Оригинал взят у
ochendaje в
Норвежская роспись розами - rosemaling ![](https://img-fotki.yandex.ru/get/2711/125705038.180/0_11d99c_cdd8483d_orig.jpg)
В Норвегии есть удивительное искусство росписи по дереву - так называемый «роземалинг» - rosemaling. Точный перевод на английский - rosepainting, а на русский можно перевести как «роспись розами». Довольно часто встречающийся в интернете перевод «рисунок розы» неправилен, так как слово maling обозначает именно процесс, а не конечный результат.
Неправильна и транскрипция слова "rose" как «росе» (она хоть, и роза, но все-таки норвежская) - в оригинальном варианте оно произносится именно как «русе».
Искусство это древнее - возникло в 18 веке, а популярность «набрало» в первой половине 19 века. Но необыкновенно популярно в Норвегии и за ее пределами и сейчас.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6818/125705038.180/0_11d99e_1e705d4_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3001/125705038.180/0_11d99f_d2ef356e_orig.jpg)
Поскольку Норвегия (в силу своего «хуторного построения») всегда отличалась разнообразием диалектов и вариативностью одного и того же стиля, то в каждой местности была своя rosemaling. Самыми известными были «росписи розами» из Телемарка и Халлингдала.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4609/125705038.180/0_11d9a0_622c0327_orig.jpg)
Если художественная ковка и резьба по дереву было исконными для Норвегии, то «русемалинг» - достаточно молодой вид декоративно-прикладного искусства.
В формах и технике искусствоведы прослеживают влияние ренессанса и барокко. Позже в орнаментах и росписях стали заметны элементы в виде латинских «C» и « S» - «отголоски» рококо.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6844/125705038.180/0_11d9a3_98b1d58c_orig.jpg)
Художники по своему истолковывали увиденное ими в «официальной» живописи и по-своему воспроизводили их в росписи на дереве.
Необыкновенно красиво смотрится русемалинг в достаточно темных старинных домах, потому что «помрачневшие» от времени стены просто расцвечены яркой росписью.
Расписывали мебель, стены и потолок - словом, весь дом.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4113/125705038.180/0_11d9a1_e6b46e4a_orig.jpg)
Не обошли своим внимание художники русемалинга и церкви - в них тоже есть такие росписи, правда, они подчинены строгим церковным канонам.
Первые образцы росписи были достаточно грубыми и небрежными, но постепенно мастера набирались опыта и оттачивали искусство - всё, как в наши дни. Росписи из разных районов отличалась довольно сильно.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6800/125705038.180/0_11d9a2_dc315ce3_orig.jpg)
Так, в Телемарке орнамент не «регламентирован», нет для него строгих канонов, а вот рисунок заполняет очень плотно всю поверхность изделия самых разных форм. Халлингские же «розы» проработаны более тщательно и «прописаны» тонкой кисточкой. В Вестланне в рисунках преобладает не роза, а цветок аканта. Удивительное дело: Acanthus встречается в росписи и вышивке народов всего мира, а растет только в Италии (сейчас его стали разводить по всему миру).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6735/125705038.180/0_11d9a4_ef38038f_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4613/125705038.180/0_11d9a5_106c9414_orig.jpg)
Цвета изначально были яркими и насыщенными, но опять же художники в разных областях использовали свои сочетания. В Вестланне предпочитали золотой, красный, черный и белый, а в Телемарке - самые разнообразные.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/30/125705038.180/0_11d9a6_b80663d0_orig.jpg)
Техника везде была одинакова.
Сначала декорируемый предмет тщательно зашкуривался, очищался и покрывался двумя слоями грунтовочной краски. Часто сверху накладывался еще один слой лака, через который было желательно, чтобы просвечивал рисунок дерева.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6845/125705038.180/0_11d9a8_c9157eec_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5113/125705038.180/0_11d9a9_7779e673_orig.jpg)
К росписи приступали после полного высыхания основы. В Телемарке, например, пред непосредственным процессом русемалинга декорируемую поверхность покрывали горячим (так написано в норвежском первоисточнике!) льняным маслом, и уже лишь затем наносила контур рисунка.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3307/125705038.180/0_11d9aa_f6c8e3_orig.jpg)
Часто одной кисточкой «брали» две краски одновременно, что давало возможность сделать двойной контур.
Считается, что по технике росемалинг похож на двойной мазок и тагильскую роспись. Многообразие цветовой гаммы, сложность и аккуратность ведения мазка, четкость прорисовки роднят росемалинг с петриковской росписью.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3210/125705038.181/0_11d9ab_f001c589_orig.jpg)
Сам же рисунок русемалинга часто производит впечатление полной импровизации, и искусствоведы пишут, что, как правило, художники не продумали в деталях всю композицию перед началом работы.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3300/125705038.181/0_11d9ac_bddbe593_orig.jpg)
"Роспись розами" ширко применяется и в наши дни - причем в самых неожиданных вариантах:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5314/125705038.181/0_11d9ad_fbe40108_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5805/125705038.181/0_11d9ae_5dbfe8c9_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4602/125705038.181/0_11d9af_7f83bee7_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4708/125705038.181/0_11d9b0_6f6e45bf_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3102/125705038.181/0_11d9b1_39a15f47_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3104/125705038.181/0_11d9b2_e1368ffc_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5700/125705038.181/0_11d9b3_936e8da5_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4809/125705038.181/0_11d9b4_c4de5e04_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6106/125705038.181/0_11d9b6_2afc31b8_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5502/125705038.181/0_11d9b9_24671ba_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/14/125705038.181/0_11d9bc_5d85a32f_orig.jpg)
А в заключение три ролика уроками "росписи розами", вдруг вас стало настолько интересно:
Click to view
Click to view
Click to view
В основном,
отсюда.