Выставка "Нет блага в богатстве" в Музее Востока 8-14.03.2017

May 09, 2017 15:21


Оригинал взят у ktaara в Выставка "Нет блага в богатстве" в Музее Востока 8-14.03.2017



В начале марта в Москве состоялась одна из самых великолепных выставок, посвященных средневековой керамике, которую я видела! Всего пару дней в Музее Востока были представлены около 30 экспонатов. Выставка была посвящена презентации одноименной книги о глазурованной керамике Ташкентского оазиса IX - XI вв.
   На выставке можно было увидеть наиболее яркие образцы глазурованной керамики Бинката (Ташкента). Выставка приурочена к презентации только что вышедшей книги ташкентских археологов. Именно из нее взят весь материал, использованный в данном репортаже (плюс аннотация к выставке, размещенная на стендах):

С.Р.Ильясова, Дж.Я Ильясов, Р.А. Имамбердыев, Е.А.Исхакова "Нет блага в богатстве... Глазурованная керамика Ташкентского оазиса IX - XII вв."

На каждую фразу в отдельности, пожалуй, ссылки давать не буду - все же не диссертация. Но все - из этого фолианта : ))



Ташкентский оазис, расположенный в северо-восточной части Республики Узбекистан, занимает территорию между средним течением реки Сырдарьи, одной из двух главных водных артерий Средней Азии, и горными отрогами западного Тянь-Шаня, в средневековье именовался Шаш (Чач). Столицей этой обширной области был город Бинкат (часть современного Ташкента). Именно с территории этого городища происходит весь материал, представленный на выставке.
   Глазурованная керамика занимала важное место в быту средневекового населения Средней Азии. Появившись здесь после арабского завоевания в виде подражаний привозным ближневосточным изделиям, уже в IX - X вв. она получает широкое распространение и достигает высокого технического и художественного уровня. Развитие исламского искусства и художественного ремесла нельзя представить без среднеазиатской керамики Саманидского (IX - X вв.) и раннего Караханидского (XI в.) периодов. В Хорасане и Мавераннахре существовало несколько крупных производственных центров, которые находятся в центре внимания специалистов по археологии и средневековому искусству: Нишапур, Мерв, Сари и Самарканд. Еще один важнейший центр - Бинкат (Ташкент), несмотря на многолетние исследования и активную публикацию результатов, часто выпадал из общей картины развития глазурованной керамики или рассматривался лишь как составная часть изделий так называемого «афрасиабского стиля». Между тем благодаря многолетним исследованиям удалось выяснить, что в Ташкентском оазисе в IX - XI вв. производилась высококачественная посуда, декор которой отличается своеобразием и позволяет вполне уверенно идентифицировать продукцию данного региона. Она не только не уступает прославленным нишапурским и самаркандским образцам, но и зачастую превосходит их техническим совершенством и художественным мастерством.



На выставке можно было увидеть наиболее яркие образцы глазурованной керамики Бинката из собраний Государственного музея Востока и Фонда Марджани. Собранные вместе, они дают наглядное представление о высочайшем ремесленном и художественном уровне изделий мастеров Шаша IX - XI вв. Сосуды украшены подглазурной росписью, использующей различные сочетания растительного и геометрического орнамента. Встречаются зооморфные мотивы, чаще всего изображения птиц - универсального благопожелательного символа. Особую группу составляют изделия с эпиграфическим декором. Арабографические надписи выполнены с большим мастерством и поддаются прочтению. По большей части это благочестивые изречения и благопожелания. Одно из таких изречений: «Нет блага в богатстве…» стало названием недавно опубликованной прекрасной книги и этой выставки.



