Оригинал взят у
ingeneriys в
Херсонес Таврический Херсонес Таврический - уникальный историко-археологический памятник юга Украины. Херсонес был греческой колонией, основанной в 529/528 гг. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской. В течение двух тысяч лет город был заметным очагом античной и византийской культуры на границе с бескрайним варварским миром.
С судьбой Херсонеса связаны имена скифского царя Скилура, понтийского владыки Митридата, римского императора Гая Юлия Цезаря, и киевского князя Владимира…
Владимирский собор. По церковным преданиям и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича состоялось в 988 году в городе Херсонесе, или Корсуне (так его называли древние русичи). В «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают ученые, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для всей Руси события.
Новый колокол, который торжественно зазвучал во время празднования годовщины крещения Руси. Был отлит в Донецке на ДМЗ.
На заднем фоне виднеются колонны. Здесь ведь была агора, то есть главная площадь города, с храмом Девы и другими храмами языческого периода, которые сменились в 6-7 вв не менее как шестью церквями.
В античные времена здесь находились святыни города: статуи богов, храмы - главный был посвящен богине Деве, - высеченные на камне почетные постановления, среди них присяга граждан Херсонеса. После укрепления христианства облик площади изменился, исчезли статуи Артемиды, Геракла, Зевса и других божеств, вместо них построили семь христианских храмов.
Уже в I вв. в Херсонесе появляются первые последователи христианства. Здесь оканчивает свою жизнь римский папа Климент I. К IV веку относится время жития Херсонесских святых. В 381 году херсонесский епископ Эферий принимал участие во Втором Вселенском Соборе. Ну а я решил полежать на алтаре.
Визитная карточка Херсонеса, его символ, эмблема - все словесные штампы уместны в этом случае. Действительно, изображение белых колонн на фоне моря - непременная иллюстрация рассказа о Херсонесе. Те же колонны вы увидите и на купюре достоинством в 1 гривну. Здесь они - тоже символ. Символ крещения киевского князя Владимира в византийском Херсоне.
Уехать из Херсонеса, не запечатлев себя на фоне базилики и моря - это все равно, что уехать из Египта, не сфотографировавшись на фоне пирамид, а из Рима - на фоне Колизея. Кто же тогда поверит, что ты там был? Так что. в каком-то смысле, базилика - это наше все.
Несмотря на то, что базилика не принадлежит к самым первым зданиям христианского культа, ее украшала скульптура Доброго Пастыря, характерная для искусства 3-4 вв по РХ. После землетрясения в 11 веке базилику перестроили в квартальный храм, который погибает уже в 13 веке. Возле базилики была небольшая усадьба, очевидно, священника (во всяком случае, при раскопках найдено много культовых предметов), погибшая в огне в 13-14 вв.
Колокол отлит в Таганроге в 1778 г. из турецких пушек, взятых в качестве трофея. На нем изображены покровители моряков - св. Николай и св. Фока. После Крымской войны был вывезен в Париж, где находился до 1913 г. Во время непогоды использовался как сигнальный колокол.
Общий план колокола, который побывал в Соборе Парижской Богоматери.
Без театра не мог существовать античный город. Херсонесский театр был построен на рубеже III и IV веков, он вмещал около 3000 зрителей. Здесь устраивались представления, народные собрания и празднества.
В период римского владычества театр также служил ареной для боёв гладиаторов. Когда христианство становится официальной религией Римской империи спектакли были запрещены. Театр пришёл в запустение и на его руинах были возведены два христианских храма. Один, размещавшийся на орхестре, был разобран при реставрации. Второй - большой крестообразный храм - сохранили. Он получил название «Храм с ковчегом»(кстати, единственный амфитеатр, найденный на территории бывшего Советского союза).
Некогда, в самом начале города, здесь проходила городская стена. Ее в 3 веке до РХ разобрали. Для устройства театра выбрали именно это место потому, что тут - овраг, или балка, с почти полукруглыми склонами, которые осталось чуть подтесать до кондиции. К тому же балка и от ветра защищала. Там, где ныне - сцена (по центру), некогда бил родник. Вероятно, близость воды понравилась на заре существования города какому-то ремесленнику, и он устроил тут мастерскую по литью металла. Когда театр построили, родник отвели в другое место, устроив нимфей, то есть водозабор с изображениями нимф, выгнали и ремесленника.
В 7 веке, на месте театра был построен храм.
Подземный храм-мартирий, то есть сооружение в память мучеников. Виден алтарь. Про него есть очень интересная история, но это уже по требованию.
Греческий дворик и монетный двор. Греческий дворик - так называется небольшой двор перед двумя зданиями музея, построенными еще в 19 в. При строительстве, конечно, пришлось испортить немало ценных археологических слоев, и сами здания получились не очень красивыми. Во двор принесли капители от византийских колонн с разных храмов.
Под навесом - подвал обширного дома, раскопанного еще в 19 в, который условно называется Монетный двор. В подвале найдены остатки литейного производства, разновесы, а главное, заготовки для монет.
Поскольку здание погибло в пожаре, и было оно огромным, а по планировке не отличалось от жилых домов, некоторые горячие головы говорят, что именно тут разворачивалась легенда о Гикии и ее муже из боспорян, именно в этом подвале он прятал солдат, и именно этот дом Гикия сожгла вместе с мужем и с солдатами.
Ещё немного развалин с телефона.
До сих пор что-то исследуют.
Туристы из Израиля.
А ведь ещё до Рождества Христова тут жили люди... То, что осталось от домов.
Бывший дом винодела, на сколько я помню.
Интересная круговая лестница внутри одной из башен.
Портовый район.
Главная улица Херсонеса
А это не главная улица))). У неё, конечно есть название, но я не помню.
Здесь приятно бродить по руинам древнего города, и пытаться осознать, что вот по этим же камушкам ходили люди еще при греках, римлянах, генуэзцах, монголо-татарах и т.д. Сейчас эти развалины, много чего повидавшие за свои 2500 лет, превращены в музей-заповедник.
В Херсонесе есть свой неофициальный пляж, даже три. Галечный (под древним колоколом), песчано-ракушечный (справа от входа в Карантинной бухте) и каменный (у колонн античного храма). Последний самый неудобный, зато и самый немноголюдный. Сюда приятно приезжать на закате, смотреть, как солнце садится в море, и всеми клеточками ощущать древность места. Как, например это делаю я).
Ощущения крутые).
Красивые камни.
Сидел, наверное минут 40 с закрытыми глазами и слушал море.
И бушующие волны.
Природная ванна или джакузи, со всех сторон защищённая грядой камней.
Красота...
В первой половине XV в. ещё теплилась жизнь небольшого рыбацкого посёлка, но вскоре население покинуло и его. Город умер… В XVI в. польский посол Мартин Браневский пишет о Херсонесе: «Достойные удивления развалины очень явно свидетельствуют, что это был некогда великолепный, богатый и славный город греков, многолюдный и славный своею гаванью. Во всю ширину полуострова, от берега до другого, ещё и теперь возвышается высокая стена и башни многочисленные и большие из тёсаных огромных камней. Этот город стоит пуст и необитаем и представляет одни развалины и опустошение. Дома лежат во прахе и сравнены с землёй…».
Путешествуйте сами, познавайте что-то новое и интересное!