Монастырь Святого Герасима

Mar 17, 2015 21:56

Оригинал взят у yozhik_ в Монастырь Святого Герасима у реки Иордан



Дейр Хаджла - монастырь Святого Герасима у реки Иордан.

Если ехать к Мёртвому морю через Иерусалим, недалеко от того места, где шоссе плавно поворачивает на юг, находится малоизвестный православный монастырь.

Построенный в конце XIX века на развалинах здания периода крестоносцев, монастырь носит имя Святого Герасима, лавра которого находилась неподалеку.

Арабское название места Дейр Хагла (Дейр Хаджла) указывает на его ветхозаветные корни. Если "дейр" означает "монастырь", то "хагла" - это измененное ивритское "хогла": Бет-Хоглой ("дом куропатки") называлось селение на границе уделов колен Иуды и Вениамина (Иисус Навин 15:6, 18:19)
Несколько лет назад недалеко от монастыря было основано еврейское поселение с таким же названием.



Монастырь Св. Герасима. 20-30-е гг. ХХ века.
Снимок из коллекции Э.Матсона.

Герасим (?-475 гг.) был уроженцем города Миры в Ликии (ныне город Демре, Турция). По одной версии родился в религиозной семье и стал монахом в раннем возрасте, по другой - был купцом и стал вести монашеский образ жизни после того, как чудом спастя от тяжелой болезни (см. повесть Н.Лескова "Лев старца Герасима").
В Палестине примерно с 450 года. Его главным вкладом в монашескую жизнь стало основание первой лавры в Иудейской пустыне, в которой Герасиму удалось собрать монахов-отшельников, бродивших по пустыне. Пять дней в неделю монахи жили в своих кельях по правилам, установленными Герасимом (очень жестких, о чем упоминается в описаниях современников), а субботу и воскресенье проводили в совместных молитвах и трапезах. Развалины лавры и келий частично сохранились.
Подробнее об устоях жизни в лавре можно почитать в статье Кристины Фитч.

После Герасима в дельте реки Иордан было основано еще порядка десяти монастырей, процветавших до арабского нашествия в VII веке.

Но широким слоям верующих имя Герасима известно не его успехами в организации монастырей, но благодаря легенде о его встрече со львом, якобы имевшей место в 470 году. Львы действительно водились в Палестине до XVIII века, но случай, произошедший с Герасимом, исключительный - он не только осмелился вытащить занозу из лапы животного, но и приручил его. Лев стал охранять осла, на котором в монастырь переносили воду из Иордана.
Далее легенда гласит, что ослик был украден, а лев обвинен в том, что съел его. После того, как ослик нашелся, Герасим раскаялся в незаслуженном наказании, и дал льву имя Иордан.
Кончается история тем, что лев умирает на могиле Герасима.



Герасим со львом. Деталь Людогощенского креста (1359).
Новгородский музей-заповедник.
Взято на сайте "Русское декоративное искусство".

По преданию, похоронен был Герасим недалеко от основанного им монастыря, но точное место захоронения неизвестно.
Православная церковь чтёт память святого Герасима Иорданского 4 марта (17 марта по новому стилю). По русской народной примете, если в этот день прилетят грачи, снег сойдёт уже через месяц ("Герасим-грачевник грачей пригнал").

В западном христианстве с львом принято изображать другого святого - патрона переводчиков Иеронима (Джерома), автора перевода библии на латынь. История встречи Святого Иеронима с львом в пересказании католиков практически идентична истории Герасима, жившего примерно на 100 лет позже. Причина путаницы, по-видимому, в схожести имён Gerasimos и Jeronimus.
Первое упоминание об истории о человеке, приручившего льва, относится к XI веку, и проследить источник ее происхождения уже не представляется возможным.
Как бы то ни было, необходимо помнить, что на полотнах Леонардо да Винчи, Кранаха старшего, Дюрера, Ван Эйка, Босха и других художников в компании льва изображен именно Иероним, а не Герасим. Изображение же Герасима можно встретить на иконах.



Преподобный Герасим, иже на Иордане. Икона XVI века.
Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва.
Взято на сайте "Православный календарь".



Преподобный Герасим Иорданский. Икона конца XVII - начала XVIII века.
Музей-заповедник "Коломенское", Москва.
Взято на сайте "Православная икона".