Выставка приурочена к презентации только что вышедшей из печати книги ташкентских археологов С.Р.Ильясовой, Дж.Я Ильясова, Р.А. Имамбердыева, Е.А.Исхаковой, посвященной глазурованной керамике Ташкентского оазиса IX - XII вв. Впервые продукция одного среднеазиатского региона публикуется в таком значительном количестве. Авторы поставили перед собой задачу исследовать и опубликовать известные им ташкентские изделия, хранящиеся в музейных и частных собраниях, охарактеризовать отличительные особенности этой керамики и показать ее в качественных иллюстрациях.
   Книга подготовлена при участии Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш.Марджани. Финансовую помощь в издании оказал благотворительный фонд «Искусство, наука, спорт», возглавляемый А.Б.Усмановым.



Фрагмент чаши
Мавераннахр, Бинкат.
IX-нач.Хвв.
Собрание фонда Марджани.

Чаша конической формы на кольцевом поддоне. Подглазурная роспись черно-коричневой и охристо-красной красками по белому ангобу, гравировка, прозрачная бесцветная глазурь.
   Арабографичная надпись куфическим почерком: "Нет блага в богатстве, если не принадлежит оно рукам щедрого (человека)".
   Начало и конец фразы не сохранились. В словах проставлены диакритические знаки. Местами над надписью охристо-красной (почти оранжевой) краской изображены декоративные элементы в виде сердечек.



Кувшин
Мавераннахр, Бинкат.
Xв.
Глина, ангоб, роспись, гравировка глазурь.
Собрание Государственного музея Востока.

Арабографичная надпись  почерком цветущий куфи: "И благословение владельцу сего".
   В умении разместить надпись на сосуде с учетом его размеров и формы, найти точное и сбалансированное сочетание арабской вязи с самыми разнообразными растительно-геометрическими элементами, подобрать гармонирующие между собой цвета - словом, в умении создать изящные и привлекательные изделия бинкатские гончары и каллиграфы IX - X вв. достигли высочайшего мастерства.
   Белофонную посуду с надписями неоднократно сравнивали с листами рукописей: арабская вязь на белом фоне производила такой же контрастный эффект.



Полусферическая чаша на кольцевом поддоне.
Мавераннахр, Бинкат.
Х - первая пол. ХIв.
Глина, ангоб, роспись, глазурь.
Собрание Государственного музея Востока.

Арабографичная надпись  почерком простой куфи: "Щедрость - одно из качеств обитателей рая".
   Начало и конец надписи соединены. Сравнительно редкий для Ташкента образец керамики с темноокрашенным ангобным фоном и надписью белым цветом.



Коническая чаша на дисковидном поддоне.
Мавераннахр, Бинкат.
Х в.
Глина, ангоб, роспись, глазурь.
Собрание Государственного музея Востока.

Арабографическая круговая надпись керамическим курсивом пока не прочитана. Одно слово можно расшифровать как «кротость», «мягкость», «благоразумие».
   Мотив вертуна, украшающий центр сосуда, близок изображению на чаше из Тункета в Ираке, украшенной растительно-геометрической композицией с использованием резерва и точечного заполнения. По Ю.Ф. Бурякову - «что-то среднее между пропеллером и цветком». : ))



Коническая чаша, донная часть не сохранилась.
Мавераннахр, Бинкат.
Х в.
Глина, ангоб, роспись, гравировка, глазурь.
Собрание Государственного музея Востока.

Арабографическая надпись почерком цветущий куфи:
   "Благороднейшее из богатств - отказ от желаний. Благословление".
   О.Г.Большаковым опубликованы две самаркандские чаши с аналогичной надписью, один сосуд с этим афоризмом найден при раскопках городища Эски-Ахси (средневековый Ахсикат в Ферганской долине), а из Нишапура происходит 5 чаш с данной фразой. По данным А.Кучани, данная фраза принадлежит имаму Али Ибн Аби Талибу.



Полусферическая чаша на поддоне с кольцевым вырезом
Мавераннахр, Бинкат.
ХI в.
Собрание Государственного музея Востока.

