Оригинал взят у
dona_anna в
"И веселись в праздник твой..." (Дыварим 16:14) Я бы сказала, что праздник Симхат-Тора (ивр. שמחת תורה - радость Торы) - это праздник читателей. В этот день завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый цикл. Симхат-Тора как праздник появился в 10 веке в Вавилоне. Есть ли аналогичные праздники в других религиях? Не знаю. Но именно благодаря тому, что в основе нашей религии лежит книга, грамотность у евреев всегда была практически обязательна для мужчин. Как ты будешь читать Книгу, если ты не грамотный?
Соответственно, и отношение к Книге у нас особое.
С праздником Симхат-Тора связанно много ритуальных предметов и в этот раз я хочу начать с предметов менее нам знакомых.
Кресла почета
В праздник принято читать последний раздел Торы и первый раздел Торы. Тех, кого приглашают читать эти разделы называют "Хатан Тора" и "Хатан Берешит". Это очень почетные звания. Хатан (חתן) в переводе с иврита - жених. И почести, которые оказывают в синагоге этим двум избранны схожи с почестями жениху на свадьбе.
Это кресла почета из синагоги города Мантуа (Италия), на них сидели "Хатан Тора" и "Хатан Берешит" в праздник Симхат-Тора. Не знаю, была ли такая традиция в других общинах.
Музей Израиля (Иерусалим)
Еще один интересный элемент праздника - это флажки.
Если взрослые праздновали этот праздник танцуя со свитком Торы, то у детей был свой символ праздника - флажки к празднику. Флажки наименее известны как атрибут этого праздника, поэтому особенно интересно посмотреть на них. Каждая община делала флажки разными способами и в разном стиле. Так как они были бумажными, то сохранилось и дошло до нас очень немного старинных флажков. Они являются предметом коллекционирования и их можно увидеть в музеях и частных собраниях.
Рисунки на флажках многое рассказывают нам о времени, когда они были выпущены. Так же как и
открытки-поздравления к Рош-Ашана (Новый год).
Вот такая открытка Шана Това (Хорошего года) с изображением детей с флажками. Германия, 1910г.
מאת
Center for Jewish History, NYC -
https://www.flickr.com/photos/center_for_jewish_history/7974345646/,
No restrictions,
קישור Традиция приводить детей в синагогу в праздник в ашкеназийских общинах появилась в 17 веке. Самые старые флажки дошедшие до нас в относительно большом количестве относятся к концу 19 века. Более древние флажки большая редкость. На самых старых флажках изображения и надписи традиционные.
Напечатано в Варшаве, Польша, после 1905. Чтобы не было сомнения в изображениях, они подписаны. Справа - Моше со Скрижалями Завета, слева-первосвященник Аарон. На уголках написано, что Моше и Аарон радуются Торе. Так же на уголке "Ликование и радость в праздник Симхат-Тора".
Музей Израиля (Иерусалим).
В Восточной Европе форма флажков напоминала форму рыцарских флажков, но рисунок составляли еврейские мотивы. Это был намек окружающим, что в отличии от христианской традиции, этот флажок символизирует Тору и заповеди иудаизма, а не войну и кровопролитие.
Флажок 40х годов прошлого века, явно до создания государства. Те же традиционные образы, а также мужчины со свитками и дети с флажками. Внизу текст: "Радуйтесь, радуйтесь в праздник Симхат-Тора"
מאת
Center for Jewish History, NYC -
https://www.flickr.com/photos/center_for_jewish_history/4991116595/,
No restrictions,
קישור С появлением сионизма на флажках появляются, наряду с традиционными образами, изображения и вождей движения, в частности Т. Герцля.
Флажок конца 40х годов прошлого века, выпущен уже после образования государства Израиль. Танцующие дети держат флажки с изображением государственного флага, а не только свитки Торы. Изображения по углам флажка представляют компромисс между религией и секулярностью. Справа сверху могила Праматери Рахели, снизу здание Кнессета с портретом Т. Герцля, слева сверху Котель - Западная стена, снизу - Еврейский университет на горе Цофим. Автор Давид Гильбоа, литография.
Музей Эрец-Исраэль.
Напечатано в Иерусалиме, 50-е годы прошлого века. Здесь в большинстве своем традиционные образы и надписи, но в правом нижнем углу с флажком, изображающим национальный флаг, израильский бойскаут - цофе.
Музей Израиля
Это яркий пример актуального флажка, отражающего свое время и его настроение. Он посвящен победе в Шестидневной войне, пятидесятилетие окончания которой мы празднуем в этом году. Изображает освобожденную Западную стену (Котель) и боевые самолеты в небе. (1967г.) Внизу написано "Золотой Иерусалим", сверху надпись: "Радуйтесь, радуйтесь в праздник Симхат-Тора"
מאת
Center for Jewish History, NYC -
https://www.flickr.com/photos/center_for_jewish_history/7946233840/,
No restrictions,
קישור Свиток Торы
Не зря мы-евреи - народ Книги, и книга эта - Свиток Торы. Может это и прозвучит высокопарно, то, что я скажу дальше, а мне бы этого не хотелось, но это просто то, что произошло...
