“Взмолился тут мальчик задушенный, собаками злыми укушенный,
Запуганный страшными масками...и глупыми детскими сказками.” С.Михалков. Рассказка № 101
Недавно исполнилось полгода с момента, когда я прекратил истязать своих ближних вымученными шутками и старыми байками, а взялся, наконец, за вас уважаемые читатели. Уже полгода веду свой блог. За прошедшее время я не раз испытывал ваше терпение ( простите меня, Христа ради, если что ), но вот пугать, по-моему, ещё не пугал. Попробую сделать это, не выходя из рамок своего ремесла. Тем более, что в ночь Хеллоуина, такое занятие вполне уместно.
Мне не раз приходилось проектировать поклонные кресты и обетные Распятия. Одним из важнейших атрибутов большинства из них являлась Адамова голова. Череп с костями, короче. Порядочный оссуарий мог бы из примеров составиться. Выложу несколько образчиков навскидку.
Этот симпатяга украшает поклонный крест в северо-восточном углу Храма Христа Спасителя.
Сначала-то я думал отдать череп на откуп модельщикам. Придерживайтесь, говорю, общей стилистики. И главное, мол, смотрите, чтобы не получилась в результате Тотенкопф. К чему нам этот формализм… Лепили они лепили и вышла у них, как раз, эмблема окаянной дивизии. Пришлось откинуть в сторону высокомерие и рисовать требуемый череп прямо в мастерской. Сангина, чёрный мел на крафт-бумаге.
Покажу вам героя вблизи. Сделан он из испанского мрамора Крема Марфил. Марфил с испанского переводится, как слоновая кость. Похоже. А вы мотайте на ус, ежели в будущем возникнет необходимость сымитировать кость.
Видите красный отпечаток на темени. Это губная помада. Теперь там табличку повесили: Мол, не лобызайте подножие, гражданочки. Смирите восторг.
А это вариация той же адамовой головы на подножии Распятия в Краснодарском Войсковом Соборе. Здесь уже применён ломбардский мрамор Боттичино. Добывают его на склонах обглоданных Брешианских гор. Он слоистый, с немалым количеством включений. Поэтому череп из него получился более обобщённой, рубленой формы. Чуть, вроде, изменены форма и фактура, а выражение уже другое
Ну а теперь Кронштадтский Морской собор. Это венчающий крест алтарной преграды. Адамова голова здесь остроумно вплетена в декор карниза портала Царских Врат. Медальон с черепом сидит среди кущ Райского сада. Искупление, Воскресение и Спасение в одной композиции. Обратите внимание на начертание альфы и омеги.
За два с лишним года общения с духом Василия Антоновича Косякова мне удалось вскрыть все явки и пароли, задействованные им в тогдашнем проекте интерьера Морского Собора. Я стал понимать его логику композиции. Он, поневоле, рассказал, почему отдельные фрагменты были нарисованы так, а не иначе. И главное, я обнаружил все первоисточники, на которые он опирался. Поэлементно. Во многих случаях это было совсем не очевидно. Но в этом была своя красота и интрига. Так вот, аналог кронштадтской Адамовой головы в пятиугольном медальоне я нашёл в одном южногерманском розенкрейцерском надгробном монументе. Как-нибудь я расскажу о символике верхнего яруса этой алтарной преграды, и вы поймёте, как ловко здесь лыко уложено в строку… Чего только не узнаешь, общаясь с духами. Архитектору-реставратору приходится это делать не только в ночь Хеллоуина. Часть профессии. А тогда, в Кронштадте, покойный Василий Антонович много чего ещё занятного мне порассказал. Но к собору это уже не относится.