Подглазурная роспись черно-коричневой и охристо-красной красками по белому ангобу, полностью покрывающему сосуд, включая поддон, гравировка, прозрачная глазурь.
   Как правило, «букеты» представляют собой композицию, в которой из центра на дне сосуда «вырастает» два или более цветочных букета. Иногда букеты не имеют длинных стеблей, сходящихся в центре сосуда.



Полусферическая чаша на кольцевом поддоне
Мавераннахр, Бинкат.
Начало ХI в.
Глина, ангоб, роспись, глазурь.
Собрание Государственного музея Востока.

Вихревую розетку широко использовали для украшения посуды в Шаше, где этот орнамент отличался некоторым своеобразием.
   Найдены усложненные варианты данной разновидности орнамента, в которых сама розетка имеет двойное или тройное обрамление, что не очень характерно для других регионов.



При рассмотрении ближайшего комплекса глазурованной керамики Чача IX - нач XI вв. хотелось бы особо выделить изделия, украшенные изображением представителей фауны Средней Азии. Птицы и рыбы, бараны и верблюды, лошади и газели, львы, барсы, лягушки - разнообразный мир живых существ, воплощенный средневековыми мастерами Мавераннахра.
  Богатство и пышность природы не могли оставить равнодушными, вероятно, поэтому зооморфные образы встречаются достаточно часто. Вопреки расхожим представлениям о том, что по установлениям ислама изображать живые существа строго запрещалось, ситуация не была столь однозначной.



Чаша с перегибом стенки.
Мавераннахр, Бинкат.
 Х в.
Глина, ангоб, роспись, глазурь.
Собрание Фонда Марджани.

На дне чаши изображение птицы, напоминающее голубя - символа удачи, согласно старинным поверьям. Крепко и гордо стоит птица, распушив хвост, в центре сложной орнаментальной композиции, все элементы которой подчеркивают сферическую форму и, вместе с тем, четко акцентируют основной образ. Художник выделяет изображение голубя, заключая его в правильный охристо-красный круг и обрамляя пятилучевой звездой такого же цвета, органично вплетая в образовавшиеся секторы фона стилизованный орнамент с заполнением из штрихов и шевронов.
   Силуэт птицы выполнен мягкими, но уверенными упругими линиями, подчеркивающими ее видовые особенности: форму головы, глаза, клюва, строение лап и крыльев. Крыло выделено при помощи многолепестковой розетки со спускающимся к хвосту стеблем. Основная часть фигуры заполнена тонкой штриховкой, как бы связывающей центральное изображение с другими элементами декора. Отметим сочетание относительно реалистичного рисунка птицы и математически строго выверенных деталей орнамента (круг, звезда, штрихованные треугольники). При кажущейся разнородности использованных элементов декора мастер создает чрезвычайно целостное, пластически выразительное парадное произведение.



Чаша
Мавераннахр, Бинкат.
Конец IX - первая половина Х в.
Подглазурная роспись черно-коричневой и охристо-красной красками по белому ангобу, бесцветная прозрачная глазурь, зеленые пятна.
Собрание Фонда Марджани.

Рисунок расположен в центре чаши, дно которой подчеркнуто и выделено круговой красной линией. Выше к бортам круг вписывается в многоугольник, борта декорированы похожими на арки волнистыми линиями. Основные элементы рисунка выполнены красной краской, а внутреннее пространство образовавшихся плоскостей плотно покрыто черно-коричневыми точками, ярко контрастирующими с чистым белым фоном. Членение внутренней поверхности чаши с помощью рисунка подчеркивает форму сосуда, четко выделяя основные части - дно и борта, и придает изделию ясную композиционную завершенность.
   Изображение птицы выполнено легкими выразительными струящимися линиями. От крупного тулова отходят крылья-ленты, несколькими штрихами намечены лапки, удивленно смотрит миндалевидный глаз, широко расправлен пышный хвост. Рисунок возникает как бы играючи, создавая из линий, точек и цветовых пятен некое фантастическое существо неведомых прекрасных миров. Вместе с тем основная часть тулова и хвост, орнаментированные белыми глазками с каплями зеленой глазури (так называемый «павлиний глаз»), причудливым образом напоминает рыбу.