Именно Тора - основа иудаизма, и я не ошибусь, сказав, что именно благодаря ей мы сохранились как народ, не растворились среди других народов в течении 2000 лет, и в конечном итоге создали, вернее, возродили свое государство.
К самим свиткам традиционно очень трогательное, бережное и серьезное отношение. Все это подчеркивает отношение народа к Книге.
Тору переписывают вручную, при этом нельзя делать ошибки. Свитки Торы, пришедших в негодность запрещено уничтожать по религиозными нормам иудаизма. Поэтому имеются специальные места их хранения. На иврите такое место называется гениза (גְּנִיזָה). В праздник Симхат-Тора со свитками принято танцевать. Свитки принято хранить в специальных чехлах и футлярах, которые принято всячески украшать...
Как пишут свитки подробно я писала
тут, в этом же посте я показывала разнообразные чехлы и футляры для свитков, а также и другие ритуальные предметы, которые сопровождают свиток.
Свитки изображают на картинах. Вот два примера традиционной еврейской каллиграфии,
которые можно купить в Иерусалиме в подземном магазине Rozen Galley на улице Кардо или посмотреть в сети на сайте
на сайте магазина Rozen Galley.
Это работа художника Давида Йоханана с изображением
свитка Торы.
Это свиток Торы перед Котелем - Западной стеной. Автора, я к сожалению, не знаю.
Свитки ашкеназийские и сефардские легко отличить. Сефардский хранится в жестком футляре, ашкеназийский в мягком чехле. В этот раз у меня собралось больше сефардских футляров из разных музеев.
Сефардские футляры
Сефардские футляры в которых выносят свитки из синагоги в праздник Симхат Тора. Дата и место изготовления не указаны.
Музей Израиля, Иерусалим.
В отличии от ашкеназийских чехлов для свитка, которые, обычно, дополняются гранатами, щитом и указкой, к сефардским футлярам крепятся гранаты и короны. Во всяком случае, я пока не нашла других вариантов.
Футляр для свитка, Персия, 1913г.
Гранаты, Персия, 1927г.
Музей Израиля, Иерусалим Футляр для свитка, Йемен, 18-19вв.
Музей Израиля, Иерусалим К этим двум красивым футлярам из Северной Африки я забыла сфотографировать таблички, но обещаю в следующее посещение
Музея Израиля, Иерусалим сделать это обязательно.
Футляр для свитка с изображением пальмы, Ливан, ок. 1920г.
Музей Израиля, Иерусалим Изображение пальмы с футляра.
Футляр для свитка в португальском стиле из синагоги "Цедек Вешалом" ("Справедливость и мир"), Парамарибо, Суринам, 20в.. Вся эта синагога находится в Музее Израиля и посмотреть на нее и почитать об интереснейшей общине, где евреи не в древности, а во времена Новой истории, были успешными и богатыми плантаторами и рабовладельцами, можно
здесь Футляр для свитка, Ливия, 1889г..
Музей Израиля, Иерусалим Чехол для свитка, Марокко. В отличии от других стран Северной Африки, они использовали чехол, который, правда, одевался поверх жесткого футляра, в котором находился свиток.
Футляр из дерева с росписью, Индия, нач. 20в.
Это хахам (должность в восточных общинах аналогичная раввину) Моше Сандори из деревни Сондор. Он также делал обрезания, кашерно резал животных и переписывал священные тексты, включая Тору. В деревне Сондор не было возможности иметь отдельных специалистов. Он репатриировался в Израиль во время операции "Эзра ве-Нехемия" в 1951 году.
Центр истории и культуры евреев Курдистана Такой же переписчик написал и свиток Торы с этого снимка. Обратите внимание на совсем простой футляр.
Центр истории и культуры евреев Курдистана
Футляр из Центра истории и культуры евреев Курдистана.
Ашкеназийские чехлы
Ниже два примера полного комплекта украшений свитка Торы.
Чехол, щит свитка Торы, указка и корона Торы.
Италия, разные предметы с 17век по 19век.
Музей Израиля, Иерусалим Чехол, щит свитка Торы, указка и корона Торы.
Даты создания в музее не указны.
Музей-Дом Раши (Раби Саломон Бен Исаак) в Вормсе (Jüdisches Museum - Raschi-Haus, Worms) Чехол, Южная Германия, 18в..
Музей Израиля, Иерусалим Чехол, Германия, ок. 1749г.. Гранаты, Германия, 1818г.. Указка, Германия, 18в..
Музей Израиля, Иерусалим Короны к свитку Торы.
Корона, Германия, 20в.
Музей-Дом Раши (Раби Саломон Бен Исаак) в Вормсе (Jüdisches Museum - Raschi-Haus, Worms) Корона, Йемен, втор. половина 19в..
