Сыны человеческие

Jun 24, 2015 00:13

"Не надейтеся на кня́зи, на сы́ны человеческiя, въ ни́хже несть спасéнiя." (Пс.145:3)
"Обáче сýетни сы́нове человечестiи, лжи́ви сы́нове человечестiи въ мерилехъ éже непрáвдовати: тíи от­ суеты́ вкýпе." (Пс.61:10)

Потомки Сифа именуются сынами Божьими, которые «вели род свой от Сифа и от сына его, названного Еносом… потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род» (Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа XXII).

Как же так? Давид предупреждает нас, что мы не надеялись на потомков Каина? Врядли это так.. Рассмотрим этот вопрос в свете Евангелия (Мф.6:24) "Никтóже мóжетъ двемá господи́нома рабóтати: лю́бо еди́наго воз­лю́битъ, а другáго воз­ненави́дитъ: или́ еди́наго держи́т­ся, о друземъ же неради́ти нáчнетъ. Не мóжете Бóгу рабóтати и мамóне."

Прослеживается разделение людей на тех, кто работает Богу, а кто мамоне. По другому говоря разделение на овец и козлов (Мф.25:31-33) "Егдá же прiи́детъ Сы́нъ человеческiй въ слáве сво­éй и вси́ святíи áнгели съ ни́мъ, тогдá ся́детъ на престóле слáвы сво­ея́, и соберýт­ся предъ ни́мъ вси́ язы́цы: и разлучи́тъ и́хъ дрýгъ от­ дрýга, я́коже пáстырь разлучáетъ óвцы от­ кóзлищъ: и постáвитъ óвцы одеснýю себé, а кóзлища ошýюю."

В Писании три вида сынов: Божии, овни и человеческие. "Принеси́те Гóсподеви, сы́нове Бóжiи, при­­неси́те Гóсподеви сы́ны о́вни, при­­неси́те Гóсподеви слáву и чéсть: при­­неси́те Гóсподеви слáву и́мени егó: поклони́теся Гóсподеви во дворе святемъ егó." (Пс.28:1,2)
Из этих стихов видно, что сыны Божие и сыны овни приносят Господу славу и честь.

Характеристику сынам Божиим и сынам овним даёт Василий Великий: «Принесите Господеви сынове Божии». Ибо не от всякого дар благоприятен Богу, но только от того, кто приносит от чистого сердца. Сказано: «Нечисты обеты от мзды блудницы» (Притч. 19:13). И Иеремия также говорит: «Еда обеты и мяса святая отымут от тебе лукавства» или ты чрез них будешь чист ((ср.: Иер. 11:15))? Посему псалом требует, чтобы мы прежде всего стали сынами Божиими и тогда уже приступали приносить дары Богу, и дары не какие случилось, но какие он Сам повелел. Сперва скажи: «Отче»! А потом проси, что следует далее. Испытай сам себя, какова доселе была жизнь твоя: достоин ли наименовать отцом своим Святого Бога? Только чрез освящение можно нам вступить в общение со Святым.
Если желаешь всегда быть сыном Святого, то пусть усыновит тебя Святыня. Посему «принесите Господеви» не всякий, кто бы то ни был и от кого бы кто ни происходил, но «сынове Божии». Он потребует великих даров, потому избирает и великих приносителей. Чтобы не низринуть помыслов твоих долу и не заставить тебя искать овна, сего бессловесного, четвероногого и блеющего животного, в надежде умилостивить Бога сею жертвою, псалом говорит: «Принесите Господеви сынове Божии». Не сын нужен и не то, чтобы ты принес самого сына; но если сын есть нечто великое, то прилично, чтобы и приносимое было велико и достойно как сыновнего расположения, так и отцова достоинства.
   Посему говорит: «Принесите сыны овни», дабы и приносимые сами переменились, и из сынов овних стали сынами Божиими. Овен есть животное начальственное; он водит овец на питательные пажити, на место отдохновения при водах и обратно в загоны и ограды. Таковы же и некоторые предстоятели стада Христова; они приводят его к доброцветным и благоуханным снедям духовного учения, по дару Духа орошают живою водою, возвышают, воспитывают до плодоношения, указывают путь к месту упокоения, к пристанищу, безопасному от наветующих. Посему слово хочет, чтобы их сыны были приведены ко Господу сынами Божиими. Если же овны суть предводители прочих, то сынами их будут те, которые, по учению предстоятелей, чрез попечение о добрых делах образовали себя для жизни добродетельной. «Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни». Понял ли ты, к кому обращена речь? Понял ли, о ком говорится?
   Сказано: «Принесите Господеви славу и честь». Как же мы, земля и пепел, великому Господу приносим славу? Как приносим Ему честь? Мы приносим славу добрыми делами, когда дела наши бывают светлы пред человеками, и люди видят дела наши и прославляют Отца нашего, Который на небесах ((см.: Мф. 5:16). А также можно прославить Бога целомудрием и святостью, к какой обязаны давшие обет благочестивой жизни, как увещевает нас Павел, говоря: «Прославите убо Бога в телесех ваших» (1 Кор. 6:20). Сей-то славы требует Господь от верующих в Него и почтенных даром сыноположения, ибо говорит: «Сын славит отца… и аще отец есмь Аз, то где слава Моя» (Мал. 1:6)? А честь приносит Богу, по слову Притчи, кто «чтит Господа от праведных своих трудов и дает Ему начатки от своих плодов правды» ((ср.: Притч. 3:9)).
   Также всякий, кто богословствует по предписанному, чтобы не отпасть от правого разумения об Отце и о Божестве Единородного и о славе Святаго Духа, приносит Господу славу и честь. Возвеличивает же славу тот, кто может показать законы, по которым все создано, по которым все содержится, по которым после здешнего домостроительства все приведется на суд. Кто возмог сам созерцать все в подробности, в ясных и неслитных представлениях и после того как сам созерцал, может и другим изобразить благость Божию и праведный суд Его, тот приносит Господу славу и честь, равно как и тот, кто проводит жизнь, сообразную с таковым созерцанием, потому что свет его светится пред человеками и Отец Небесный прославляется от него и словом, и делом, и всякого рода доблестями. Но не приносит Господу славы и чести, кто пристрастен к славе человеческой, кто уважает деньги, кто дорого ценит плотские удовольствия, кто дивится учениям, чуждым благочестия: ибо как добрыми делами приносим славу Господу, так худыми делами производим противное.
   Что говорит Господь грешникам? «Вас ради присно имя Мое хулится во языцех» (Ис. 52:5). А Апостол говорит еще: «Преступлением закона Бога безчествуеши» (Рим. 2:23). Ибо оскорбление законодателю - презрение и пренебрежение законов. Если в доме худое устройство, потому что в нем гнев и крик, обиды и смех, роскошь и расточительность, нечистота и наглость, то бесчестие и стыд за все происходящее в доме падает на владеющего им. Из сего да уразумеем, что как добрыми делами прославляется Бог, так делами порочными славится враг. Когда «взем уды Христовы, сотворю уды блудничи» ((ср.: 1 Кор. 6:15)), тогда и слава от Спасшего меня перенесена будет мною на погубившего меня. И неверующий изменяет «славу нетленнаго Бога» в образ «тленна человека, и птиц, и четвероног, и гад» земных ((ср.: Рим. 1:23)). Также воздающий честь и служащий твари вместо Творца приносит славу не Богу, но тварям. Посему, кто говорит, что тварь есть нечто, и кланяется ей, тот да знает, куда будет вчинен жребий его.
   Итак, убоимся, чтобы, грехом своим доставляя славу и похваление диаволу, не подвергнуться нам вечному с ним стыду. А что грех наш обращается в славу тому, кто внушает его нам, уразумей это из подобия. Два военачальника вступают в сражение. Когда побеждает одно войско, предводитель его приобретает славу, а когда одерживает верх противное войско, вся честь принадлежит полководцу сего другого войска. Так в добрых делах твоих прославляется Господь, а в противных - противник. Не представляй, что враги далеко, и на военачальников смотри не издали, но обрати взор на себя самого, и найдешь совершенную верность подобия. Ибо когда ум борется со страстью и своим усилием и внимательностью одерживает верх, тогда торжествует он победу над страстью и успехом своим как бы увенчивает Самого Бога, а когда, ослабев, поддается сластолюбию, тогда, сделавшись рабом и пленником грехов, доставляет врагу случай к похвальбе, превозношению и высокомерию."

