Последняя кипрская церква из тех, где мне удалось снять урожай.
Припасла ее к тезоименитству Медведя.
Вид с востока, на абсиду, спрятанную под общей двускатной крышей.
Она совсем маленькая, с западной и южной сторон имеется притвор нито галерея, но фресок там на сегодняшний день не осталось.
А в наосе - вот, два ряда стульев всего помещается, окромя стасидий.
В ней служат. Она стоит не отдельно на горе, а посреди села, и жители забегают иногда просто так, среди дня помолиться. Там есть ещё одна, большая и новая, но её даже показывать не стану.
В алтаре - как обычно, Оранта Знамение с архангелами и Литургия епископов. Алтарная преграда едва-едва заслуживает названия иконостаса, место на ней предусмотрено только для двух икон. На мой вкус, так оно и лучше, для этого пространства-то.
По бокам диаконы-мученики, над ними пророки, а на северной стене - раритет! жертвоприношение Авраама. Как в Равенне.
Епископы держат свитки с литургическими текстами, можно даже в служебник не лазать, очень удобно.
По сторонам иконостаса, как бы являясь продолжением местного ряда, - две огромные иконы св. Георгия и арх. Михаила.
Георгий на южной стене.
А стены наоса, как обычно, в два яруса - снизу "портретные" поясные образа, сверху - праздники.
Справа над дверью - ктиторский портрет, батюшка с матушкой и две поповны.
Горки, конечно, несколько как бы декадентские. Спасает их только смелость кисти и чувство ритма.
Задумчивые сельди, уже ничему не удивляясь, плывут поперек Иордана.
Горки ух! отважнейшие.
И в аццкой яме - целый магазин металлоизделий.
И пора, наконец, сказать главное - лица! При этом вобчем, что греха таить, уже несколько опростившемся стиле, приземистых пропорциях, круглых головах - какие интеллигентные, серьезные и вдохновенные лица.
Про портреты нижнего яруса и не говорю.
И Архангел на северной стене.
Нарочно показываю ближе. Он весь состоит из ритмически текстурированных зон: крылья, власы, мантия, доспех, штанцы, рубаха, обмотки-портянки, текст со свитком. И все эти текстуры разные, и все друг другу сомасштабные, и ни одна другой не мешает, и фигура архангела не разваливается на куски. Не то что у какого-нибудь там Матисса.
Не ноги, а праздник какой-то.
Ну вот, где-то так. Ни Какопетрии, ни Энклейстры, ни Иоанна Лампадиста не покажу, там охрана не дремала.
Возможно, я ещё расшибусь на пост о современной иконописи на Кипре, если кому любопытно.
Оригинал взят у
mmekourdukova в
церковь св. архангела Михаила в селе Педулас, 1470-е