Коломан Мозер, художник Сецессиона

Jul 15, 2019 14:00

Сорт модерна, произраставший в немецкоязычных землях, называется югендстиль. Выставка австрийского художника Коломана Мозера расширяет представление о модерне, даваемое основной экспозицией Виллы Штука и, в непосредственном сравнении, позволяет уловить тонкие отличия и специфику австрийского, венского югендстиля.




В последние годы XIX в. в Вене возникло объединение художников, исповедовавших отказ от консервативного академического историзма, вслед за Мюнхенским и Берлинским, названное Венским сецессионом. Иногда этот термин - Венский сецессион - используется более широко, для обозначения австрийской ветви югендстиля.



Коломан Мозер входил в число основателей Венского сецессиона наряду с другими выдающимися художниками, например, с Густавом Климтом, чье имя наверняка хорошо вам знакомо.
Вот почему на выставке Мозера и одна очаровательная работа Климта была представлена:



Как и большинство художников Сецессиона, Мозер имел классическое академическое художественное образование. Его ранние живописные работы, как этот автопортрет, в общем, не выходят за стилистические рамки бидермайера.



Хотя новый стилистический потенциал в них, несомненно, виден.





Помимо чисто художественных причин, расцвет югендстиля в Австрии был поддержан причинами чисто экономическими. Австро-венгерская монархия стала конституционной, что запустило процессы демократизации в обществе, которые, в свою очередь, привели к попаданию большего числа людей в средний и высокий средний класс. Для художественного рынка это означало появление большего числа потребителей его продукции.



А технический прогресс и связанное с ним развитие производства сделали доступными всевозможные предметы быта и повседневного обихода.



Характерной чертой модерна в целом и югендстиля в частности стало размывание границы между искусством и ремеслом. Точнее, граница эта расширилась, включив в себя, помимо "высоких" искусств, архитектуры, живописи и скульптуры, получившие равные с ними права искусства "низкие", прикладные.



Собственно, в этот период начало складываться понятие дизайна. И Коломан Мозер стал одним из первых дизайнеров в том смысле, в каком мы сейчас это понимаем.





Трудно назвать какую-то прикладную область, в которой бы он не работал. Например, типографика, каллиграфия и то, что сейчас обозначается, как леттеринг, создание типографских и рукописных шрифтов и отдельных букв, буквиц.





Шрифты в модерне стали совершенно самостоятельным, автономным и очень ярким полноправным искусством. Экспонаты выставки позволяют не только увидеть законченные шрифтовые образцы, но и проследить процесс их рождения.



Искусство экслибриса в эпоху модерна переживало расцвет.



Мозер создал немало прекрасных работ и в этом жанре.

Штудии Мозера, бесконечно исследующие пластику какого-нибудь одного листка растения, своим блеском и тщательностью заставляют вспомнить штудии Дюрера.



Видно, как художник сначала изучает природу растений с беспристрастностью ученого-ботаника,



а затем блестяще стилизует его, основываясь на этом знании.



Создавал Мозер и эскизы мебели.





Мне жаль, что я не могу поближе показать вам вышитых пайетками рыб за стеклами этого кабинета его дизайна! Как выяснилось, этот экспонат нельзя было фотографировать, так что снять рыб поближе я не успела, но вот эта контрабандная фотка у меня осталась.



Посуда? Конечно.







Книги? Безусловно.





Всевозможные виды типографской продукции? Во всем их разнообразии,





реклама,





постеры,







афиши...



Мозер много путешествовал по Европе, чутко воспринимая влияния других мастеров и школ модерна. Среди множества художников, знакомство с которыми обогатило творческую палитру Мозера, нельзя не назвать великолепного швейцарца Фердинанда Ходлера. (Может мне кто-нибудь сказать, почему я до сих пор не представила вам большую экспозицию Ходлера из художественного музея Цюриха, в котором побывала прошлым летом??? Я исправлюсь, покажу обязательно!)



Шотландец Чарльз Ренни Макинтош - еще одно культовое имя модерна, еще один художник, чье творчество оказало на Мозера большое влияние. Работы Макинтоша были представлены на одной из выставок в знаменитом выставочном зале Cецессиона. Вот макет этого легендарного здания, квинтэссенции югендстиля, венская школа которого иногда так и называется - сецессион.





А вот выполненный Мозером эскиз витража для здания Сецессиона.



Нельзя не упомянуть и об английском художественном движении Arts & Crafts, влияние которого, на мой взгляд, особенно явно проявляется в текстильных работах Мозера.







Разработанные им дизайны тканей совершенно великолепны.





В них, может быть, наиболее наглядно манифестируется идея включения прикладного дизайна в круг искусства.







«Времени - его искусство, искусству - его свободу!» (Нем. Der Zeit Ihre Kunst. Der Kunst Ihre Freiheit.)



Этот девиз, и сейчас украшающий фасад Сецессиона, относится не только к югендстилю, но и к творчеству Коломана Мозера.



В 1903 он, вместе с еще одним художником, основал Венские мастерские - производственное сообщество представителей изобразительного искусства, ставившее себе целью реформирование художественного ремесла. В 1905 с Густавом Климтом и группой художником вышел из основанного им же Сецессиона из-за разногласий во взглядах на искусство. В 1907, опять-таки из-за разногласий во взглядах, вышел из Венских мастерских, вновь начав больше внимания уделять живописи.



Эти перипетии свидетельствуют о постоянном творческом поиске, в котором находился Мозер, и неизменной творческой честности, неизменном равенстве художника самому себе.



Наверное, поэтому творчество Мозера являет собой пример стилистической цельности и верности художественным принципам нового времени, заслуга формулирования которых во многом ему же и принадлежит.

дизайн, мебель, сецессион, Вена, ткани, Австрия, орнамент, модерн, XXв., живопись, графика, реклама

Previous post Next post
Up