Фрагмент чаши.
Мавераннахр, Бинкат.
Х - начало ХI в.
Собрание Фонда Марджани.

Подглазурная роспись оливковой и охристо-красной красками по белому ангобу, прозрачная глазурь.
   Великолепный образец оринтоморфного декора. Изображена водоплавающая птица, скорее всего лебедь или гусь. Поднятое крыло украшено белыми пятнами, внутри которых крапины двух цветов с мелкими точками вокруг. Между крылом и шеей полуружья, передающие, вероятно, оперение. Фон заполнен белой плетенкой и точками, в узор введены также широкие полосы (хвост?) Обращает на себя внимание манера изображения глаза, белая изогнутая линия, идущая от глаза к шее, а также узорный «ошейник»…



Фрагмент чаши на дисковидном, слегка вогнутом поддоне.
Мавераннахр, Бинкат.
конец IХ - Х в.
Глина, ангоб, роспись, глазурь.
Собрание Фонда Марджани.

Изображения рыб на глазурованной керамике Согда и Шаша довольно редки, особенно такие, где рыба занимает центральное положение в композиции…
   С рыбой, как воплощением водной стихии и нижней зоны трехчленных космогонических композиций, несомненно, связан целый комплекс представлений. В них видят символику воды, чистоты и благополучия, а также отражение китайского 12-летнего цикла. Традиции такого почитания невероятно устойчивы: водоемы со «священными» рыбами (обычно это разновидность, известная под названием маринка) до сих пор существуют в различных районах Средней Азии (например, Сайроб в Сурхандарьинской области Узбекистана, Чилучор-Чашма в Шаартузском районе Южного Таджикистана и др.)
   Не исключено также, что данное изображение было связано с христианской символикой рыбы.



Чаша с перегибом стенки на кольцевом поддоне.
Мавераннахр, Бинкат.
 Х в.
Собрание Фонда Марджани.

Подглазурная роспись оливковой, охристо-красной и коричневой красками по белому ангобу, покрывающему сосуд полностью, включая поддон, прозрачная глазурь.
   Веточки граната оливкового и красного цветов сочетаются с другим популярным в Х в. мотивом усиков, который часто встречается в композиции с собственно пальмовым листом. Так что декор этого сосуда можно рассматривать в качестве переходного от гранатовых ветвей к пальмовым листьям. Снаружи вдоль устья наклонные штрихи, образующие треугольники. Судя по двум отверстиям, сохранившимся в центре, сосуд чинили в процессе использования.



Растительно-геометрический декор занимал важное место в репертуаре шашских гончаров на протяжении всего рассматриваемого в данной книге периода - IX- XII вв. Однако наибольшего разнообразия и художественной выразительности он достиг, пожалуй, именно в конце IX и Х в., то есть в эпоху правления династии Саманидов.
   Ведущие мотивы геометрической орнаментации рассматриваемого периода - плетенка, треугольник, квадрат или ромб в круге, шестиугольная звезда, переплетенные эллипсы, спирали. Среди этого разнообразия путем сравнительного изучения удается выявить локальные варианты.



Полусферическая чаша на поддоне с кольцевым вырезом.
Мавераннахр, Бинкат.
 ХI в.
Глина, ангоб, роспись, гравировка, глазурь.
Собрание Государственного музея Востока.

Великолепный пример двойного букета, отразивший одну из характерных для XI в. традиций в развитии данного мотива: стремление ко все большей пышности и сложности композиции. Вторая тенденция направлена на упрощение и схематизацию мотива, в котором, собственно, букет только угадывается. Цветы, заключенные в обрамление из бутонов и листьев, - оригинальное решение, известное нам пока только на этом сосуде. Между веерообразных букетов помещены две строчки куфических надписей, в которых можно узнать повторение слова ал-бирр - «благодеяние».



