Оригинал взят у
sda1979 в
История монастырей святой горы Афон. Часть I Святая Гора Афон представляет собой полуостров в северовосточной Греции, восточный выступ полуострова Халкидики далеко вдавшийся в изумрудные воды Эгейского моря приблизительно на 80 км в длину и около 12 км в ширину. Полуостров горист, покрыт густыми лесами, изрыт бесчисленными скалистыми оврагами. В юго-восточной части Св. Горы возвышается гора Афон высотой 2033 м. над уровнем моря. В языческой древности Афонскую гору знали как Аполониаду (по храму Аполлона), позднее на вершине горы стоял храм Зевса, который назывался Афос по-гречески (по-русски - Афон). Церковное предание повествует, что Божия Матерь, приняв благодать Св. Духа в огненных языках, готовилась по жребию отправиться в Иверскую землю, но получила известие от Ангела, что труд апостольства ей предстанет на другой земле.
Корабль, на котором Божия Матерь с Апостолами направлялась на остров Кипр к епископу Лазарю, попал в бурю и причалил к Афонской горе. Народ языческий принял Божию Матерь и слушал ее проповеди, затем уверовал и крестился. Многие чудеса совершила там Божия Матерь прежде чем отплыть на Кипр. Она поставила там начальником и учителем одного из Апостольских мужей и сказала: "Cue место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего". Потом благословив народ, присовокупила: "Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом". С тех пор Афон вступил в эру христианской истории. Он находился под владычеством Рима, преследовавшего христиан до 313 года, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права гражданства и свободы вероисповедания. К этому времени христианство на Св. Горе было довольно развито. Появились монастыри, расцвело иночество. Существует предание, что в 422 г. было посещение Афона дочерью Феодосия Великого царевной Плакидией, но войти в монастырь Ватопед ей воспрепятствовал голос от иконы Божией Матери. С того времени отцы Афона положили закон, запрещающий доступ на Св. Гору лицам женского пола, что позже закрепилось и царскими указами. В VII веке завоевания Египта, Палестины и Сирии арабами-мусульманами вынудило христиан-клириков и иноков этих стран покинуть эти земли. Многие из них, согласно постановлению VI Вселенского собора, определились в монастыри Византии, в том числе и на Афоне. К IX веку царская грамота даровала инокам право преимущественно владеть Афоном. Численность их тогда увеличивается; появляется и православное славянское иночество: русское, сербское, болгарское. Во времена Крестовых походов, периода упадка царской власти (1204-1261 гг.) Афон терпит гонения и разорения со стороны римского папства, а также насильственное насаждение церковной унии с Римом. XIV столетие - время восстановительных работ разрушенных латинянами обителей. В этом помогают благочестивые императоры Андроник II и Андроник III Палеологи, много благотворит сербский царь Стефан Душан. С 1453 года крушения Византии наступает период турецкого владычества, но Святая Гора сохранила за собой свободу православной веры и строй самоуправления при обязанности платить подушную подать. С того времени освободившаяся от татарского ига Россия материально помогает обителям Святой Горы. В XVI веке с воцарением на престол османов Селима II начался тяжелый период с лишением всех имений монастырей; положение усугубляли последующие восстания в 1770 г. и в 1821 г. Только в 1830 году Греция провозгласилась независимой. Для Афона наступил мирный период. Святая Гора находится под юрисдикцией Константинопольского патриарха, являясь частью Греческого государства, где государственный язык - греческий.
Карея - монашеский городок, как бы столица Святого Афона; это слово означает "орех", что подтверждается самой местностью, где много орешника. Карея находится в самой средине полуострова, на северо-восточном склоне Св. Горы. В Карее распологается Протат, где осуществляется верховное самоуправление и суд, в городе также находится губернатор. Афон является как бы монашеской республикой, причем, в каждом монастыре свой устав. Протат составляет Кинот и выборный из Кинота совет - Эпистасия. Кинот составляют антипросопы - доверенные лица, по одному из всех 20-ти монастырей Св. Горы. Имеющая распорядительную и исполнительную власть, владеющая делопроизводством Эпистасия выбирается ежегодно и поочередно из всех монастырей по одному представителю из каждых пяти монастырей (монастыри разделены на четыре пятерицы). Первое лицо из четырех эпистатов - прото-эпистат. Прото-эпистатом могут быть лица только из пяти главенствующих монастырей обыкновенно по очереди: Лавра, Ватопед, Ивер, Хиландар и Дионисиат.
