадим в реальности полную противоположность того, к чему стремимся?
Случилось так, что все люди, имеющие возможность влиять на ход развития страны, все в той или иной мере социалисты.
Стр.42.
(Что всегда превращало государство в ад на земле, так это попытки человека сделать его земным раем.
Фридрих Гельдерлин)
(Выводы к которым пришел Макс Истмен, старый друг Ленина, ошеломили самих коммунистов. «Сталинизм, - пишет он, - не только не лучше, но хуже фашизма, ибо он гораздо более беспощаден, жесток, несправедлив, аморален, антидемократичен и не может быть оправдан ни надеждами, ни раскаянием». Более правильно было бы определять его как сверхфашизм». Но еще более широкое значение приобретают заключения Истмена, когда мы читаем, что «сталинизм - это и есть социализм, в том смысле, что он представляет собой неизбежный, хотя и непредвиденный, результат национализации и коллективизации, являющихся составными частями плана перехода к социалистическому обществу». Цит. По Хайеку. Стр. 68. )
Либералы говорят о необходимости максимального использования потенциала конкуренции для координации деятельности, а не призывают пускать вещи на самотек.
… Не отрицают они и того, что там где не удается создать условий для эффективной конкуренции, надо использовать другие методы управления экономической деятельностью. Но либералы решительно возражают против замены конкуренции координацией сверху.
Стр.79
Никакая рациональная система организации не обрекает государство на бездействие.
Стр.82
В общественном развитии нет ничего «неизбежного» и только мышление делает его таковым.
Стр.93
Мы наивно думаем, что наша личная иерархия ценностей имеет значение не только для нас и что в свободной дискуссии с разумными людьми мы сможем убедить их в справедливости наших воззрений.
Стр.100.
От праведного идеалиста до фанатика - всего один шаг.
Стр.101
Неспособность же представительских органов выполнять прямую волю избирателей с неизбежностью вызывает недовольство демократическими институтами. К парламентам начинают относится, как к бездеятельной «говорильне», считая что они не могут в силу или неспособности, или некомпетентности, исполнить прямую функцию, для которой были избраны. В народе начинает расти убеждение, что для создания системы эффективного планирования необходимо «отобрать власть» у политиков и отдать ее в руки экспертов - профессиональных чиновников или независимых специалистов.
Стр. 111
Настоятельная потребность в экономической диктатуре - характерная черта развития общества в сторону планирования.
Стр. 117
… правление однородного, догматичного большинства может сделать демократию более невыносимой, чем худшая из диктатур. Мы однако, стремились доказать не то, что диктатура ведет к уничтожению свободы, а то что планирование приводит к диктатуре, поскольку диктатура - идеальный инструмент насилия и принудительной идеологизации и с необходимостью возникает там, где проводится широкомасштабное планирование.
Стр. 121
Если же демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твердо установленными правилами, она неизбежно вырождается в деспотию.
Стр.121
Нет никаких сомнений, что планирование неизбежно влечет сознательную дискриминацию, ибо, с одно стороны, оно поддерживает чьи-то устремления, а чьи-то подавляет, а с другой - позволяет кому-то делать то, что запрещено другим. Оно определяет законодательно, что могут иметь или делать те или иные индивиды и каким должно быть благосостояние конкретных людей. Практически это означает возврат к системе, где главенствующую роль в жизни общества играет социальный статус, т.е. происходит движение истории вспять, ибо, как гласит как гласит знаменитое изречение Генри Мейна, «развитие передовых обществ до сих пор всегда шло по пути от господства статуса к господству договора».
Стр.130
Конечные цели деятельности разумных существ всегда лежат вне экономической сферы. Строго говоря, нет никаких «экономических мотивов», ибо экономика - это только совокупность факторов, влияющих на наше продвижение к иным целям. А то, что именуется в обиденной речи «экономическими мотивами», в обыденной речи означает лишь стремление к обретению потенциальных возможностей , средств для достижения каких-то еще не определившихся целей.
Стр.142.
Экономический контроль неотделим от контроля над всей жизнью людей, ибо, контролируя средства, нельзя не контролировать и цели.
Стр.145.
Контроль над производством и ценами дает поистине безграничную власть.
Стр.147
Ничто в такой мере не делает условия невыносимыми, как уверенность что мы не можем их изменить.
Стр.149.