В начале 80-х гг. XIX века на месте древнего монастыря Каламон неподалеку от лавры Герасима в его честь был отстроен современный монастырь, но к середине ХХ века он, как и многие другие в этих местах, пришёл в запустение.
С 1948 по 1967 гг. северное побережье Мёртвого моря отошло к Иордании - туристов было мало, ни о каком массовом паломничестве и восстановлении монастыря не могло быть и речи.
Возрождение началось только в 70-е годы, когда здесь поселился монах по имени Хрисостомос, под чьим руководством монастырь находится и поныне. Появились паломники, пожертвования - жизнь начала налаживаться. Сказывается и близость Иерихона, жителям которого разрешено передвигаться в этих местах (у здания полно машин с палестинскими номерами).



Монастырь Св. Герасима до прокладки шоссе. Начало 90-х гг.
Взято из книги "Археология - линия горизонта".
Фото большего разрешения можно посмотреть здесь.

В центре квадрата главного здания находится глубокий колодец, ныне пышно украшенный.
До недавнего времени над монастырём возвышалась длинная стойка с кольцом-шестерёнкой на конце, которую можно разглядеть на верхней фотографии. Мне остаётся только гадать о её предназначении.
Снаружи монахами уже в наше время сооружены скотный и птичий двор, огороды, а также постройки для проживания паломников.
С запада теперь проходит дорога вокруг Иерихона ("квиш океф Иерихо"), с остальных сторон монастырь-оазис по-прежнему окружает пустыня.



Колодец.

Во многих уголках монастыря, зачастую самых неожиданных, можно встретить изображения льва - героя притчи о Герасиме Иорданском.

Слева от главного входа расположена старинная часовня, находящаяся в пещере, в которой по преданию останавливалось святое семейство (Мария-богоматерь, Иисус и Иосиф) по пути в Египет, скрываясь от преследований царя Ирода, повелевшего истребить всех младенцев моложе двух лет.

...Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет.

Евангелие от Матфея, 2:13

Представляется странным, что из Вифлеема, где родился Иисус, Иосиф повел семью на север, а уже потом повернул в Египет.
Убежище, найденное святым семейством в этой пещере, дало название древнему монастырю - Каламон означает "доброе обителище" (не знаю, правда, на каком языке).

Следов пещеры в часовне почти не осталось - стены и потолок практически полностью оштукатурены, и только в нескольких местах оставлены фрагменты старинных настенных росписей.

Справа от входа находится престол, посвященный Святому Герасиму.
В нескольких метрах от него можно увидеть небольшой круглый выступ с мозаикой, выложенной в виде двухглавого орла (к сожалению, так и не удалось выяснить его предназначение). Над ним находится престол в честь святого Евфимия, сыгравшего важную роль в жизни Герасима. Одно время Герасим увлекся идеями монофизитства (теория, по которой Иисус имел только божественную природу), но Евфимию удалось вернуть заблудшего в лоно православной церкви. Герасим пытался искупить вину, добровольно ограничивая свой и без того скудный паек, положенный в монастыре.

Чуть дальше расположен еще один престол, посвященный святым Зосиме и Марии Египетской, которые жили, или как принято говорить на церковном языке, подвизались в этих краях.
В самом конце часовни расположена икона Богоматери.



Часовня.
В глубине - икона Божей матери. Справа - престол св.Зосимы и Марии Египетской.

В шкафчике перед нишей сложены кости погибших монахов, погибших, предположительно, во время нашествия персов в 614 году. У противоположной стены есть еще один такой шкаф с костями.
В полукруглом углублении в той же левой стене, но ближе к выходу, находится настенная иллюстрация к притче о Герасиме и льве Иордане. В отличие от старинных икон на ней можно найти и ослика, и верблюда. На заднем фоне художник разместил изображение современного монастыря.
По состоянию росписей можно судить, что часовня недавно была отреставрирована.



Часовня. Святой преподобный Герасим.

Церковь на втором этаже находится в куда худшем состоянии - по стенам и потолку проходят глубокие трещины, оставшиеся, по-видимому, от землятрясения 1927 года. Нам разрешили подняться в нее при условии, что мы быстро все осмотрим и тотчас выйдем.



Церковь. Иконостас.

Согласно нескольким источникам, стены церкви сооружены во времена крестоносцев, но изнутри свидетельств этому я впопыхах найти не успел. Купол и убранство, включая иконы, судя по всему, относятся к концу XIX века - над входом установлена мраморная табличка с указанием года последнего освящения церкви - 1881.
Слева от входа сохранился мозаичный пол предположительно византийского периода, что даёт основание полагать, что постройка крестоносцев была воздвигнута на месте монастыря IV-V вв. Меня, однако, привлекло мозаичное покрытие в центральной части зала с изображением трехмерных фигур. Ведь оно был выложено, когда знаменитый график Мауриц Эшер, работы которого непостижимым образом совмещают реальность и иллюзию, еще не родился!



