«Вот видишь, как далеко зашла ты, Дашенька, в поисках своего «я». Венедикт Ерофеев.
Сейчас вечер Страстной Пятницы. Совсем недолго, и «да бежат от лица Его ненавидящии Его». Самое время попрощаться с «ненавидящими». Ну, чтоб без иллюзий. Предлагаю Вашему вниманию порцию живописных композиций из знаменитой ратуши Аугсбурга - столицы маньеризма всей Южной Германии и Придунавья.
Создатели ратуши - местный уроженец Элиас Холл и мюнхенский художник Иоганн Маттиас Кагер, узрев потолки в залах Венецианского Дворца Дожей, поклялись сделать нечто подобное в родном городе. Клятва эта выполнялась ими с 1615 по 1621 годы. Получилось достойно, хотя и не по-венециански. В 1944 году рейды союзной авиации поставили слова Холла под сомнение. Но сейчас залы ратуши снова блещут всем своим великолепием. Сюжеты, о которых пойдет речь, развертываются по периметру 1-го яруса стен Золотого Зала. Рассказ ведется в технике «гризайль». 1-й ярус, кстати, менее всего пострадал при впечатляющем пожаре в ночь с 25 на 26 февраля 1944 года. Так что, реставраторы «отсебятины» не лепили. Ну, может быть, совсем чуть-чуть.
«Гротески» исполнены в стиле «маньеризма» и наглядно показывают, как люди искали добра от добра. Полтора века они упивались ощущениями ценности отдельно взятой личности, находя подтверждение этому в образцах античности. Но аппетит приходит во время еды. Занятно ведь взглянуть, сколь далеко простираются границы этой самой личности. «А что если…? А что будет потом, а если очень хочется, то почему бы и нет. Да и вообще, нас столько лет, похоже, дурили. Добрые люди вон чего пишут…». Кстати, о «пишут» - в распоряжении исследователей Духа оказались пуды гримуаров - колдовских и магических сборников. Труды по алхимии и эротические трактаты (поклон Аретино и Брантому). Я говорю все это к тому, что деваться Аугсбургским мастерам было некуда. Уж коль взялись - давайте… Ну, взглянем.
Вот погубительница души Мелюзина - Психея. Она, судя по всему, эти уродливые души в виде грудастых собак и ловит. Обратите внимание, как злодейка ловко приманивает их на лоскут собственной шкуры. Лебеди, шарящие в пастях маскаронов, символизируют лицемерие и коварство. По выражению одного из бестиариев - «белые перья, черное мясо». И все это - под звон бубенчиков.
Вот живопись в простенках окон. Здесь что ни карта, то - в масть. Глумливые обезьяны - сатанинские пародии на человека, «жадюга» баклан, совокупляющаяся парочка наверху - одна компания.
Следующая картинка особенно интересна. Из языка лягушки, стоящей на спинах двух демонов, растет необыкновенное дерево с ветками-чудищами и плодами-сиренами. Если вспомнить, что отцы церкви уподобляли еретические писания лягушачьему кваканью, то все становится ясно. Что поделаешь. Всяческая вольность ума неизбежно ведет к ереси. А ум без вольностей - болото.
Здесь кошка с добычей в зубах (душой?) сидит под сенью крыл страждущих демонов и наблюдает за сценой родов. Кто эта женщина? Вавилонская блудница или просто ведьма, спутавшаяся с козлорогим. Кого она родила? Колеблемое пламя свечей предлагает додумать нам это.
Поросенок и перепелка на левой филенке означают колдовской обряд.
Вот сомневающийся дух в окружении птиц и сатиров. Цапля над его головой - аллегория верующего, взыскующего истины, т.к. птица очень любопытна и, согласно бестиарию, умеет летать высоко над грозовыми облаками. Слева и справа от главного персонажа - черепаха и крокодил. У черепахи оторвана правая задняя лапа. Сама по себе черепаха символизирует Хаос. А без лапы что? Бессильный Хаос? Крокодил же часто был аллегорией лицемера, скупца и сладострастника. В картуше над ним - год окончания росписей.
Прямо история болезни в психиатрической клинике.
Здесь примеры заполнения филенок и фризов. Собачки хороши, нет слов.
Ну, и на закуску. Сама царица ночи - Сова осеняет своими крыльями фантастическую парочку, делящую корзинку с земными благами (есть даже колода карт). Не знаю, что означают зайцеголовые псы, но вряд ли что-нибудь пристойное. Обратите внимание, в основании композиции, опять-таки, сцена ловли души. Амур, Психея, все дела…
Эта возня на 1-м ярусе оставалась бы занятной шарадой, пустой игрой ума, если бы не контраст с удивительным потолком.
Мастера постарались на совесть. Царство справедливости и закона величаво парит над земным Хаосом. И все бы ничего, но конец строительства ратуши практически совпал с началом Тридцатилетней войны. Войны, которая вымела Германию, Богемию, Моравию. Достойный прообраз всех современных войн. С организованным пропагандистским сопровождением, тотальным террором в отношении оппонентов, невиданными доселе разрушениями городов и деревень. Не буди лиха, покуда оно тихо. И спящих собак - тоже. Даже если они - зайцеголовые.