Экономическая свобода - это свобода любой деятельности, включая право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность.
Стр.156.
Независимый ум или сильный характер редко встречаются у людей, не уверенных что они могут сами себя прокормить.
Стр.179
Кстати о «либерастах»
Но нет никакого сомнения, что определенный минимум в еде , жиль и одежде, достаточный для сохранения здоровья и работоспособности, может быть обеспечен каждому. … Точно также ничто не мешает государству помогать гражданам, ставших жертвами непредвиденных событий, от которых никто не может быть застрахован.
…в принципе стремление государства обеспечить таким образом защищенность граждан совместимо с индивидуальной свободой. То же самое можно сказать и о государственной помощи жертвам стихийных бедствий - землетрясений, наводнений и т.п.
… Наконец, есть еще в высшей степени серьезная проблема борьбы с последствиями спадов в экономической активности и сопровождающим их ростом массовой безработицы. Это один из самых сложных вопросов нашего времени. И хотя его решение требует планирования, речь может (и должна) идти о таком планировании, которое не ставит под угрозу и не подменяет собой рынок. Некоторые экономисты видят выход в особой кредитно денежной политике, что совместимо даже с принципами либерализма XIX века. Правда, есть и другие, которые считают единственным спасением развертывает в в нужный момент широкого фронта общественных работают. В последнем случае могут возникнуть серьезные ограничения для развития конкуренции, и поэтому, экспериментируя в данном направлении, мы должны действовать предельно осторожно, дабы избежать постепенного подчинения экономики правительственным инвестициям.
… Планирование, опасное для свободы, - это планирование во имя защищенности второго рода. Его цель - застраховать отдельных индивидов или группы от того, что является нормой и случается сплошь и рядом в обществе, основанном на принципе конкуренции, - от уменьшения их доходов.
Стр.181.
Однако, если мы хотим сохранить свободу выбора занятий, мы не можем гарантировать стабильность для всех.
Стр.183.
Если при конкурентной экономике последней инстанцией является судебный исполнитель, то при плановой - палач.
Стр.185.
Человека нанявшего на работу сотню людей, называли не иначе как эксплуататором, а человека, командующего таким же количеством подчиненных, - героем.
Стр.191.
Нет ничего страшнее модной ныне в среде интеллектуалов идее обеспечения защищенности в ущерб свободе.
Стр. 193.
И если бы мне судьбой было начертано жить при фашистском режиме, я предпочел бы фашизм английский или американский всем другим его разновидностям.
Стр. 196.
Несложно лишить большинство людей способности самостоятельно мыслить. Но надо еще заставить молчать меньшинство, сохранившее волю к разумной критике.
Стр. 223.
Чтобы люди безоглядно поддерживали общее дело, они должны быть уверены, что как цель так и средства выбраны правильно.
Стр. 223.
Свобода мысли в любом обществе играет важную роль лишь для меньшинства. Но это не означает, что кто либо имеет право определять, кому эта свобода может быть предоставлена.
Стр. 229
Структура английской нации основана на разграничении богатых и бедных, прусской - на разграничении руководящих и подчиненных.
Стр.244.
«Прусская идея» предполагает, что каждый должен быть официальным лицом, находящимся на жаловании у государства.
Стр. 245.
Свобода личности несовместима с главенством одной какой-нибудь цели, подчиняющей себе всю жизнь общества.
Стр.276.
Пусть каждому будет гарантирован необходимый прожиточный минимум, но пусть при этом будут ликвидированы все привилегии.
Стр. 281.
Нужны не грандиозные планы переустройства всего общества, покой, свобода и возможность выстроить еще раз свою собственную жизнь.
Стр. 290.
Как и во всякой борьбе со злом, меры, принимаемые против войны, могут оказаться хуже самой войны.
Стр. 314.
Надо создавать благоприятные условия для прогресса, вместо того чтобы «планировать прогресс».
Стр. 316.
Мы не поумнеем до тех пор, пока не признаем, что на делали много глупостей.
Чтобы дальше прыгнуть, надо отойти назад для разбега.
Единственная прогрессивная политика - это политика, направленная на достижение свободы личности.
Стр. 317.
Фридрих фон Хайек.
Дорога к рабству. -М., «Астрель», 2010. - 317 стр.
UPD.
Дорога до рабства в картинках (англійською)