Церковь. Фрагмент напольной мозаики.

С галереи второго этажа можно разглядеть колокольню и ещё один купол - по-видимому, в монастыре есть ещё одна часовня (см. снимок с воздуха). Интересно, что на крыше тоже нашлось место статуе льва.
Выполненные в характерном неовизантийском стиле купола весьма скромны. Вообще, на фоне построек Русской православной церкви греческие монастыри и церкви выглядят бедными родственниками. Вынужденная ли это скромность или сознательная?
Ещё один интересный момент. Если у католических церковных построек автор почти всегда известен, то у православных греков ситуация обратная.



Купол и колокольня. Вид со второго этажа.



Колокольня. Вид из внутреннего дворика.

Снаружи здание монастыря разительно меняется - вместо уютного дворика взору предстоят неприступные крепостные стены. Это естественно, поскольку в условиях постоянных угроз со стороны разбойников и грабителей, которых всегда было много в этих краях (вспомните притчу о милосердном самаритянине), монахи были вынуждены обороняться. Особенно наглядно это видно с восточной стороны, где вдоль стен нет растительности.



Монастырь Св.Герасима. Вид с востока.

Кладка стены неоднородная, но не слоями, снизу вверх, как обычно, а вдоль стены - с севера кладка более старая, чем в южной части.
В том, что старая часть монастыря действительно относится к периоду крестоносцев, у нас не было сомнений. Но что именно свидетельствовало об этом, я сформулировать не мог.
Только вернувшись домой и пролистывая альбом с изображениями Иерусалима, наткнулся на снимок монастыря Креста, внешние стены которого точно были возведены при крестоносцах: как и в монастыре Св.Герасима на стенах здесь выделяются длинные поперечные выступы, характерные для построек того времени. А вот для чего они использовались, мне, увы, неизвестно.


 

Слева - монастырь Креста, Иерусалим, справа - монастырь Св.Герасима.
Фото слева взято с сайта History of Landscape Literature.

К сожалению, нужно отметить, что мне ещё не попадалось ни одного путеводителя, на информацию которого о монастыре можно было бы положиться.
Брошюра, которую можно получить в монастыре, весьма скупа и содержит сведения в основном религиозного характера.
Самую подробную информацию можно найти в книге С.Баландина, но некоторые сведения, приведенные в ней, принципиально расходятся с тем, что мы увидели. Расположение икон, церквей - всё перепутано.
В путеводителе И.Торика указывается о том, что монастырь посвящен также Иоанну Крестителю и Св.Василию. По-видимому, это ошибка.



Монастырь Святого Герасима. Вид с 90-го шоссе.

Как доехать: на перекрестке Бейт ха-Арава свернуть на север (указатель - 90-ое шоссе, Бейт-Шеан) и проехать около двух километров до коричневого щита (см. первый снимок).



Фрагмент карты восточной части Иудейской пустыни.
Полностью карту можно посмотреть здесь (570 Кб).

Монастырь открыт в светлое время суток во все дни, кроме воскресенья.
Вход - 3 шекеля (с нас не взяли), плата за пользование столиком для пикника - 30 шекелей.

Источники:
- Н. Шалев-Халифа "Запертый сад. Прогулки по монастырям Израиля" (иврит)
- C.Fitch, "Gerasimus (Dejr Hajla)" (английский). Отдельный интерес представляет приведенная в конце статьи библиография.
- Страничка о монастыре на сайте, посвященному Святому Герасиму Иорданскому (греческий)
- С.Баландин, "Пятое евангелие"
- дословный пересказ брошюры монастыря на сайте в Новосибирске
- Н.Лесков, "Лев старца Герасима"
- В.Шинкарев, "Царь зверей"
- J.Forest, "Saint Gerasimos and Jordanes" (английский)
- Дейр Хаджла на сайте управления по делам археологии (иврит)
- The Orthodox Monastery of St. Gerassimos. На сайте выложены фотографии и ролики(!)
- Месяцеслов Московской патриархии
- Библиотека Якова Кротова
- практическая информация (иврит)




Израиль

Previous post Next post
Up