Причащение на Пасху - новая "духовная мода" или древняя традиция?

Apr 30, 2016 06:46


Те православные, которые ходили в церковь хотя бы при Святейшем Патриархе Пимене, помнят, что ни в сам день Пасхи, ни на Светлой седмице нигде никого не причащали (разве что кроме младенцев, которым не требуется для причастия ни поста, ни исповеди). Обычно все причащались в Великий Четверг, так как именно в этот день было установлено Господом таинство Евхаристии, а кто по причине работы не мог причастится в Великий Четверг, - причащался в Великую Субботу. В Пасху же после крестного хода и литургии все разговлялись. Тем более не могло быть и речи о причащении на Светлой седмице за отсутствием поста. Казалось бы одной этой установленной отцами традиции было бы достаточно, чтобы закрыть тему раз и навсегда. Однако, современные обновлецы и модернисты, не удовлетворяются традицией, до них отцами установленной, но по гордыне пытаются внести какую-нибудь новенькую отсебятину, ссылаясь при этом для оправдания якобы на более глубокую древность. Замечено, что любой богослужебный модернизм лукаво прикрывается "древностью". Хотя уже сама идея возврата к древности порочна, так как Церковь постоянно живет Духом Святым, а не только в какие-то неведомые древние времена, но и, тем не менее, была ли такая практика в древности? Склоняемся утверждать, что нет. По Уставу литургия Великой Субботы должна начинаться с великой вечерни и после полудня. Все песнопения, входящие в ее чинопоследование, - воскресные, включая Евангелие. И новый день, как известно, начинается с вечера. Можно предположить, что она - литургия Василия Великого - как раз и была в древности первой пасхальной литургией, за которой все причащались. После этой литургии в качестве уставных чтений Уставом назначаются Деяния Апостолов, потому что разговляться, согласно 89-му канону Шестого Вселенского Собора, можно было не раньше полуночи. Нужно было благоговейно ждать окончания поста. Сейчас, кстати, этот канон вообще потерял всякий смысл, так как все равно никто раньше окончания пасхальной утрени и литургии не разговляется, а это уже далеко после полуночи. Да и ежегодное схождение Благодатного огня на Гробе Господнем происходит в Великую Субботу во второй половине дня, а не в воскресенье. Хотя по-правильному, это уже и есть воскресенье. Таким образом, причастившись и разговевшись ровно в полночь, православные расходились по домам. А та, что в современном понимании назвается пасхальной литургией - Иоанна Златоуста - была уже, видимо, второй пасхальной литургией. На ней уже вряд ли кто-то причащался, так как все уже разговелись. Впоследствие, когда был составлен Иоанном Дамаскиным для утрени замечательный пасхальный канон, предположительно произошло смещение этих двух литургий. Литургию Великой Субботы стали совершать в первой половине дня, и она усвоилась именно субботе, а не воскресенью; а следующей литургии Иоанна Златоуста присвоили звание первой пасхальной литургии, вместе с предшествующими ей крестным ходом и пасхальной заутреней. Видите, все традиции далеко не случайны. И если обновленцы и модернисты не понимают их смысла, то это никак не означает его отсутствие. О причащении же на следующих литургиях Светлой седмицы и речи быть не могло, так как пост, согласно Устава, - непременное условие подготовки к причащению (Типикон, 32-я глава). И напрасно обновленцы и модернисты ссылаются на 66-й канон Шестого Вселенского Собора, как будто наши отцы его не знали, а они - обновленцы - открыли Америку :) Там речь идет совсем о другом, о том, что дни Светлой седмицы нужно проводить как один день - в молитве и духовной радости о Воскресшем Господе, а не заниматься различными мирскими попечениями. Здесь, как и везде, обновленцы и модернисты не понимают и не хотят понимать самого главного. Это то, что отцы, установившие церковные традиции, всегда пребывая в подвиге бдения, поста и молитвы, были водимы Духом Святым, а современные обновленцы и модернисты, не несущие совершенно никакого духовного подвига, водятся злым духом и собственной гордыней, пребывая в состоянии духовной прелести. Более того, патологическое отсутствие смирения перед духовным авторитетом предшествующих отцов, вызывает справедливые вопросы об истинных целях их видимого присутствия в Церкви. Не на разрушение ли Церкви они засланы? Не на профанацию ли всей церковной жизни и переформатирование церковного сознания православных христиан? Время покажет, однако, и уже показывает.

обновленчество

Previous post Next post
Up