Среди композиций, украшающих керамику с подглазурной росписью и основанных на использовании растительного орнамента, можно выделить пальметты и полупальметты, гранаты, "пальмовый лист", а также цветочные букеты.



Коническая толстостенная чаша на кольцевом валикообразном поддоне.
Мавераннахр, Бинкат.
 Х-XI вв.
Глина, ангоб, роспись, глазурь.
Собрание Фонда Марджани.

Чаша отличается толстыми стенками и массивным дном, что не характерно для столовой посуды дынного периода (после формовки на гончарном круге и просушки изделия подвергались также шлифовке, что позволяло получать гораздо более тонкие стенки и изящные пропорции). Но при этом ее великолепный насыщенный декор, по всем признакам можно отнести именно к ташкентской глазурованной керамике.
   Во-первых, черные и красные полукружия, чередующиеся вокруг венчика, - мотив, представленный на ряде ташкентских сосудов. Во-вторых, черные и красные круглые пятна, заключенные в поля с мелким точечным заполнением. В третьих, форма листьев на ветвях, украшающих внешнюю сторону чаши, напоминает очертание птичьей головки.



Полусферическая чаша с закругленным внутрь краем на кольцевом поддоне.
Мавераннахр, Бинкат.
 ХI .
Глина, ангоб, роспись, глазурь.
Собрание Государственного музея Востока.

Уникальный образец композиции с пальметтами. Все составляющие ее элементы, а именно: пятичастные пальметты, полупальметты, крупные листья (или «бутоны»), заполнение фона крупными фигурами с точками, - обычны для орнаментации керамики в Х в. и выработаны, по мнению исследователей, под влиянием декора металлических изделий. Однако на этом сосуде они представлены в своеобразном сочетании, аналогии которому нам не известно. Эта чаша - еще один блестящий образец творческих поисков и достижений шашских мастеров.



Чаша с перегибом стенки, на слегка вогнутом дисковидном поддоне.
Мавераннахр, Бинкат.
 Х в.
Собрание Фонда Марджани.

Подглазурная роспись коричневой и охристо-красной красками по белому ангобу, гравировка, прозрачная глазурь.
   Широкая полоса с гравированными спиралями, тянущаяся вдоль устья, напоминает полосы со спиралями, с тем отличием, что на данной чаше спирали закручены попеременно в противоположные стороны.



Полусферическая чаша на кольцевом поддоне.
Мавераннахр, Бинкат.
 Х в.
Глина, ангоб, роспись, гравировка, глазурь.
Собрание Государственного музея Востока.

Надпись прекрасно исполненным почерком цветущий куфи (куфи с пальметтами), начало и конец фразы разделены знаком в виде петли:
   "Безопасность заключена в молчании, и только речь обнаруживает изнанку  человека с недостатками".
   Впервые чтение этого афоризма, в переводе Джеймса Беллами, привела в своем исследовании Л.Волов:
   «Peace is that which is silent and only his speech will reveal the (?) of the man with faults».
   Этот же сосуд из коллекции Бруклинского музея, а также тарелку с аналогичной надписью почерком керамического курсива, поместил в своей монографии А.Кучани.
   На ташкентском экземпляре, из-за нехватки места, опущено слово «речь», завершающее фразу. Тем не менее надпись грамотная, в ней проставлены почти все диакритические точки, и, несмотря на обилие декоративных элементов, чтение ее не представляет сложностей. Можно смело утверждать, что этот сосуд - один из самых великолепных образцов саманидской эпиграфической керамики.



