Культуркологическое

Feb 14, 2016 18:07

Оригинал взят у perfontana в Чувства и разум: кто кого?
Интересная статья о применении математических игр в психологии и других социальных науках.
Самое интересное, на мой взгляд, это анализ игры «Ультиматум» (второй по порядку).

Правила Двум игрокам предлагается разделить между собой некоторую сумму денег, допустим, 1000 рублей. Первый из них, подающий, предлагает свой вариант дележа, например каждому по 500 рублей, или ему 800, а напарнику - 200 и т. д. Второй игрок, принимающий, может либо согласиться на предложенные условия и получить свою долю, либо отвергнуть схему раздела. Во втором случае никто денег не получает - они уходят обратно в банк.
Человеческие качества Что бы вы сделали на месте принимающего? Если исходить из рациональности, то надо соглашаться на любой вариант раздела денег. Даже если подающий хочет забрать себе 990 рублей, все равно спорить не стоит: 10 рублей все-таки больше, чем ноль. Но кроме рациональности есть еще и справедливость.

Так вот, принимают или нет предложенное испытуемые, зависит от культуры, в которой они выросли и в которой живут сейчас.

Для европейской культуры это выглядит так: В сотнях проведенных экспериментов подающие чаще всего предлагают своим напарникам от 50 до 30%. Где-то в интервале от 30 до 20% принимающие начинают отказываться от сделки, выбирая принцип «Так не доставайся же ты никому!».

Для неевропейских культур - иначе: Перуанские индейцы, к примеру, были склонны принимать практически любые предложения, а жители Азии оказались гораздо щепетильней и несговорчивей американцев. В одном из экспериментов, проведенных в Индонезии, испытуемые отказывались даже от сумм, составляющих несколько их месячных зарплат

И вот оно, самое интересное: Эксперименты дали неожиданные результаты. Испытуемым искусственно блокировали работу рациональной лобной коры. Казалось бы, отпущенные на свободу эмоции должны в бешенстве отвергать все несправедливые предложения. Но вышло наоборот: игроки стали гораздо более сговорчивыми и податливыми, эмоции гнева и обиды уступили врожденному чувству наживы. Получается, что та самая рациональная деятельность лобной коры и приводит к отклонению от разумной математической стратегии, а представления о чести и справедливости вынуждают людей принимать взвешенно-невыгодное решение. Недаром в экспериментах, проведенных на группах аутистов, процент о¬тказов был значительно ниже. Лишенные социальных предрассудков, они гораздо чаще следовали идеальной математической модели.

То есть, переводя на человеческий язык, важно не столько, какие мы чувства переживаем (а участники экспериментов испытывали и желание нажиться, и - в большей или меньшей степени - уязвлённое самолюбие: «С какой стати ему 900 рублей, а мне только сотню, да чем он лучше меня!!!»). Важно то, как мы с эмоциями и чувствами обходимся. Ну, то есть, похоже, что некоторые культуры (азиатские, например), более щепетильны к внешним проявлениям статуса во всех, абсолютно во всех телодвижениях. На сотню меньше предложил - обида навеки; поздоровался не так - всё, ходи теперь осторожно, оглядывайся, сука. Кстати, именно азиатские культуры славятся своей вычурной восточной вежливостью и многоэтажным этикетом: ну конечно же, лучше сто раз извиниться и сделать тысячу ритуальных подскоков, чем иметь дело с оскорблённым и разъярённым от «унижения» оппонентом
.
И ещё: получается, тому, как нужно обходиться с собственными эмоциями и чувствами, нас научают в детстве. Аутисты, которым социальные стратегии не даются, воспринимают мир по Адаму Смиту: максимизируя собственную пользу, и берут любые предложенные суммы (ведь даже 10 рублей из тысячи всё равно больше, чем ничего, не так ли?). А для нейротипичного (не-аутиста), усвоившего ещё в детстве стратегии социального взаимодействия, да ещё принимающего их как должное, возникает сложная игра смыслов: если ты предложишь недостаточно, чтобы показать, как ты меня уважаешь - ничего не возьму; да подавись ты своей сотней. Да, я не куплю на эти деньги много чего хорошего, но и ты, скотина, будешь знать, как предлагать жалкие подачки! Ведь ты и сам ничего не получишь, съел?

То есть, людьми руководят не чувства напрямую, а когнитивные стратегии управления собственными эмоциями. С регулярностью, достойной лучшего применения, ко мне приходят клиенты, пытавшиеся репрессировать «неправильные эмоции» - лень, гедонизм, любопытство, скуку, отвращение и т.п. Приходили и те, кто собственными когнитивными стратегиями обращения с эмоциями довёл себя до полноценной депрессии, да так, что потребовалось медикаментозное лечение. И я имела возможность наблюдать, как человек, взбодрившийся на препаратах, с утроенной энергией берется за привычную когнитивную стратегию: ну теперь-то таблеточки меня починили, давай-ка я всё таки построю свою жизнь, как мне кажется правильным! И опять выходит, как в старой поговорке: «Только научил цыган лошадь не есть, как она возьми да сдохни»

Собственные чувства и эмоции - это данность. А когнитивные стратегии (т.е., как с ними можно обращаться) - не заданы изначально. Мне кажется, это можно сравнить с воспитанием собаки: для полноценной дрессировки животного нужно учитывать его состояние здоровья, особенности психики, физические характеристики. В интернете множество подборок фотографий «вот что сделала с городской квартирой наша хаски». Просто хаски - энергичные ездовые собаки, полные жизненной силы; они уставать начинают только после первых 100 километров пути, да ещё при этом тянут на себе сани. Поэтому бешеная собачья энергия, запертая в четырёх стенах, производит эффект разорвавшегося снаряда. Перевоспитать их? Нереально, это не диванная домашняя игрушка, а весёлая бойкая ездовая псина. Приходится учитывать собачьи особенности и направлять в мирное русло: заводчикам хаски рекомендуют давать им много бегать, много, очень много, лучше гонять собаку на природе по нескольку часов в день. Иначе - прощай, мебель.

Возвращаясь к нашим эмоциям: знаете, и с ними точно так же. Просто с самими собой (и со своими детьми) люди умудряются обходиться достаточно нарциссично, подгоняя живых людей под представления о том, какими они должны быть («я не должна лениться», «я должен принимать и любить людей»), а с собакой такой фокус не пройдёт: ты ей: «посиди смирно дома, ничего не трогай», возвращаешься - диван сожран, дверь ободрана, паркет надгрызен. Энергичная собачья сущность взяла верх. Внутренняя человеческая сущность, подавляемая неработающими когнитивными стратегиями, тоже находит способ заявить о себе: тут и депрессии, и неврозы, и срывы, и панические атаки, и много прекрасных психосоматозов.

Поэтому здоровый подход выглядит, собственно, очень просто: во-первых, понять, какова ваша природная сущность (это значит, не надо перевоспитывать интроверта в завсегдатая вечеринок и не стоит выгонять шизоида работать массовиком-затейником). И, во-вторых, научиться строить здоровые когнитивные стратегии - как именно обращаться с собой, чтобы достичь желанных целей. И оба этих аспекта равно важны: нужно и замечать собственные чувства и направлять их в необходимое русло.

Иллюстрация: и вот вам видео хаски, которая не справилась с собой и теперь хозяйка, оставившая дома эту сильную собаку на целый день, ругает её за сожранный пульт от телевизора:

image Click to view


психология, околонаучное

Previous post Next post
Up