Вступление
Расстраивает неприглядное состояние фасада многоквартирного дома? Раздражает отсутствие нормального ремонта в подъезде еще с советских времен? Не устраивает протекающая каждую осень крыша? Утомляет грязь на лестничных площадках и разбитые окна на лестничных клетках? Потенциальные покупатели вашей квартиры увидели все это безобразие, и ушли «думать»?
При этом управляющая организация на все вопросы и жалобы отвечает универсальной фразой «денег нет, но вы там держитесь», выставляя очередную платежную квитанцию с неадекватными суммами на содержание жилья?
Все эти проблемы можно решить, если у вас есть (1) единомышленники; (2) решимость довести дело до конца; (3) возможность потратить от 4 до 6 месяцев своего времени и нервов; (4) фотоаппарат, ручка и бумага.
А пока предлагаю ознакомиться с отработанным на практике алгоритмом по «понуждению к миру». Отмечу лишь, что от начала конфликта и до полной «капитуляции» УК было потрачено 1,5 года, но теперь понятны все тактические ошибки, попутно выявлены пределы «административного ресурса» УК, и выработаны методы противодействия.
Этап № 1
Найти на сайте Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (www.reformagkh.ru) первичную информацию по своему многоквартирному дому.
Набрать адрес дома => далее кликнуть на строчку «Мой дом» => на страничке дома нажать на «версия для печати» и написать адрес э/почты => получить по почте файл формата .pdf - анкету МКД.
Для любознательных: анкету скачать потом, а пока нажимать на все опции подряд для прочтения всей раскрытой управляющей организацией информации и скачивания документов (договора управления МКД, протоколов собраний, отчетов за предыдущие годы и т.д., и т.п.). Анкета МКД, договор на управление с УК, протоколы ОСС - это базовые документы, с которыми придется работать в дальнейшем.
Аналогичным способом «покопаться» на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (www.dom.gosuslugi.ru).
Этап № 2
Внимательно прочитать три нормативных акта (они в свободном доступе, в т.ч. в некоммерческой онлайн-версии СПС «Консультант плюс»):
(1) Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491);
(2) Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290);
(3) Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170).
Вовсе не требуется учить наизусть, но общее представление о содержании данных НПА должно сформироваться.
Этап № 3
Зафиксировать актом осмотра (комиссией в 3 и более жителей дома) недостатки в содержании и ремонте общего имущества МКД. Обязательно сфотографировать вопиющие недостатки: отсутствие влажной уборки, отвалившаяся штукатурка на стенах лестничных клеток, торчащие провода провайдеров, последствия протекающей крыши, мусор и т.д.
Приглашать на осмотр управляющую организацию - на усмотрение. Однако направить 2-й экземпляр акта в УК заказной почтой (лучше в качестве приложения к запросу-претензии) следует обязательно.
Этап № 4
Направить в адрес управляющей организации претензию, в которой запросить информацию о выполнении минимальных стандартов по содержанию жилья (по постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 №290), и соблюдении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (по постановлению Госстроя России от 27.09.2003 № 170), а также - подтверждающие документы о выполнении в период с …по …. данных работ и услуг и стоимость данных работ).
В соответствии с положениями пункта 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491) собственники помещений вправе (а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ; б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы); (в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей собственник жилого помещения вправе потребовать в претензии перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества с учетом фактически не выполненных управляющей организацией работ (услуг) по договору управления МКД.
Более простой вариант запроса: «Прошу указать причины неосуществления УК … сухого и влажного подметания лестничных площадок и маршей, влажной протирки стен, дверей, плафонов на лестничных клетках, оконных решеток, чердачных лестниц, шкафов для электросчетчиков и слаботочных устройств, почтовых ящиков, влажной протирки подоконников, отопительных приборов, осмотра дымоходных (вентиляционных) каналов в жилых помещения в период с ... по ... Также прошу произвести перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества с учетом фактически не выполненных управляющей организацией работ (услуг) по договору управления МКД.».