Для керамики Х в. характерны также различные варианты линейно-геометрического орнамента в виде широких или узких бордюров, располагавшихся по краю чаш. Мотивы переплетенных лент и полос, цепочек и меандров встречаются в самых разнообразных сочетаниях, в основном, на сосудах открытых форм, а также на кувшинах и кружках.
  В традиционной керамике Узбекистана конца XIX - первой половины ХХ в. резной или рисованный узор из спиралей, тянущихся вдоль бортика изделия, носил название кяриз занджира, т.е. "цепочка колодцев".



Чаша на поддоне с кольцевым вырезом.
Мавераннахр, Бинкат.
Конец Х - начало XI в.
Собрание Фонда Марджани.

Подглазурная роспись оливковой краской по белому ангобу, бесцветная глазурь, снаружи немного не доходящая до поддона.
   Представлен уникальный вариант мотива граната, отличающийся от всех известных нам композиционных схем. Наклонные штрихи в форме птичьих головок, украшающие внешнюю сторону чаши и известные по целому ряду шашских сосудов, убеждают в том, что это изделие ташкентского мастера.



Чаша с перегибом стенки на вогнутом дисковидном поддоне.
Мавераннахр, Бинкат.
 Конец IХ - начало X вв.
Глина, ангоб, роспись, глазурь.
Собрание Фонда Марджани.

К раннему типу керамики со свинцовой глазурью относятся чаши, на которых основной орнаментальный мотив растительно-геометрического характера выполнен толстыми черными линиями Они контрастируют с тонкими контурными, чаще всего красными линиями, ограничивающими заполненное точками пространство. Иногда основной мотив также выполнен красной краской. Дополнительно композиции украшались расплывчатыми пятнами зеленого цвета и иногда красными мазками.



Кувшин.
Мавераннахр, Бинкат.
 Х в.
Глина, ангоб, роспись, глазурь.
Собрание Государственного музея Востока.

Еще одной специфической чертой бинкатской керамики конца IX - первой половины Х в. является активное использование зеленых пятен, полос и потеков, обильно разбросанных поверх самых разнообразных композиций - растительно-геометрических, зооморфных и эпиграфических. Пятна придают изделиям Бинката дополнительную декоративность и позволяют с уверенностью выделять ташкентскую продукцию из массы среднеазиатской глазурованной керамики.
   Украшение глазурованных сосудов зелеными пятнами и полосами применялось также в Саганийане (городище Будрач, Южный Узбекистан) и в Хуттале (Южный Таджикистан), судя по находкам с городища Хульбук. Однако там подобный декор был распространен, вероятнее всего, в XI в. В Шаше использование зеленых пятен носит массовый характер, и они применялись в качестве дополнения к самым различным видам орнамента.



Чаша полусферической формы.
Мавераннахр, Бинкат.
  X в.
Подглазурная роспись темно-коричневой, оранжевой, зеленой красками по белому ангобу, прозрачная желтая глазурь.
Собрание Фонда Марджани.

На чаше представлена сцена сражения всадника с напоминающим рыбу драконом, изображенном под ногами лошади. Фон заполнен плетенкой и точками, имеющими несколько рудиментарный характер. Перед всадником помещен круг, разделенный на четыре оранжевые и зеленые части, возможно, это некий тамгаобразный знак. У всадника подквадратное лицо с огромными глазами, тонкая шея; по сторонам свисают косы (?) и конец колпака (?). Воин изготовился вонзить в монстра копье с наконечником (справа) и втоком. Конь имеет непропорционально тонкую шею и маленькую голову, копыта напоминают лапы. У дракона - острая вытянутая голова и подобие треугольных плавников зеленого цвета.
   Отметим использование желтой глазури, типичной для шашской продукции XI в.
   Композиция имеет безыскусный характер, персонажи выглядят скорее карикатурно. Однако в целом мы имеем здесь замечательный образчик художественного творчества некоего провинциального мастера, создавшего доступными ему средствами изображение, полное экспрессии. На современный взгляд сценка воспринимается как юмористическая, однако наивный примитивизм, с которым она выполнена, в свое время, возможно, не предполагал подобного восприятия.