Карею составляют конаки (подворья) каждого афонского монастыря, почта, телеграф, таможенное и полицейское управление, магазины, медицинский пункт. Карейский Соборный храм Успения Пресвятой Богородицы - древнейший, по преданию основанный в 335 году Константином Великим, пострадал от пожара и был восстановлен в Х веке усердием императора Никифора Фоки. В XIII веке Собор пострадал от каталанцев и снова был восстановлен болгарскими царями; здесь сохранились фрески XIV века. На горнем месте алтаря - святыня Карей - чудотворная икона Божией Матери "Достойно есть". Хранится также чудотворная икона Спасителя. В Карей находится также чудотворная икона Божией Матери "Млекопитательница". Она хранится в древней келии св. Саввы Сербского "Типикарнице"
1.Великая Лавра
Лавра Св. Афанасия - первенстующий монастырь на Святой Афонской Горе, находится на небольшом плато на юго-востоке полуострова в получасе пути пешком от моря. Она основана в Х веке св. Афанасием Афонским, но основной ансамбль монастырских построек был сооружен на пожертвования византийских императоров Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия. Область лаврских владений обширна, ей принадлежит вся южная оконечность Святой Горы, скиты: Молдавский, Кавсокаливия, св. Анны; средоточием владений является сама вершина горы Афон. От Лавры просматриваются острова Лимнос, Тассос, Самофраки, Имброс; а вдали, в ясную погоду, можно различить тонкой полосой берега Дарданельского пролива. От Лавры св. Афанасий восходил по скату на вершину горы для уединенной молитвы. К западу от Лавры идет главная лаврская дорога, ведущая в скит св. Анны, и монастыри, находящиеся в западной части. В Крестовые походы Лавра много пострадала от дружин крестоносцев, особенно от страшных скопищ каталанцев. Бедственное положение Лавры усугубилось в период разрушения Византии и продолжалось до XVI века.
К XVII веку Лавра снова возродилась в былом величии. Возобновления происходили и в конце XVIII века. Лавра окружена высокими каменными стенами. Величественно возвышается башня над главными вратами, так называемая "Цимисхиева". Недалеко от Лавры находится небольшая церковь в честь свв. бессребренников Космы и Дамиана, основанная св. Афанасием по указанию Божией Матери для избавления от козней диавольских, силившихся воспрепятствовать святому строить Лавру. В Лавре находится Соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Х века с фресками XVI века работы Феофана Критского с примыкающими церквями во имя святителя Николая Чудотворца и 40 мучеников. Здесь и гробница св. Афанасия, день памяти которого - особо почитаемый праздник Лавры - 5 июля (по Юлианскому календарю). Среди многих драгоценных реликвий и даров византийских императоров хранятся: крест и жезл св. Афанасия, две чудотворные иконы - "Экономисса" (поставлена в память явления св. Афанасию Богоматери на месте, где находится живоносный источник) и "Кукузелисса", находящаяся в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, части животворящего древа Креста Господня в драгоценных оправах, мощи св. Василия Великого, св. Михаила Синадского, св. апостола Андрея Первозванного, св. Ефрема Сирина и многих других святых. В трапезной сохранились фрески XVI века. В лаврском дворе имеется великолепная куполообразная крещальня с огромной чашей и два тысячелетних кипариса. В настоящее время Лавру населяет 45 монахов.