Пока вывод такой: Сыны Божии и сыны овни с правой стороны от Судии, а сыны человеческие с левой.

Полную характеристику сынам человеческим даёт псалом 52:
"Речé безýменъ въ сéрдцы сво­éмъ: несть Бóгъ. Растлеша и омерзи́шася въ беззакóнiихъ, несть творя́й благóе. Бóгъ съ небесé при­­ни́че на сы́ны человеческiя, ви́дети, áще éсть разумевáяй или́ взыскáяй Бóга. Вси́ уклони́шася, вкýпе непотрéбни бы́ша: несть творя́й благóе, несть до еди́наго."

а также псалом 57:
"А́ще во­и́стин­ну ýбо прáвду глагóлете, прáвая суди́те, сы́нове человечестiи.
И́бо въ сéрдцы беззакóнiе делаете на земли́, непрáвду рýки вáшя сплетáютъ.
Очужди́шася грешницы от­ ложéснъ, заблуди́ша от­ чрéва, глагóлаша лжý.
Я́рость и́хъ по подóбiю змiинý, я́ко áспида глýха и затыкáющаго ýши сво­и́,
и́же не услы́шитъ глáса обавáющихъ, обавáемь обавáет­ся от­ премýдра.
Бóгъ сокруши́тъ зýбы и́хъ во устехъ и́хъ: членóвныя львóвъ сокруши́лъ éсть Госпóдь.
Уничижáт­ся я́ко водá мимотекýщая: напряжéтъ лýкъ свóй, дóндеже изнемóгутъ.
Я́ко вóскъ растáявъ от­и́мут­ся: падé óгнь на ни́хъ, и не ви́деша сóлнца.
Прéжде éже разумети тéрнiя вá­шего рáмна, я́ко жи́вы, я́ко во гневе пожрéтъ я́.
Возвесели́т­ся прáведникъ, егдá уви́дитъ от­мщéнiе: рýце сво­и́ умы́етъ въ крóви грешника."

В данном псалме сыны человеческие противопоставляются праведникам, следовательно не являются праведниками. А также о их незавидной участи..

Сыны человеческие также тяжкосердые, любят суету и ищат лжу. (Пс.4:3) Синодальный перевод данного стиха заменяет сыном человеческих на сынов мужей. такое ощущение, что синодальный перевод и делали сыны человеческие.
В связи с этим непонятно,- почему Господь наш Иисус Христос именуется Сыном Человеческим...

57, 28, Иоанн Златоуст, Василий Великий, 61, 4, 52, 145

Previous post Next post
Up