Вместо предисловия
В одной далекой стране, где уже второе десятилетие строят суверенную демократию, а глава государства через зомбиящик мочит террористов в сортирах. Практически в тридевятом государстве, в котором из любой «партии власти» все равно получается херовый аналог КПСС, а суд по пеленгу Генеральной прокуратуры запросто находит остров Гибралтар в Средиземном море ...
В общем, в некой абстрактной стране многие бытовые, экономические, юридические и т.п. проблемы можно решать путем написания различных жалоб, коллективных обращений, «телег» и т.п., кои я называю упрощенно - «пасквили».
Может все дело в генетической памяти о «добром барине», которому нужно послать челобитную, а может - в пока еще действующих советских рефлексах обращения по любому поводу в партком, обком и лично к товарищу Брежневу (с).
Данный текст не следует воспринимать как попытку научного исследования пасквильного «творчества» народных масс, но и совсем уж бесполезным его назвать нельзя. В нем не будет описаний пасквилей а-ля «каждую ночь мои соседи откручивают трубу в ванной и закачивают туда отравляющий газ! (с), равно как и «хочу доложить, что чиновник Пупкин купил себе новый «БМВ», поэтому прошу проверить его доходы, а затем привлечь к уголовной ответственности».
Вместо этого хочу изложить свои наработки по написанию пасквилей, а также советы по определению целевой аудитории подобных обращений.
При этом всячески приветствуется конструктивная критика и предложения (со ссылкой или без таковой на свой личный опыт) по дополнению трактата.
1. Целевая аудитория или принцип челночного бега
Прежде всего, нужно определиться с адресатами паскивиля, а именно: могут ли реально они повлиять на решение вопроса; будет ли пасквиль в тренде в данном чиновничьем гнезде; если они станут волокиту разводить и «отписываться», то кто будет вышестоящим должностным лицом, органом государственной власти или местного самоуправления?
К примеру, один мой коллега жалобу на бездействие и волокиту следователя ГСУ адресовал руководителю областного ГУВД. На вполне резонный вопрос «а на фейхоа?», сначала разразился пламенной речь на тему «А пусть чиновники сами разбираются, я ведь Простой Гражданин!», однако затем впал в задумчивость, и, как выяснилось в дальнейшем, в затяжную алкогольную меланхолию.
Проще говоря, если у вас сосули (с) на карнизе дома уже третий день не сбивают портативным лазером, то вовсе не обязательно писать жалобу по этому поводу сразу Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства той же самой федерации.
Во-первых, это глупо, а во-вторых, неэффективно: вам ответят, что данный вопрос в силу Конституции РФ не относится к компетенции федерального центра, поэтому обращение передается в субъект РФ. Из «субъекта» придет аналогичная отписка о перенаправлении жалобы в муниципалитет … и вполне возможно, что сработает старый принцип решения отечественных чиновниками любых проблем, а именно «наказывай невиновных и поощряй непричастных», что в переводе на суровую действительность означает: дворника дядя Васю лишат какой-нибудь полумифической премии или не выдадут новые валенки.
Или наоборот, банальные хамство и леность проводников в поезде вовсе не нужно «лечить» письменным обращением к президенту ОАО «РЖД» Якунину. Достаточно пообщаться с начальником поезда и продемонстрировать ему телефон «горячей линии» РЖД, а также намерение позвонить именно сейчас по указанному номеру. И (в качестве контрольного выстрела) сообщить ему, что знаешь, какие нематериальные и материальные последствия будут у НП после такого звонка.
Однако я отвлекся ...
В целом, при подготовке «паскивльной войны» нужно слегка напрячь мозг и применить здоровый креатив. Соответственно, список «базовых» адресатов (в зависимости от специфики проблемы он меняется) должен быть такой:
Если проблема разрешаема на уровне муниципалов (за исключением Москвы и Свято-Путинбурга, кои уже давно существуют в иной реальности):
- Главе города
- Депутату* (городскому) по «территории»
- Спикеру городской думы
- Руководителю территориального отделения федерального ведомства (Роспотребнадзор, Росприроднадзор и т.д.)