2. Ватопед
Ватопед - греческий монастырь, расположен в небольшой бухте на северо-восточном берегу Афона. Этот монастырь - один из самых древних, богатых и обширных монастырей на Св. Афонской Горе. По преданию он основан равноапостольным царем Константином в первой половине IV века, но в том же столетии был разорен богоотступником Юлианом. В конце того же столетия был восстановлен греческим императором Феодосием в признательность Богу за спасение от потопления царственного его сына Аркадия. В 862 году он был вторично разорен арабами, а в Х веке, по совету преподобного Афанасия Афонского, возобновлен тремя адрианопольскими богатыми гражданами - братьями: Афанасием, Николаем и Антонием. Соборный храм монастыря, один из самых обширных на Афоне, построен в Х веке, посвящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
В нем сохранились фрески XIV века, а также несколько мозаик. В него ведет величественное преддверие, из которого вход в два пространных притвора: внешний и внутренний. По обеим сторонам притворов два придела; по праву сторону - святителя Николая Чудотворца, по левую - св. великомученика Димитрия Солунского; над последним приделом находится еще небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый "Отрады" или "Утешения". В монастыре находятся чудотворные иконы Божией Матери: "Закланная", "Провозвестительница", "Ктиторская", "Отрады" или "Утешения", "Елеоточивая" и чудотворная икона Божией Матери над вратами. Единственная и бесценная святыня Ватопеда - "Пояс Богородицы". Кроме него здесь находятся части животворящего Креста Господня, губы и хламиды Христа, частицы мощей святых: Григория Богослова, Андрея Критского, апостола Варфоломея, великомучеников Феодора Стратилата, Параскевы, Кирика, Сергия, Вакха, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеймона, Трифона, Иоанна Милостивого, архидиакона Стефана, великомученика Димитрия Солунского и других. Кроме Соборного храма существует еще шестнадцать параклисов (малых церквей). В библиотеке хранится одно из самых богатых и редких собраний книг и рукописей. Особенная драгоценность здешней библиотеки - экземпляр Птолемеевой географии с картами. В монастыре обращает на себя внимание братская усыпальница, которая сохраняет в возможной целости кости умершей братии этой обители в течении более чем десяти веков. По афонскому обычаю останки каждого погребенного монаха через три года откапывают и кости слагают в общую усыпальницу. Особо почитаемый праздник монастыря - Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (по Юлианскому календарю). В настоящее время монастырь населяет 45 монахов.
3. Иверский монастырь
Иверскиймонастырь расположен на северо-восточном побережье Святой Горы, с северо-запада окружен горами, покрытыми лесом. От Карей примерно час пешего пути. Он основан в конце Х века на развалинах совершенно запустевшего Климентова монастыря. Строителями его были царственные иноки Иоанн, сын его Евфимий и родственный им Георгий, бывшие родом из Иверии (Грузии) и происходившие из грузинской династии Багратионов. Название Иверского монастырь получил от своих ктиторов и насельников - иверцев. Четырехугольный в плане монастырь обнесен высокими стенами расположен на берегу пристани и со стороны моря имеет высокий пирг (башню). При входе в обитель на левой стороне наводится небольшая привратная церковь с чудотворной иконой Божией Матери именуемой "Вратарница" ("Портаитисса"). Главный Соборный храм монастыря посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Собор в плане крестообразный, по обе стороны притворов приделаны небольшие церкви (параклисы).
Основанный в Х веке, Собор почти весь расписан поздней живописью, но сохранились фрески и XVI века. В западной стене внутреннего притвора находится гробница с мощами ктиторов монастыря. В 1259 году от латинян монастырь потерпел сильные бедствия; был разорен, часть иноков пленили, многие были убиты. После такого погрома монастырь не скоро оправился. В 1285 году было снова нападение латинян, а в 1306 году монастырь потерпел страшные разорения от каталанцев. До конца XVI столетия монастырь находился в упадке.
