История полоски. Часть третья

Jun 27, 2017 13:52

Оригинал взят у vita_colorata в История полоски. Часть третья
  Все изменилось после 1775 года. В течение одного десятилетия, последовавшего за американской революцией, полоски , которые поколением раеньше встречались редко и исключительно как знак экзотики, покорили мир одежды, текстильных изделий, эмблем и декора.
Началась эпоха романтических и революционных полосок - они зародились в Новом Свете, но благодатную почву обрели в старой Европе.

Воцарение полосок нового типа было связано с постепенной утратой негативных коннотаций, отличающих полосатую одежду со времен Средневековья. Ту же тенденцию можно наблюдать в дискуссиях натуралистов о зебре. В отличие от  зоологов 16 века, считавших этого "дикого осла" тварью опасной и несовершенной, даже нечистой, Бюффон ( создатель французской  "Естественной истории"), напротив, видит в ней гармоничное создание:" Из всех четвероногих зебра, возможно, обладает самой элегантной внешностью; у нее фигура и красота лошади, легкость оленя и платье в полоску из черных и белых лент, расположенных с такой регулярностью и симметрией, что , кажется, природа воспользовалась линейкой и компасом, чтобы раскрасить ее."

Виктор Вазарели, 1950 год. Зебры.




Соня Рикель.



Бюффон - сын эпохи Просвещения, полоски не внушают ему ни страха, ни отвращения, как это было с его предшественниками.

Современный этап истории полосок начался с американофилии, царившей во Франции и других странах, враждовавших а Англией в конце 70х годов 18 века. Американская революция также была плодом Просвещения, и флаг с тринадцатью красно-белыми полосками, которые символизировали тринадцать американских колоний, взбунтовавшихся против британской короны, предстает как символ свободы и символ новых идей.

Стоит упомянуть тут об особом месте Франции в подписании в Версале договора между Англией и США в 1783 году, по которому Северная Америка была поделена: Флорида отошла Испании, Канада - Англии, Западный берег Миссисипи - Франции.



Тем самым одежда в полоску получает особый идеологический и политический статус: привычка наряжаться в нее могла быть воспринята как желание заявить о своей англофобии или о приверженности борьбе за права и свободы. В то же время, что вполне очевидно, это явление объяснялось модой, быстро охватившей широкие слои общества. Даже в Англии, против которой эта мода была первоначально направлена, в середине 1780х годов начинается увлечение полосками, stripes. С этого момента страны Старого Света буквально наводнены полосками. При дворе и в деревне полоски фигурируют на самых разных элементах костюма, будь то платья, куртки, камзолы, плащи, сюртуки, жилеты, юбки, ленты или шарфы. Аристократические и деревенские полоски начинают сочетаться и даже смешиваться, прежде всего в пасторальных сценах, популярных в живописи и гравюре того времени.

Антуан Ватто . Танец



Ватто. Фрагмент картины "L’Enseigne de Gersaint"









Новая мода не ограничилась одеждой, со временем она распространяется на ткани, использующиеся при изготовлении мебели и оформлении интерьера: на обоях, пологах, коврах, мебели, простынях появляется строгий рисунок - полная противоположность гирляндам и завитушкам прошлого столетия. Неоклассическая эстетика cама пос ебе способствует распространению полосок определенного рода: тонких, вертикальных, исполненных в более ярких и светлых тонах. Отныне преобладают сочетания красного и белого, синего и белого, зеленого и белого, зеленого и желтого цветов.



Впрочем, скоро всё изменится и полоски будут поставлены на службу идеологии, став символом наступающей Революции.

Трудно сказать, почему Французская революция столь активно использовала полоски и полосатые поверхности, так что в итоге они даже стали одной из основных ее эмблем, наряду с фасциями, пикой, трехцветной кокардой, Марианной и фригийским колпаком.



Не случайно в 1989 году ткани и предметы одежды в полоску были широко задействованы в представлении в честь двухсотлетия революции. В течение двух веков в живописи, гравюре, книжной иллюстрации, театре, позднее в кино, телевидении и комиксах любой декоративный элемент, связанный с революцией, обязательно будет полосатым, а патриоты и санкюлоты будут непременно носить жилет или штаны в полоску.

Луи Леопольд Буальи. Санкюлот



Как же объяснить связь полосок с идеологией республиканцев, патриотов и просто мятежников ?
  Во -первых, свою роль сыграли кокарда и трехцветный флаг. Оба они представляют собой разновидность поверхности в полоску. Кокарда, которую носят на голове, хорошо видна издалека и выполняет роль знамени. В начале эпохи Конвента ее наличие становится обязательным в целом ряде церемоний: кокарда становится официальным, чуть ли не священным символом нового режима. Продажа кокард других цветов ( отличных от государственных) карается смертной казнью.
  Трехцветный флаг получил официальное признание гораздо позже. Собственно, в том виде, в каком мы его знаем, его нарисовал Давид, а введен в употребление он был декретом монтаньярского Конвента от 15 февраля 1794 года. ( Три цвета, скорее всего он взял с кокарды, введенной Лафайеттом в 1789 году)

Три цвета :белый, красный и синий, часто встречаются на картинах Давида вместе. "Клятва Гракхов"



К тому времени сочетание трех цветов уже давно стало эмблемой и символом революционной Франции.Французская революция питала особое пристрастие к эфемерному декору - неудивительно, что именно ткани стали основным носителем для ее символов. Это позволило объединить эмблемы, исполняюшие идеологическую функцию, с модой, трансформировав последнюю в инструмент пропаганды. Очень характерный момент, особенно если учесть желание революционеров осуществить идеал единства в том числе и в области одежды - они мечтали о едином костюме в полоску, обязательном для всех граждан. ( Отчего, как революция. так начинается унификация ?)
Так брюки и жилет в красно-белую полоску , которую носили ремесленники и крестьяне,юбка и фартук в бело-синюю полоску, по которым можно было узнать швею или прачку, превращаются после 1789 года в настоящую униформу, служащую патриотической пропаганде.



Носить одежду в полоску - значит не только демонстрировать свою гражданскую сознательность, но и подчеркнуть  свою приверженность основным ценностям идеологии, которая сейчас в моде. В результате революции прежние цвета, формы и структуры приобретают новые значения. Так, Робеспьер был вполне старорежимным человеком в том, что касается костюма и прически, и, вероятно, носил свой знаменитый полосатый редингот и до 1789 года. Но в 1792 году этот редингот , внешне практически не изменившийся, приобретает значительную символическую нагрузку.



На волне популярности трехцветного флага в моду вошло" утроение" полосок, до того момента встречавшегося довольно редко. Отныне полоски на тканях и одежде бывают трех, четырех и даже пяти цветов, и все они чередуются в определенном порядке, создавая четкий ритм.
Частью модного облика парижских "инкруаяблей" - стиляг времен Директории стал полосатый платок.



Применению полосок способствовала индустриализация в области ткацкого производства. В 19 веке полоска стала использоваться в моде без всяких воспоминаний о ее негативном прошлом.




























Чарлз Ворт умело стыкует полоски
















Продолжение следует...

перепост, костюм, мода, орнамент

Previous post Next post
Up