- Руководителю регионального Исполнительного комитета регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Примечание № 1: активность реагирования депутатского "направления" возрастает ближе к выборной гонке и после ее окончания стихает на полгода-год (минимум).
Примечание № 2: правоохранительные органы районного звена те еще летающие ежики (с), которые без управляющего пинка «сверху» вообще не способны к конструктивной деятельности по жалобе
Если проблема не разрешилась, заволокитилась и т.д. и т.п. (получены "пустые" бумажки или вообще не получены ответы), то нужно их откопировать, написать новый паскивль и переходить на следующий уровень, обращаясь по следующим адресам:
- Губернатору
- Депутату (областному) по «территории»
- Депутату (думскому) по «территории»
- Главному федеральному инспектору по СФ аппарата полномочного
представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе
- (в качестве исключения из общего правила) прокурору города (лично)
- Уполномоченному по правам человека (уровень субъекта РФ)
Понятно, что при ненадлежащем реагировании следующий уровень федеральный, который также следует «атаковать» ворохом предыдущих ответов и «модернизированным» пасквилем:
- (в качестве исключения из общего правила) Прокурору уровня СФ
- Полпреду Президента Российской Федерации в …. федеральном округе
- Главе профильного министерства или агентства
- Спикеру Государственной Думы
- Спикеру Федерального собрания
- Главе фракции «иной»(не принципиально) политической партии
- Генеральному прокурору(лично)
- Министру МВД (лично)
- Общественную палату РФ
Примечание № 3: аппарат Президента, аппарат Правительства, всероссийский омбудсмен - не самые эффективные адресаты, я бы даже сказал - самые бесполезные, если, конечно, вы не через зомбиящик к ним обращаетесь по "горячей линии"
Собственно, в этом и заключается принцип челночного бега, когда ответы «снизу» аккуратно собираются, систематизируются и направляются на ступеньку выше.
При этом многочисленность адресатов пусть никого не пугает, т.к. в идеале конкретный чиновник в определенный момент должен либо одномоментно, либо с небольшим интервалом получить с разных сторон бумажный вал писем, запросов, требований а-ля «прошу проинформировать заявителя», «доложить по сути» …. и до самых приятных с т.з. заявителя «немедленно разобраться и доложить, дело на контроле у…».
В общем, нужно дать такому бюрократу возможность выбора: или получать с завидной регулярностью весь этот ворох и отписываться, отчитываться, отбрехиваться, или все-таки решить проблему… вариант «порешить заявителя» в контексте данной все-таки рассматривать нет необходимости.
Вполне логично, что тут мы переходим к обсуждению личности потенциального заявителем, чье обращение будет рассматриваться тщательнее, чем среднестатистическое...
2. Личность заявителя
Критерии удачной фигуры заявителя для конкретной конфликтной ситуации «носят многогранный характер» (с) и универсальных рецептов тут нет и быть не может.
Когда в Самаре возник конфликт относительно ограничения доступа на береговую полосу р. Волга совсем уже оборзевшим от безнаказанности оператором
http://forum.yurclub.ru/index.php?showtopic=167463&view=findpost&p=2196427, я спокойно написал пасквили в Администрацию города Самары, облминприроды и природоохранную прокуратуру от своего имени. Но в данной ситуации изначально было все просто и понятно.
Однако с теми же ресурсоснабжающими организациями (водоканал, газовики, тепловики, энергеты и т.д.), которые часто незаконно и необоснованно угрожают что-нибудь отключить, приостановить или прекратить, нужно «работать» значительно тоньше.
В идеале следует сразу определить круг т.н. «инициативников» (проще говоря, тех, кто подпишет пасквиль и при необходимости сходит на прием), в число которых входят:
- пенсионеры (как самая распространенная категория)
- инвалиды (группа значения не имеет),
- ветераны ВОВ, ветераны труда,
- беременные женщины, женщины с малолетними детьми,
- «заслуженные» (уровня РСФСР, СССР), почетные граждане (города или области, также значения не имеет).