Возрождение монастыря в полной силе осуществлялось на протяжении XVII столетия. К XIX веку вследствие политических переворотов на востоке грузин осталось очень мало и управление монастырем окончательно перешло в руки греков. Кроме Соборного храма в монастыре находятся еще три малые церкви: Богородицы "Вратарницы" ("Портаитиссы"), св. Предтечи и Крестителя Иоанна, Собора св. Архангелов и пятнадцать параклисов. Из монастырских святынь находятся части хламиды, губы и трости через которые был поруган Господь иудеями; часть животворящего древа Креста Господня и частицы мощей святых: Феодора Стратилата, Михаила Синадского, великомученика Пантелеймона, мученицы Фотинии, Евпраксии и Параскевы, великомученика Георгия, Василия Великого, Иоанна Златоустого, бессребренников Космы и Дамиана, апостола Петра, евангелиста Луки, апостола Варфоломея, Афанасия Великого и многих других. Богатая библиотека содержит много древних рукописей и книг. Вблизи Иверского монастыря на берегу моря указывают место, называемое в древности Климентовою пристанью, к которой, по преданию, пристал корабль с Богоматерью. Особо почитаемый праздник монастыря - Успение Пресвятой Богородицы - 15 августа (по Юлианскому календарю). Монастырь в настоящее время населяет порядка 45 монахов.
4. Хиландар
Монастыр Хиландар находится на северо-восточном берегу, в получасе от моря. Он основан сербским архиепископом св. Саввой и его отцом св. Симеоном в XII веке как сербский монастырь. Будучи славянской обителью и предназначенный указом греческого царя Алексея III Ангелоса в собственность Сербии Хиландар внес славянский дух и характер во многие обители Святой Горы. Во многих из них, греческих по основанию. Богослужение начали совершать на славянском языке. С 1293 г. благодаря своему второму ктитору - сербскому королю Стефану Урошу Милутину обитель стала быстро процветать, тем более, что в 1348 году в ее стенах более четырех месяцев жил царь Стефан Душан, именовавшийся самодержцем греков, сербов и болгар.
К концу XVII века монастырь пришел в упадок, но возобновлен был благочестивым купцом венецианским, впоследствии иноком Никанором и пожертвованиями от болгар. Соборный храм построен в XIV веке в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это особо почитаемый праздник монастыря (21 ноября по Юлианскому календарю). В этом храме находится чудотворная икона Божией Матери "Троеручица", находившаяся с VIII века по XIII век в Палестинской Лавре Св. Саввы Освященного, в келии св. Иоанна Дамаскина. Икона эта вместе с чудотворной иконой "Млекопитательница" и пастырским жезлом св. Саввы Освященного была дарована св. Савве Сербскому. Хранятся здесь также чудотворные иконы "Акафистная" и "Попская". В Соборном храме по правую сторону клироса находится гробница в которой почивало нетленное тело св. Симеона, перенесенное в последствии в Сербию. Из этой гробницы выросла с наружной стороны храма виноградная лоза, плодам которой приписывают целебную силу, особенно для неплодных супругов. Из святынь обители хранятся части животворящего Креста Господня, тернового венца, крови, трости и пелен Христовых; часть смирны из даров волхвовых и частицы мощей следующих святых: Евтихия патриарха Цареградского, преподобного Симеона Столпника, Григория Богослова, мучеников: Евстратия, Марины, патриарха Никифора, св. Пантелеймона, пророка Исаии, Иоанна Предтечи и других. Кроме Соборного храма здесь еще десять параклисов. Библиотека содержит более 1.000 древних греческих и славянских манускриптов и более 20.000 книг. По дороге из Хиландара в Ефсигмен, с левой стороны над самым морем виднеются здания монастыря Св. Василия. Это остатки древнего греческого монастыря. В настоящее время в Хиландаре 30 монахов.
5. Дионисиат
Монастырь Дионисиат расположен на высокой скале морского берега при устье огромного лесного ущелья между монастырем Св. Павла (около часа пешего пути) и монастырем Григориат. Этот монастырь обнесенный кругом высокими стенами и крепкими бойницами, имеет вид замка средних веков, внутри довольно тесен. Он был основан в XIV веке св. преподобным Дионисием. При посредстве своего брата Феодосия, бывшего в то время митрополитом города Трапезунта, испросил он средства у императора Алексея Комнина III. Император не отказал иноку в помощи и обитель была устроена. Но еще до окончания она подверглась разграблению со стороны разбойников, которые при этом всех иноков забрали в неволю.