Музей Израиля, Иерусалим Корона в форме корзины, гранаты. Вена, Австрия 1857-1858гг.
Музей Израиля, Иерусалим Щиты Торы
Щит Торы, Германия 18в.., указка, Германия, серебро, 19в..
На щите написано "Симхат Тора" - радость Торы.
Музей-Дом Раши (Раби Саломон Бен Исаак) в Вормсе (Jüdisches Museum - Raschi-Haus, Worms) Щит Торы, Эльзас, серебро, 18в..
Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier) Щиты Торы, Германия, 18-19вв.
Музей Израиля, Иерусалим.
Свитки Торы
Свиток для поездок и сумка для перевозки свитка. В данном случае Тора написана на бумаге и не является предметом религиозного культа. Свиток Торы пишется на коже кашерного животного.
Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier).
Свиток Торы, вывезенный в 1940г. из Romanswiller и использованный в религиозных церемониях с 1945 по 1956гг. в Marmoutier, Эльзас.
Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier
Указки
Указки, имеют на иврите традиционное название "рука" (יד). Указки могут быть сделаны из разных материалов, но на кончике должна быть рука с вытянутым указательным пальцем.
Самые древние указки относятся ко временам Восстания Бар-Кохбы (132-136г.н.э.) и найдены в Бейтаре. В древности такие указки использовались еврейскими учителями.
Указка, серебро, 1881г.., Эльзас.
Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier.
Указки из разных материалов, Эльзас.
Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier.
Гранаты
Видимо, изначально украшения, которые одевались на деревынные стержни свитка, делали в виде плодов граната. Позднее словом гранат стали называть любые металлические украшения стержней. Хотя эти украшения изготовлялись не только в виде граната, но и в виде других фруктов, но их во всех случаях называли гранаты.
Гранаты в виде пальм, Иерусалим, середина 20в., ювелир Йехие Йемени по эскизу Зеэва Рабана, о котором я писала
тут.
Музей Израиля, Иерусалим
Если о Зеэве Рабане можно почитать в даже в википедии на русском, то о ювелире, сделавшем эти гранаты информации в сети почти нет даже на иврите.
Еще в 1908 году Академия Бецалель "открыла" ювелиров из Йемена и создала отделения йеменского ювелирного дела, среди них отделение филиграни. Йехие работал в Бецалель до 1927 года, преимущественно вместе с Зеэвом Рабаном.
В 1927 году Йехие Йемени стал работать в мастерской дома. Со временем к нему присоединились его сын Яков и внук Боаз. До сих пор существует мастерская "Ювелиры Йемени", в которой работает Боаз.
Еще работы Йехие Йемени и его династии я показывала в отчете о
Биеннале ювелирного искусства.
Предметы из синагог, пострадавшие от нацистов.
Корона Торы, 19в.., Восточная Европа, сгорела во время Катастрофы.
Музей Израиля, Иерусалим
Щит Торы, Германия, 20в., сгорел во время Хрустальной ночи.
Музей Израиля, Иерусалим
Щит Торы.
Музей Израиля, Иерусалим
Обгоревший свиток Торы и другие сгоревшие предметы, найденные в Старой синагоге Вормса после погрома и пожара 10 ноября 1938г.
Музей-Дом Раши (Раби Саломон Бен Исаак) в Вормсе (Jüdisches Museum - Raschi-Haus, Worms).
Внесение свитка Торы в синагогу
Это происходит НЕ в праздник Симхат-Тора. Я показываю эту репродукцию, чтобы подчеркнуть отношение евреев к свитку Торы. Обратите внимание на количество людей, собравшихся праздновать.
Внесение свитка Торы в синагогу Reichshoffen, в 1857г.., Эльзас
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller) Симхат-Тора в мошаве Ахитув
50е годы прошлого века. Это мошав выходцев из Ирана и Ирака.
חג שמחת תורה שמח!
Всем веселого праздника!
Инфа:
http://blog.nli.org.il/simchat_torah/http://www.nostal.co.il/Site.asp?table=Terms&option=single&serial=13685&subject=%F1%E5%EB%E5%FA&portal=%E7%E2%20%E5%EE%E5%F2%E3http://bizzness.net/%D7%9E%D7%95%D7%96%D7%99%D7%90%D7%95%D7%9F-%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%90%D7%9C-%D7%9E%D7%A6%D7%99%D7%92-%D7%9B%D7%99%D7%A1%D7%90%D7%95%D7%AA-%D7%9C%D7%97%D7%AA%D7%9F-%D7%AA%D7%95%D7%A8%D7%94-%D7%95%D7%93/https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%93%D7%92%D7%9C_%D7%A9%D7%9E%D7%97%D7%AA_%D7%AA%D7%95%D7%A8%D7%94https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7%9E%D7%97%D7%AA_%D7%AA%D7%95%D7%A8%D7%94https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%93_(%D7%AA%D7%A9%D7%9E%D7%99%D7%A9_%D7%9E%D7%A6%D7%95%D7%95%D7%94)
This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/