Древнеримская колесница

Jan 24, 2017 18:55

Оригинал взят у lilac2012 в Древнеримская колесница




Изучив хранящуюся в Британском музее древнеримскую игрушечную колесницу, исследователь раскрыл ранее неизвестный секрет конструкции больших колесниц, использовавшихся в скачках на ипподромах Римской империи.
Бронзовая игрушка была найдена в Тибре в 1890-х годах. Она датируется I - II веками нашей эры и представляет собой «бигу» - колесницу, в которую запрягались две лошади. Из бронзовых коней, прилагавшихся к игрушечной колеснице, сохранился один. Ученые отмечают высокую точность в передаче деталей и качество обработки металла. Игрушечная колесница явно принадлежала состоятельному человеку. Светоний упоминает, что подобные игрушки, только не из бронзы, а из слоновой кости, имелись у императора Нерона: «К скачкам его страсть была безмерна с малых лет <…> Уже став императором, он продолжал играть на доске маленькими колесницами из слоновой кости» (перевод М. Л. Гаспарова).
Археологом известно почти три сотни моделей боевых и церемониальных колесниц, найденных в этрусских и италийских погребениях. Колесницы со скачек в погребальном ритуале не встречались. Поэтому об особенностях их конструкции ученые судят по описаниям античных авторов, а также по изображениями их на каменных рельефах, фресках и мозаиках. Модель из Британского музея дала уникальную возможность увидеть трехмерный образ гоночной колесницы, и этим воспользовался почетный профессор инженерной физики Университета штата Висконсин Бела Шандор (Bela I. Sandor). Он заметил, что правое колесо, в отличие от левого, имеет с внешней стороны небольшое возвышение идущее по всей окружности. Профессор пришел к выводу, что колеса больших колесниц в этом месте были укреплены железным обручем.
Обычно колеса изготовлялись из дерева, скрепляемого клеем и сыромятными ремнями, которые, высыхая, крепко стягивали деревянные детали. По мнению исследователя, дополнительное укрепление правого колеса увеличивало шансы возницы на победу. Гонки колесниц обычно проводились в направлении против часовой стрелки на вытянутой овально арене, где возницы должны были совершать крутой поворот влево. При таком повороте из-за действия центробежной силы возница и колесница наклонялись вправо. Нагрузка на правое колесо резко возрастает, поэтому ему необходимо дополнительное укрепление. Подобная деталь на левом колесе отсутствовала, так как замедляла бы движение. «Гоночная колесница с железной шиной только на правом колесе была лучшим компромиссом с точки зрения безопасности, долговечности и вероятность выигрыша», - говорит ученый. Его вычисления показывают, что обод на правом колесе увеличивал шансы на победу на 80 %.

дизайн, игрушка, перепост, Древний Рим, скульптура

Previous post Next post
Up