Взять и распилить

Mar 07, 2011 12:09

 Российский социолог Симон Кордонский, профессор Высшей школы экономики (г.Москва, РФ; с 1992 г.), - один из авторов (вместе с Виталием Найшулем) концепции административных рынков в СССР, которая описывала систему функционирования экономического обмена, сложившуюся на территории 1/6 части суши до 1991 г. (см. статью "Кому положено").
Последние лет двадцать профессор Кордонский исследовал изменения постсоветской экономической и социальной системы. Результаты работы представлены в монографии “Россия. Поместная Федерация”. И хотя книга посвящена анализу ситуации в Российской Федерации, но если дать себе труд посмотреть вокруг, то многое из того, о чем пишет г-н Кордонский, можно увидеть и в наших благословенных краях.

Спали врозь
Принято считать, что после распада СССР правительство “молодых реформаторов” провело реформы, и рыночная экономика заработала. Есть еще, конечно, отдельные пережитки в виде недоприватизированной собственности, некоторые особенности организации работы судебной системы и политической организации, но в целом экономику вроде бы можно признать рыночной, а режим - хотя и своеобразным, но все же демократическим. Согласно наблюдениям г-на Кордонского, это, мягко говоря, не так.
В России построена особая, ресурсная экономика, которая имеет лишь косвенное отношение к рыночной или капиталистической. Главной организующей и перераспределяющей силой в такой экономике выступает государство, которое распределяет ресурсы между разными группами населения.
В свою очередь, граждане “расписаны” государством по социально-учетным группам, или, как говорит профессор Кордонский, по сословиям. Последние институционализированы в законах, как-то: законы о государственной службе, о военной службе, о казачестве и т.д.
Каждому сословию что-то “положено” по закону: кому-то бесплатная квартира, кому-то - пенсия в 35 лет, кому-то - специальная система медицинского обслуживания, а кому-то - льготы на оплату коммунальных услуг, на проезд и т.д.
Государство должно следить за тем, чтобы ресурсы распределялись по справедливости, т.е. чтобы член сословия получал сообразно росписи и своей учетной категории, и пресекать попытки получить больше, чем положено по статусу.
В этом смысле разнообразные предприниматели, “челноки”, люди, занимающиеся отходничеством (“заробітчани”. - Ред.), вызывают резкое неприятие, причем как у государства, так и у членов социально-учетных сословий, права которых закреплены в законах.
Предприниматели и прочие самозанятые фактически вывалились из сословной структуры, они ведут себя не так, как “положено”. Когда предприниматель или какой-нибудь “заробітчанин” строит дом, как у прокурора или работника налоговой службы, это вызывает “справедливое” возмущение представителей служивых сословий - ему ведь не положено!

Наложили на карту
Государственные административные единицы, города федерального значения, области, районы, промышленные предприятия, университеты - в России не то, чем кажутся. В концепции г-на Кордонского - это не что иное, как поместья городского головы, руководителя района, директора предприятия или ректоры.
Поместье обслуживает многочисленная челядь, состоящая из служивых людей самый разных сословий, чинов и званий. Каждый вуз, НИИ, промышленное предприятие, сеть ритейла или воинская часть на самом деле есть поместье первого лица, которое от имени государства или собственника управляет им, заботясь о благе подвластного ему народа.
В современной России чиновник назначается для служения государству на определенную должность, на определенное время, а поместье возникает само по себе, как условие службы и как средство службы.
Поэтому Симон Кордонский считает, что в России нет коррупции в классическом понимании, а есть сословная рента. И каждый член сословия взимает ее на своем уровне, в соответствии со своим чином и положением.
На самом нижнем уровне поместной иерархии живут “простые люди”, как правило, тоже стремящиеся создать свое поместье, но только маленькое. Например, построить или обустроить усадьбу, дачу, заимку, в которой будут складироваться запасы на “всякий случай”.

Нам-то что
Кто-то скажет - ну и пусть живут люди, как сложилось, как-то ведь все это работает. Но так не получится. Ведь не только простые люди в России (да и в Украине) хотят жить как за границей. В первую очередь эти желания посещают именно начальство.
Отдыхая в Куршавеле, Барселоне или Баден-Бадене, знатные люди внимательно присматриваются к окружающему миру, и он им нравится. Чистенько, аккуратненько, народ вежлив, к порядку приучен, есть средний класс - гарант политической стабильности, есть политические партии. Все чинно и благородно.
И возникает у высокого начальства непреодолимое желание облагородить свою несчастную Родину, сделать ей хорошо. Эти распрекрасные планы выдуманы зачастую не без помощи аналитиков из мировых консультационных компаний, которые ту же Россию видели только по телевизору или, в лучшем случае, только Санкт-Петербург и Москву, где-нибудь в окрестностях Красной площади.
Понятное дело, что эти фантастические планы проваливаются. Особенно если учесть то, что начальству, с одной стороны, хочется, чтобы все было красиво, как в Европе, но с другой - чтобы последнее слово в вопросах права собственности все же оставалось за государством.
Рецептов реформирования г-н Кордонский не дает. Просто предлагает повнимательнее присмотреться к окружающей реальности. В первую очередь - к социологам и экономистам. В общем, брать у Европы, у Запада нужно метод, но щупать и мерить окружающую реальность следует самим.

Петр Билян

Кордонский С.Г. Россия. Поместная Федерация. -М., "Европа", 2010 - 312 с.

www.business.ua/articles/love_book/Vzyat_i_raspilit-12320/
Бизнес№10 от 07.03.11 г., стр.50

2011, Рецензии, Кордонский

Previous post Next post
Up