Дар императора помогает преподобному Дионисию выкупить их. В третий раз он отправляется к императору в Трапезунт, где не дожив до возобновления своего монастыря, скончался в 1375 году. Монастырь восстанавливается приемником его, преподобным Домитием. Соборный храм XVI века посвящен в честь Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Это особо почитаемый праздник монастыря (24 июня по Юлианскому календарю). Храм величествен, стены его расписаны, сохранились фрески XVI века. К этому же периоду относится высокая монастырская башня. Кроме Соборного храма существует еще одиннадцать параклисов. Из святынь монастыря есть часть животворящего Креста Господня, десница св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в драгоценной оправе, правая рука св. Иоанна Милостивого, частицы мощей следующих святых: св. Иоанна Молчальника, епископа Колонийского, священномученика Власия, Модеста, патриарха Иерусалимского, священномученика Антипы, св. апостола и евангелиста Луки, патриарха Нифонта, царицы Феофании и других, а также миро св. великомученика Димитрия Солунского и узы св. апостола Петра. Здесь же находится древнейшая чудотворная икона Богоматери "Похвалы", которую император Алексей Комнин, будучи в Трапезунте, пожертвовал св. преп. Дионисию. При императоре Ираклии в 1592 году пираты похитили эту икону, но устрашенный во сне путеводитель их возвратил ее обратно в обитель. Когда ее вынимали из ящика, то нашли его полным благоуханного мира. Это так поразило некоторых пиратов, что они стали монахами. В 1767 году икона вторично была похищена турками, затем греками увезенная на остров Скопелос. Иноки требовали вернуть икону, но только поразившая остров язва вразумила жителей вернуть ее в монастырь. Древняя библиотека содержит более 800 рукописей и более 5.000 книг. В собрании хранится замечательная Псалтырь, писанная на пергаменте, с надписью греческого царя Алексея Комнина. Монастырь населяет 55 монахов.
6. Кoтлумуш
Монастырь Котломуш находится на северо-восточном склоне Святой Горы, в 10 минутах ходьбы от Карей. С южной и западной стороны он окружен горами и лесом, с восточной и северной стороны прекрасной долиной с садами и виноградниками. В древности на месте нынешнею монастыря стояла небольшая обитель во имя Преображения Господня, а настоящий монастырь основан в XII веке греческим императором Алексеем Комниным. Монастырь Котломуш подвергался разорению варваров, но возобновлялся господарями и воеводами Валахии. В XIX веке во время греческого восстания сильно пострадал, как и другие святогорские обители, позднее большой урон монастырю нанес пожар. Монастырь имеет вид строгого четырехугольника в плане, в средине которого находится пятиглавый Соборный храм Преображения Господня.
Он благолепно украшен: имеет резной золоченный иконостас, пол во всем храме выстлан мраморными плитами. Храм уцелел с 1540 года, сохранились и фрески этого периода. В 1773 году к храму пристроен придел во имя Акафистной Божией Матери. В нем находится замечательна Акафистная икона Богоматери: вокруг ее образа изображены все пророки и весь акафист в лицах. У северной стороны Собора снаружи, погребен патриарх Александрийский Матфей, бывший монахом этой обители и скончавшийся в 1775 году. Монастырская колокольня сооружена в 1808 году. Недалеко от Соборного храма построен из белого мрамора прекрасный водосвятный фиал (чаша) с десятью колоннами. Кроме Соборного храма в монастыре еще четыре параклиса. Среди реликвий монастыря частица животворящего Креста Господня, рука св. мученика Евстратия, часть левой стопы св. прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы; частицы мощей: св. муч. Кирика, св. великомуч. Евстафия Плакиды, св. великомуч. Пантелеймона, глава св. Алипия столпника, рука св. Харалампия, рука св. Григория Богослова, часть главы св. Елевферия, часть главы св. Анастасии Узорешительницы и св. Параскевы и многих других святых. Во владении Котломуша находится келия св. великомученика Георгия Победоносца, где подвизался отшельник Киприан, которому за исповедание христианства и обличении в заблуждении магометан, турки отрубили голову в Константинополе в 1679 году. Библиотека обладает более 600 экземплярами древних рукописей и свыше 3.500 книг. В настоящее время здесь проживает 30 монахов.
