Оригинал взят у
skifos в
Древнейшие изображения двуглавого орла в Сербии. В своем недавнем комментарии на мой старый пост
Двуглавый орел. Балканы пользователь
dedushka-kumara не только любезно исправил некоторые погрешности, но и обратил внимание на традицию, связывающую появление двуглавого орла в Сербии, со Стефаном Неманей. Мне приходилось встречать и другую версию, где заимствование двуглавого орла королевской династией Неманичей из Византии связывается с браком Стефана Первовенчанного и византийской принцессы Евдокии Ангелины (около 1186 года). Сторонники это версии обращают внимание на то, что на изображениях Стефана Первовенчанного в сербских храмах почти всегда присутствует двуглавый орел. Но большинство этих примером относится к XIV веку, как например использование геральдических орлов на фресках Богородицы Љевишке (1306-1314 годы).
1. Стефан Первовенчанный, фреска храма Богородицы Љевишке
2. Двуглавые орлы в храме Богородицы Љевишке
Весьма курьезной является отсылка к Мюнхенской сербской псалтири. Хотя есть мнение, что на одной из миниатюр (folio 185r) здесь изображен Стефан Неманя, сама псалтирь абсолютно точно датируется концом 14 века. Так что даже, если принять версию, что на миниатюре Стефан Неманя, то рассматривать столь позднее изображение в качестве доказательства неверно.
3. Миниатюра из Мюнхенской псалтири (folio 185r) с изображением геральдического сербского двуглавого орла. Источник: Zwei illustrierte serbische Psalter. In J. Strzygowski: Die Miniaturen des serbischen Psalters der Königl. Hof- und Staatsbibliothek in München. Denkschriften der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften, Philos.-hist. Klasse, 52, 1906, II, IV-LXXXVII
Перейдем к более серьезным доказательствам использования двуглавого орла первыми представителями династии Неманичей. В книге А.В. Майорова «Русь, Византия и Западная Европа» (с. 542-543) в числе наиболее ранних изображений двуглавого орла в Сербии (XIII век) отмечаются фрески в монастырях Жича, а также в Милешеве и Студенице. Совершенно случайно, после полученного отзыва мне попалась ссылка на фундаментальную работу Манастир Жича / Милка Чанак-Медић, Даница Поповић, Драган Војводић ; [фотографије Бранислав Стругар ... [и др.] ; цртежи, карте и акварели Драгана Милисављевић ... [и др.]]. - Београд : Републички завод за заштиту споменика културе, 2014 (Београд : Публикум). - 578 стр. : илустр. ; 32 cm, которую, зарегистрировавшись, можно скачать
здесь.
Из сохранившихся фресок лучше всего двуглавые орлы сохранились на одеяниях св. Георгия Победоносца Вознесенского храма Жичского монастыря.
4. Георгий Победоносец. Роспись южного придела апсиды Вознесенского собора Жического монастыря. Кликабельно. Источник фото:
http://www.ruicon.ru 5. Двуглавые орлы на одеяниях Георгия Победоносца.
Однако данная фреска относится ко второй росписи храма при архиепископе Печском Савве III (1309-1316) и серб. кор. св. Милутине. Тоже самое касается геральдических двуглавых орлов в сцене «Будьте как дети» (Мф 18. 3) в арке входа в колокольню.
6. Сцена «Будьте как дети» в арке входа в колокольню монастыря Жича.Кликабельно.
Кроме того в привратном помещении храма монастыря Жича было изображение Стефана Первовенчанного и его сына Радослава, на одежде которых двуглавые орлы в круглых картушах. Фреска известная по акварели Валтровића, как считают, была написана около 1229 года и обновлена в начале 14 века (Манастир Жича… с.31-39). Были ли двуглавые орлы добавлены в ходе реконструкции, когда этот символ был уже достаточно распространен или они относятся к оригинальной росписи храма?
7. Стефан Первовенчанный и его сын Радослав, акварель фрески из монастыря Жича. Кликабельно.
Теоретически к раннему периоду существования храма можно отнести мраморные фрагменты алтарной преграды, на которых, наряду с другими зооморфными и растительными мотивами есть двуглавые орлы.
8. Мраморные фрагменты из монастыря Жича.
Майоров со ссылкой на каталог «Югославские средневековые фрески. Сербия. Македония. Черногория. Каталог выставки копий фресок и слепков архитектурных деталей из собрания Галереи фресок в Белграде». Л. Аврора. 1970 г. утверждает, что на северной стене нартекса храма Вознесения в Милешево «изображены представители династии Неманичей: Стефан Неманя (как монах Симеон), св. Савва Сербский (как архиепископ), Стефан Первовенчанный и его сыновья Радослав и Владислав…Одежды Стефана Первовенчанного и его сыновей украшают изображения двуглавых орлов». Однако на современном фото ктиторской композиции, которые можно посмотреть
здесь, никаких намеков на двуглавых орлов не видно.
Наконец, фрески нартекса Радослава храма Богородицы монастыря Студеница. Они
датируются 1230-ми годами. В южной капелле портреты Стефана Немани, Стефана Первовенчанного. Радослава и его жены Анны Комнины Дукаины Ангелины. Сохранность фресок не очень хорошая, но при определенной доли фантазии на одеяниях самого Радослава и особенно его жены можно разглядеть медальоны с двуглавыми орлами. Стоит отметить, что жена Радослава была дочерью Феодора Комнина Дуки, выходца из последней византийской императорской династии Ангелов, царя Эпира 1215-1230 и Фессалоник 1224-1230. Т.е. данную фреску можно рассматривать как один из первых примеров заимствования двуглавого орла из Византии.
9. Ктиторская композиция из нартекса Радослава храма Богородицы в Студенице. Кликабельно.
Для любителей разгадывать графические загадка фото Радослава крупным планом в хорошем разрешении лежит
здесь:
P.S. В одной из статей я встретил упоминание, что изображение двуглавого орла якобы есть на фреске, изображающей князя Дукли Мирослава (1168-1179) в церкви св. апостолов Петра и Павла в Белом поле. SAVIć, Vanja, Historical Symbolism of Serbia’s Coat of Arms,
http://www.jat.com/active/en/home/main_menu/travel_info/jat_review/oktobar_2007/simbolika_srpskog_grba.htmlИсточник не производит впечатление научного, а ссылка в настоящий момент недоступна, но возможно кто-то из читателей моего блога знает об этом и поделится информацией.