Весной будет уже три года, как я ношусь с
Мастерской линий (а всего преподаю уже лет шесть, наверное) и закономерно мысли и наблюдения как-то систематизируются. Начну с небольшого и далеко не полного, но зато структурированного рассказа о том, какие люди ко мне приходят и почему мне интересно заниматься именно с ними.
Человек не рисующий, но (тайно) мечтающий об этом
Есть одна проблема: такой человек скорее всего уверен в том, что у него не получится. До такой степени, что некоторые даже не признаются себе в подобном желании (заранее решив, что не получится и все). И самое интересное, что такому человеку важнее всего освоить не техники, приемы и закономерности, а освоиться в пространстве творчества, почувствовать себя "как дома", получить положительный опыт. И тем этот самый положительный опыт важнее, чем сложнее было сделать шаг и решиться попробовать. И техники и приемы в этом случае служат скорее ориентирами, системой координат, помогающей сориентироваться, почувствовать себя увереннее, а это очень важное условие для дальнейшего творческого развития.
Мне очень нравится бережно идти рядом и помогать совершать первые, важные творческие шаги, мягко сопровождать. Пунктиром размечать систему координат и поле возможностей, вместе обнаруживать сильные стороны и ресурсы. И... не мешать в этом захватывающем путешествии, не навязывать, это тоже важно. Каждый раз внутренне замираю, когда в человеке начинает разворачиваться вдохновенное _я могу_ и пробуждаются, расправляются скомканные прежде творческие желания и возможности.
Человек рисующий
Определение "рисующий" тут условно, это не обязательно именно художник или иллюстратор, возможно дизайнер, архитектор, стилист... настоящий или будущий... не столь важно. Важно то, что выбор в пользу творческой профессии сделан (или не профессии, но все всерьез) и уже пройден некоторый путь: наработана какая-то техника, есть навык и опыт. Казалось бы, какие проблемы?
Как ни странно задач и сложностей у профи не меньше (если не больше) чем у начинающего. Закономерные и, чаще всего, неизбежные кризисы творческого развития часто настигают неожиданно, и то, что раньше помогало теперь почему-то перестает. Пресловутый эффект плато дает о себе знать, уже иссяк пыл восторженного неофита, а способы творческой саморегуляции еще не освоены. С такими участниками очень и очень интересно искать и нащупывать новые ресурсы, осваивать новые техники, "разморачиваться" и экспериментировать. Кстати нередко именно людям, выбравшим творческую профессию недостает, как ни странно, базы, и это тоже важный ресурс.
Человек с фотоаппаратом
Не снимать, но мечтать об этом - большая редкость, и это объяснимо. Начальное препятствие в виде необходимости хоть минимально овладеть техникой в визуальных искусствах в фотографии помогает преодолеть собственно фотокамера. Нажал на кнопку и получил худо-бедно, но результат. Итак, латентных фотографов на порядки меньше, чем латентных художников (и процветающая фотопромышленность тому наглядное подтверждение).
Тут задачи прежде всего те же, что и для хомо рисующих (зависит от этапа продвинутости фотографа на данный момент), я уже писала о них, повторяться не буду. Но есть и серьезные особенности. Если ЧР изначально имеет дело с образами и необходимостью выстраивать свое изобразительное пространство, то для человека с фотоаппаратом окружающая реальность слишком житейская и обыденная, неоткуда взяться, например, опыту пятнового мышления. Чашка - это чашка и ничего более, и что делать со своим кадром (и делать ли с ним вообще что-нибудь) такой человек не знает. Смутные "понравилось" и "красиво" - вот, зачастую, единственные ориентиры, часто нет понимания, что кадр вообще как-то строится. Такой человек обычно приходит отсняв километры картинок и обнаружив, что от него ускользает что-то неуловимое и важное.
И каждый раз мне кажется настоящим чудом, когда в процессе занятий нам удается изменить угол зрения, вдруг увидеть привычнейшие вещи совершенно иначе, в другой модальности! Могу понять разговоры про "взрыв мозга" - это действительно очень интересный и яркий опыт - открыть для себя новый пласт реальности, новый срез. Очень важный, буквально необходимый, особенно для творца, экспириенс. И дело не столько в композиции, это все та же условная система координат. Дело снова в _я могу_, на этот раз _я могу видеть_.
Конечно это очень кратко, попробую постепенно написать подробнее и шире. На очереди человек с фотоаппаратом, мне очень про него интересно )