"
Споры о “бумажной” прессе и ее будущем ведутся уже не первый год. Пора ли отправить традиционные носители информации в музей или они (пока?) живее всех живых? А если и сохранятся, то изменятся ли их функции, и если изменятся, то как именно? Но пока кипит эта дискуссия, “традиционная” пресса продолжает выходить, и появление новых изданий - не только столичных, но и региональных - подтверждает тезис о ее жизнеспособности.
Хороший пример такого издания, способного вызывать интерес и у тех, кто отвык от шелеста бумажных страниц, - критический журнал “Гипертекст”, который издается с 2004 года в Уфе. У русского литературного журнала есть одна функция, которая, скорее всего, сохранится при любых его метаморфозах: он не равен самому себе, а всегда представляет собой нечто большее, становится своего рода местом силы, вокруг которого собираются авторы и культуртрегеры и происходят разного рода события. Вот и “Гипертекст” помимо собственно издания журнала участвует в проектах, связанных с современным искусством, культурно-просветительской деятельностью и развитием самиздата.
Один из таких “гипертекст-проектов” - литературное приложение “Персонаж” с подзаголовком “Тексты о текстах” (главный редактор Ольга Левина). В конце декабря 2011 года в уфимском Арт-клубе прошла презентация его первого номера. В отличие от “Гипертекста”, где публикуется только критика, “Персонаж” знакомит аудиторию и с текстами молодых писателей. На сегодняшний день вышло три номера журнала.
Создателям проекта удалось найти свежий, нетривиальный подход к изложению. Структура журнала по-своему уникальна: она воплощает принцип мгновенной реакции, интернет-комментария, оставленного непосредственно под текстом. Диалогичность была задана еще старшим собратом - “Гипертекстом”, а здесь она возведена в абсолют. Ход, казалось бы, простой, но действенный. Такая концепция порождает полемичность, и начинающим литераторам нужна определенная смелость, чтобы публиковать здесь свои произведения: читатель ознакомится с ними, но не ограничится этим, а сразу же прочитает и рецензию. Но такая форма позволяет напомнить, что, в конце концов, писатель и критик - не антонимы, они не сидят по разные стороны баррикад, а участвуют в одном процессе и делают общее дело. Да и, в конце концов, законы сюжетосложения требуют конфликта между персонажами - так гораздо интереснее: появляется интрига..."