Собственно, сам факт подписания пасквиля указанными лицами, да еще с указанием в мотивировочной части на физические и социальные неудобства, связанные с «беспределом РСО», уже гарантируют на 99,99% успех всего мероприятия.
Понятно, что с "юриками" все сложнее, как по уровню поставленных задач, так и по причине местечкового менталитета руководителей, живущих по принципу «молния бьет лишь по высоким деревьям». Соответственно, заявитель должен быть немного в отдалении от заинтересованного юрика. В этом случае полезно использовать профсоюзную организацию (если она есть в наличии), действующую отраслевую некоммерческую организацию (союз каких-нибудь самарских предпринимателей), или специально созданную для подобных целей НкО.
Как вариант, можно толкать пасквиль «от борта» - через «дружественного» депутата или главу специализированного комитета представительного органа власти (городской, областной или государственной думы)и т.д. и т.п.
Вполне логично, что во всех перечисленных случаях пасквиль уже должен быть готов, чтобы не загружать «инициативника» излишними размышлениями и проблемами по его написанию.
О том, как выявлять аналогичные пасквили «врагов» (путем анализа и оформления текста) и как им противодействовать, будет еще сказано ниже.
3. Общие правила написания пасквиля
Эффективность направления пасквиля также во многом связана с формой подачи нем информации и резолютивной части обращения.
Сразу следует оговориться, что «телеги», написанные от руки и с грамматическими (орфографическими) ошибками, как способ лишний раз продемонстрировать сермяжную правду заявителя, уже давно не в моде. Все-таки XXI век на дворе и компьютеры с принтерами, а также internet стали необходимыми атрибутами нашей повседневной жизни.
Второе главное правило «пасквилеписания» - четкое изложение информации, чтобы даже самый скудоумный бюрократ сразу понял, почему обратились именно к нему, и что от него требует заявитель. Поэтому жалобу необходимо разбить на три условные части:
факты (все события следует излагать в хронологическом порядке);
интерпретация фактов заявителем ("да сукионисуки!");
резолютивная часть ("прошу их расстрелять и перекрасить Красную площадь в зеленый цвет!").
В случае подготовки жалобы в несколько адресов, следует заготовить «рыбу», т.е. блоки информации, которые можно убирать / добавлять или даже переставлять местами без потери общего смысла обращения.
При этом резолютивная часть также будет отличаться (здесь и далее приведу примеры из собственной практики по обманутым дольщикам), причем предмет обращения всегда следует формулировать с учетом принципа «собаку против шерсти не гладят»:
..........................................................
1. Если обращение адресовано губернатору, то следует просить "барина" что-нибудь кому-нибудь из его "холопов" поручить и при этом исполнение поручения поставить под свой контроль:
- поручить Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области включить дольщиков жилого дома …. во вновь созданный реестр обманутых дольщиков;
- поручить Министерству имущественных отношений Самарской области решение вопроса о выделении земельного участка в г. Самаре для строительства жилья дольщикам, ставших жертвами мошеннических действий генерального директора ….. и его аферы по неоднократным продажам квартир разным дольщикам;
- взять решение проблемы с обманутыми дольщиками …под свой личный контроль.
2. Если обращение адресовано ГФИ или в аппарат полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе (к полпреду, проще говоря), то следует учитывать, прежде всего, координационную функцию данного ведомства, что автоматом влечет применение следующих формулировок:
- Взять решение проблемы с обманутыми дольщиками ... под свой личный контроль.
- Организовать рабочую группу из ответственных должностных лиц органов государственной власти … области и органов местного самоуправления городского округа Самара для урегулирования ситуации с обманутыми дольщиками …
3. Если обращение адресовано в некую партийную структуру, то вполне уместно говорить про «партийный контроль» и просить представлять интересы электората в ОГВ и ОМСУ
- Взять решение проблемы с обманутыми дольщиками … под партийный контроль.