7. Пантократор
На расстоянии часа ходу от Кареи, на северо-восточной стороне Святой Горы, на отдельной утеснистой скале у моря находится монастырь Пантократор (что значит "Вседержитель"). Он основан греческим императором Алексеем Стратопедархом (военачальником) и братом его Иоанном Примикирием (первым сановником цереградского двора) в 1361 году. После захвата турками и разорения монастырь был возобновлен господарем молдавским Станлом около 1536 года.
Монастырь обнесен массивной стеной и высокими башнями. На стене расположены иноческие келий в несколько этажей, поэтому снаружи монастырь смотрится довольно высоким. Этому способствует и расположение монастыря на высокой скалистой местности. Монастырь разделен на два двора: в первом дворе располагаются гостинные келии, высокая башня с малой церковью наверху, внизу башни - ризница. На втором дворе расположен Соборный храм, трапезная и колокольня. Соборный храм посвящен в честь Преображения Господня. В монастыре этот праздник Преображения Господня особо почитается (6 августа по Юлианскому календарю). Храм относится к XIV веку и сложен из белого мрамора. В 1847 году из такого же мрамора был сделан пол. В храме сохранились фрески. Среди святынь монастыря в храме хранится чудотворная икона Божией Матери, называемая "Геронтисса", т.е. "Старица". Образ Божией Матери изображен на ней в полный рост в преклонном возрасте, без младенца Христа. С этой иконой связаны не раз совершавшиеся чудесные события. Во время разграбления Пантократора турками икона была брошена в колодец, серебрянные ризы были сняты. По дороге турки были поражены слепотою и сами поняли кару за святотатство с иконой. Несколько лет спустя, с возобновлением иноческой жизни, монахи нашли икону невредимой в колодце. Многократно Богоматерь изъявляла свою особенную попечительность об умирающих старцах, отсюда закрепилось название иконы "Старица" или "Геронтисса". Из святынь монастыря: частицы животворящего древа Креста Господня, мощи следующих святых: апостола Андрея, Иоанна Милостивого, Иоанна Златоуста, Афанасия патриарха Константинопольского, преп. Иоанникия Великого, священномученика Харалампия и многих других. Кроме Соборного храма в монастыре имеются восемь параклисов. В монастырской библиотеке замечательная редкость - Евангелие, принадлежащее св. Иоанну Кущнику, много и других древних рукописей и книг. Пантократору принадлежит келия "Достойно есть", где по преданию святой Ангел воспел песнь "Достойно есть" перед иконой Богоматери. В настоящее время монастырь населяют 20 монахов.
8. Ксиропотам
Ксиропотам находится на юго-восточной стороне Святой Горы выше пристани Дафни на расстоянии в два часа ходу. Местность представляет небольшую горную равнину. При монастыре находится глубокий и широкий ров, который в зимнее время наполняется водой" а летом высыхает. От этого и происходит название монастыря; "ксиропотам" значит - "сухой поток". Источники упоминают о существовании монастыря в V веке при греческой царевне Пульхерии, бывшего клирикальной обителью древнего еще существовавшего города Стратоники. При нашествии арабов монастырь был разорен и находился в запустении до Х века.