Чаша с вертикальным бортиком на дисковидном поддоне.
Мавераннахр, Бинкат.
 IX в.
Глазурь лиловогооттенка, роспись изумрудно-зеленой краской, снаружи и на поддоне пятна.
Собрание Фонда Марджани.

Одной из ранних разновидностей глазурованной керамики, получившей широкое распространение в Средней Азии, были сосуды, покрытые щелочной глазурью и надглазурной росписью.
   По цветовой гамме росписи изделия с таким типом глазури можно разделить на несколько групп.
Первая группа представлена сосудами с росписью в виде пятен и потеков зеленой и изумрудно-зеленой краски, а также имитации надписей почерком куфи. Изделия этой группы подражали иракской керамике IX-X вв., относящейся к так называемым «аббасидским изделиям с непрозрачной белой глазурью», образцы которых представлены в ряде собраний: в коллекции Насера Д.Халили, в коллекции Ал-Сабах и др. Подражания, подобные мавераннахрским, изготовляли и в Иране.
   По данным Е.М.Пещеровой, посуда, украшенная пятнами с полосками, как и сами пятна, назывались авр (или абр) - облако. По поверью, керамика, как и живые существа, может подвергаться действию сглаза, поэтому ее старались не оставлять гладкой. Считалось, что на посуду с пятнами сглаз не действует.



Сосуд.
Мавераннахр, Бинкат.
 X в.
Подглразурная роспись черно-коричневой и охристо-красной красками по белому ангобу, гравировка, зеленые пятна, бесцветная глазурь.
Собрание Фонда Марджани.

Надпись куфическим почерком, идущая одной полосой, состоит из двух фраз, первая строка сохранилась полностью:
   "Имей терпение, прежде чем высказывать мнение".
   Вторая фраза сохранилась частично. Перевод предложить сложно, так как несколько знаков утрачены, а сохранившиеся слова, написанные без диакритических знаков,  дают вероятность самых различных чтений. Так, первое слово может быть прочитано как «наследие, воздаяние», или «союз, договор» или «народ» и т.д. Последнее слово, в свою очередь, также дает множество вариантов чтения, среди которых есть такие как «отказ», «холод», «ухудшение». Среди известных нам афоризмов и фраз с соответствующим началом и завершением не встречалось. Будем надеяться на новые находки или публикации, где данное предложение будет представлено целиком.



Полусферическая чаша на дисковидном поддоне.
Мавераннахр, Бинкат
Х в.
Глина, ангоб, гравировка, роспись, глазурь.
Собрание Фонда Марджани.

Наряду с другими видами декора употреблялась роспись в виде четких пятен-горошин по белому, черному и красному ангобу либо в виде трех пятен,  иногда разноцветных, соединенных между собой в форме сердечка, либо в виде кружка, окруженного кольцом мелких точек. Глазчатый орнамент использовался самостоятельно, а также в сочетании с другими элементами орнаментации на точечном фоне.



Чаша на вогнутом дисковидном поддоне.
Мавераннахр, Бинкат
Х в.
Собрание Фонда Марджани.

Подглазурная роспись оливковой и коричнево-красной красками по белому ангобу, покрывающему сосуд полностью, включая поддон, гравировка, прозрачная глазурь.
   Листовидные фигуры, украшающие данную чашу, можно лишь условно называть гранатами. Возможно, они символизируют неспелые плоды и чередуются с бутонами.



Спасибо за внимание! : ))
  За два месяца мне удалось только очень бегло пролистать этот бесценный кладезь, в основном, чтобы подписать экспонаты выставки и чуточку рассказать про них. Тема, разумеется, очень обширная и интересная. Спасибо уважаемым авторам за их титанический труд!

X в., выставки, музеи, XI в., Москва, керамика, перепост, IX в., Средняя Азия

Previous post Next post
Up