Давно хотела написать про церковь, пока единственный православный храм в Сан-Франциско, в котором мы были.
http://sfsobor.com/ Собор Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радость («Holy Virgin Cathedral Joy of all who sorrow») принадлежит Русской Православной Церкви Заграницей, Западно-Американской епархии. Настоятель - архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл.
Я уже решила объездить все православные храмы в Сан-Франциско.
Вот список по Северной Калифорнии:
http://www.wadiocese.com/directory.php?id=C0_35_5 Когда поехали посмотреть на этот храм, мы еще не знали, что это - главный собор.
Храм сразу очень понравился, он невероятно родной, русский, красивый снаружи и внутри. Построен в 60-е годы 20-го века при жизни святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца.
Святитель Иоанн был похоронен в крипте собора, а в 1994 году прославлен в лике святых. В соборе хранятся его мощи.
Наши фото храма.
Теперь несколько впечатлений.
Служба ведется на церковнославянском, английском или на двух этих языках вперемежку. Священники говорят на двух языках, но я столкнулась с одним, который по-русски говорил с большим трудом (он американец изначально, не эмигрант), остальные по-русски говорят лучше.
Прихожане находятся на службе в очень торжественных одеждах. Женщины в возрасте одеты как английские королевы: платья, костюмы, шляпки, прически (укладки очень серьезные), украшения. Мужчины в костюмах, брюки-пиджаки-жилетки-галстуки.
Меня все это наводило на мысли о русской дореволюционной интеллигенции.
Молодежь в храме одета довольно просто, девушки часто без платков, есть в коротких юбках. Не видела стиля «молиться, поститься и слушать радио Радонеж» («космы спутанные, длинные волосы, всклокоченная брода, стоптанные башмаки, а лучше сапоги, а лучше вообще в военную форму одеться и пугать народ»).
Еще что удивило: в храме совершается обход с подносом во время службы (с табличной примерно такой: “На благолепие храма”), абсолютно все люди достают деньги и кладут на поднос. Я такое встречала только в одном храме Москвы. Непривычно, потому что обычно висят ящики для разных надобностей - на восстановление храма и т.д.
Я уже познакомилась с несколькими священниками. Как мне показалось, они здесь более дружелюбно настроены, более приближены к народу, чем в России. Может быть, потому что здесь приход меньше и они более нацелены на миссионерство.
У меня была мысль о том, что вроде как русский храм в Сан-Франциско рискует стать неким клубом по сбору соотечественников. И о. Петр (я о нем рассказывала раньше в 365) позднее озвучил ту же мысль. Хотелось бы, чтобы люди приходили не ради русского языка, а ради веры.
Про фестиваль русской культуры «Taste of Russia» еще напишу.