Ксиропотам был возобновлен при императоре Романе усилием преподобного Павла, сына греческого императора Михаила Куропалата, прозванного Рангавеем. В XIII веке при царе Михаиле Палеологе монастырь принял унию, когда латиняне с братией монастыря совершали латинскую мессу. Измена православию явила знамение Божие: на глазах царя Михаила Палеолога сотряслись камни обители и монастырь рассыпался до основания; царь бежал с Афонской горы, а другие отступники погибли. Возобновление обители произошло при благочестивом императоре Андронике, сыне отступника Михаила Палеолога. Интересно, что султан Селим испытав чудесное видение ему 40 мучеников Севастийских много благотворил Ксиропотаму. Монастырь имеет вид четырехугольника в плане, самая древняя из башен на северной стене. Соборный храм посвящен 40 мученикам Севастийским, их же память (9 марта по Юлианскому календарю) - особо почитаемый праздник обители. Из святынь монастырских хранится самая значительная часть животворящего Креста Господня пробитая гвоздем от распятого тела Иисуса Христа - это пожертвование царя Романа преподобному Павлу - строителю Ксиропотама. Имеются также частицы мощей святых: мученика Прокопия, преп. Авксентия, свяшенномученика Игнатия Богоносца, персты Иоанна Златоуста и Василия Великого, мученика Трифона, св. Григория, просветителя Армении, святых 40 мучеников и многих других, а также часть одежды, облитой кровью и миром св. вмч. Димитрия Солунского. В монастыре хранится замечательная икона св. вмч. Димитрия Солунского, вырезанная из зеленого мрамора и некогда входившая в состав церковных украшений храма Св. Софии в Константинополе; драгоценная чаша с резными ангелами изображенными с орудиями страстей Христовых, а также Евангелие с искуссными миниатюрами. Кроме Соборного храма в монастыре десять параклисов. Населяет монастырь в наше время 40 монахов.
9. Зограф
Зограф расположился на северо-западном лесистом склоне Святой Горы, в получасе ходьбы от моря. Основан в начале XI века трема братьями родом из Ахриды Болгарской. Предание говорит, что соорудив небольшую церковь братья не знали кому, в чье имя посвятить ее и какую икону написать на приготовленной доске. Они усердно молились Богу и Господь услышал их молитву.
Когда они вошли в церковь то изумились, увидев на приготовленной доске лик св. великомученика Георгия Победоносца. Обрадованные, они посвятили обитель св. великомученику Георгию Победоносцу а от этой чудотворной иконы обитель стала называться Зограф, т.е. "Живописец". В момент совершения этого чуда в Фануилевом монастыре находившемся в Сирии близ города Лиды (отечества св. великомученика Георгия) произошло следующее: прежде, чем всей Сирии, а вместе с нею и Фануилевой обители суждено было быть захваченными и расхищенными варварами, на виду у всего братства живописный образ св. Георгия чудесным образом отделившись от доски, поднялся на воздух и исчез. Игумену этой обители было явление св. Георгия и указание на нахождение образа на Святой Горе в Зографе и уже на новой доске. Монастырь Зограф быстро расцветал и расширялся, но ненадолго. В результате пиратских грабежей и походов латинян монастырь был разрушен, разграблен и пришел в запустение. В начале XVI века монастырь обновил и многое выстроил заново молдовлахийский воевода Стефан. Реконструкции монастырь подвергся в XVIII веке. Соборный храм посвящен во имя св. великомученика Георгия Победоносца, (этот монастырский праздник отмечается 23 апреля по Юлианскому календарю). Здесь хранятся: три чудотворные иконы св. великомученика Георгия: одна, называемая "Зограф", другая - прибывшая из Аравии, третья от молдовлахийского воеводы Стефана VI; чудотворная икона Божией Матери "Услышательница"; частицы животворящего Креста Господня и частицы мощей: св. муч. Стефана, св. великомученика Георгия, архидиакона Стефана, священномучеников Игнатия Богоносца, Антипы и Харалампия, мучеников Никиты, Нестора, Кирика, апостола Андрея Первозванного, Евтихия, патриарха Цареградского и многих других. Кроме Соборного храма здесь находится еще десять параклисов. Во дворе, на месте башни, в которой сгорело 26 мучеников во время папского гонения 10 октября 1276 года, был поставлен памятник. Монастырская библиотека содержит много греческих и славянских рукописей и книг. В наши дни здесь подвизается около 10 братии.
Часть II