Этап № 5
Жалоба в региональную жилищную инспекцию (в Самарской области - Государственная жилищная инспекция Самарской области). В обращении строго обязательно указывать № своего действующего мобильного телефона и адрес э/почты, т.к. эти чинуши любят ссылаться «а мы приходили, но никто дверь не открыл, поэтому мы ушли и ничего не сделали».
Жалоба подается только в письменном виде, обращения в электронной форме ГЖИ по существу не рассматривают. Очень желательно приложить к ней акт комиссионного осмотра и претензию.
По итогам выездной проверки орган регионального жилищного надзора вынесет в адрес УК обязательное для исполнения предписание, о чем уведомит заявителя жалобы письмом.
После этого нужно ехать в инспекцию и знакомиться со всеми материалами проверки и (обязательно) сфотографировать их. Это будет ваша доказательственная база для судебных разбирательств.
Кроме того, в случае неисполнения предписания к определенному сроку можно написать повторную жалобу в инспекцию, после чего УК прилетит значительно более ощутимый по сумме административный штраф (с дальнейшей перспективой аннулирования лицензии на управление МКД).
Этап № 6
Иск в суд по месту жительства о понуждении управляющей организации исполнить обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД.
В обоснование позиции: акт осмотра (с фотографиями), ответ Госжилинспекции по жалобе и предписание, любые иные доказательства (вплоть до свидетельских показаний).
Доводы УК на тему «а у нас денег на это нет, и в смете на год не предусмотрено», сурово пресекать: выполнение минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, - обязанность управляющей организации.
Этап № 7
Иск в суд о перерасчете платы за содержание общего имущества и ремонт, о денежной компенсации морального вреда и взыскании судебного штрафа (по Закону о защите прав потребителей).
Позиция по делу будет основана на результатах проверки жилинспекции и судебного разбирательства № 1. В наиболее «запущенных» случаях - ходатайство об осмотре доказательств по месту их нахождения (в ходе выездного судебного заседания).
Этап № 8
К этому моменту вы уже удачно «отсудились», решение вступило в законную силу, и на руки выдан исполнительный лист.
Исполнительный лист о понуждении УК исполнить обязательства по договору нужно предъявлять в отдел службы судебных приставов по месту нахождения дома, а не по месту регистрации управляющей компании (могут не совпадать). Исполнительные листы о перерасчете, о взыскании компенсации морального вреда направляются в ОСП по месту нахождения УК.
Лайфхак для ленивых, но креативных граждан: лист с заявлением о возбуждении исполнительного производства можно направить в региональное Управление Федеральной службы судебных приставов, а там его переправят в «нужный» районный ОСП.
Далее следует получить постановление о возбуждении исполнительного производства и периодически (раз в месяц) направлять в адрес пристава запросы о совершенных им исполнительских действиях.
Продвинутые граждане также могут поискать в twitter аккаунты главного судебного пристава региона, начальника отдела судебных приставов конкретного района и периодически «бомбить» их запросами напрямую.
Этап № 9
Завершающим этапом компании является проведение общего собрания собственников МКД в очно-заочной форме (проще говоря, голосование «по бюллетеням») и принятие следующих решений:
о внесении изменений в договор управления МКД (дабы исключить из договора невыгодные положения для собственников и, наоборот, включить «дисциплинарные» нормы для управляющей организации);
об избрании председателя и членов Совета дома и понуждении УК ежемесячно направлять в СД отчет о фактически выполненных работах (оказанных услугах) с приложением заверенных копий подтверждающих документов;
об установлении платы за использование общего имущества МКД операторами связи и распространителями рекламы, с последующим ее распределением по решению общего собрания и (или) Совета дома.
о наделении председателя Совета дома полномочиями по обращению в суд с исками к «строптивым» операторов связи, взыскании неосновательного обогащения, о демонтаже оборудования,
и т.д. и т.п.
Итог
Действуя по данному алгоритму, любой собственник с командой единомышленников сможет призвать недобросовестную УК к порядку. Но существует и более простой вариант - вскладчину собрать с инициативной группы собственников денежные средства, необходимые для ведения административных и судебных тяжб с недобросовестной УК, и обратиться в ООО «НП» за юридической помощью.
источник
http://npsamara.pro/news/np-na-radio