- Представлять интересы обманутых дольщиков …. на заседаниях межведомственной комиссии по урегулированию вопросов долевого строительства на территории Самарской области при Министерстве строительства и ЖКХ Самарской области.
4. Если обращение адресовано председателю суда, то всегда уместна просьба поставить процедуру рассмотрения дела … под свой личный контроль с целью недопущения …. .
Пусть меня закидают тухлыми помидорами, мол, причем тут председатели судов, но я лично в 2009-2010 г. наблюдал ситуацию, когда очень тупорылый и вообще первобытный по уровню знаний юрист добился двухлетнего рассмотрения судебной тяжбы по абсолютно нелепым правовым основаниям и исковым требованиям (дело дошло до надзора и обратно, пока мне не удалось его закончить вполне логичным отказом в иске), апеллируя исключительно к председателю облсуда, причем лозунгами а-ля «это типичный рейдерский захват», «мы бедные и несчастные», «нас обижают чОрные рейдОры!» и т.д.
5. Если в прокуратуру, то следует указать просьбу провести проверку "по факту....", и принять меры прокурорского реагирования.
В данном пасквиле вовсе не будет лишними ссылки на указания и приказы Генеральной прокуратуры, в которые уже прямо или косвенно обращалось внимание прокурорских на необходимость усилить контроль в данной сфере.
В моей практике был случай, когда пришлось выбивать с одного хитромудрого коммерса зарплату, отпускные и компенсацию за сокращение. Не мудрствуя особо, я перекатал в пасквиль пару фрагментов из «творчества» товарища Устинова, который потом стал чайкой (с). После прочтения пом. районного прокурора нагло мне заявила, что более графоманской и зубодробительной по стилистике и формулировкам жалобы она давно уже не читала и что заявитель все равно будет направлен лесом, в смысле, в суд.
Пришлось ей положить на стол распечатки приказов Генеральной прокуратуры и весьма эмоционально указать, что если через месяц не будет адекватной движухи по жалобе, то на нее лично (!) пойдет жалоба в вышестоящую прокуратуру, причем стопудофф со ссылкой на полной незнание сотрудниками прокуратуры такого то района «руководящих и разъясняющих» генпрокурорских директив.
Проверка прошла быстро, и уже по истечении двух недель после обращения, зарплату и т.д. выплатили не только заявителю, но еще и 58 работягам. Вот как вовремя сказанное доброе слово воздействует на прокурорские мозги (или что там у них в голове)))))
..........................................................
Как правильно отмечают коллеги, пасквиль не может быть объемом больше двух листов. Если же обращение не укладывается в указанный объем, то есть смысл сделать пасквиль-«выжимку», а все остальное изложить в приложениях
1. Хронология;
2. Содержание переписки;
3 Противоречия в документах;
и т.д.
Вполне естественно, что всегда прикладываются копии документов, причем желательно с пометками наиболее важных фрагментов текста желтым маркером (в пределах разумного, естественно).
Говоря об объеме, следует также отметить, что уменьшение размера букв (кегля) текста, сокращение полей и т.д. всегда контрпродуктивно. Ведь нужно понимать, что у «читателя» вашего обращения еще на стадии беглого просмотра текста не должно сформироваться чувство отторжения («ой как много написано то…, это ж мозг надо напрягать» или «елы-палы, чего текст такой мелкий?», «нах тут столько подчеркиваний, жирных выделений фраз, текст через капс лок?»).
Наоборот, после беглого прочтения он должен уяснить следующее:
1) Это реально проблема
2) Свою бумажку можно написать путем банального сканирования текста пасквиля, вообще не напрягая мозг.
В общем, пасквиль - сильнейшее средство борьбы на ранних стадиях зарождения конфликта. Эффективность оружие во многом завить от точности формулировок и четкого понимания у заявителя, что именно он хочет получить после его направления.
зы: сейчас поточу формулировки этого фрагмента и перейду к п. 4 (Контрпасквили и суперпасквили, принципы ведения затяжной "пасквильной войны")