Самый известный шлем средневековья.

Dec 13, 2014 11:11

Оригинал взят у honordagger в Самый известный шлем средневековья.


Вот еще одна из МЕЧТ. В детстве я любил рыцарей, богатыри мне не нравились. Не знаю почему, причем рыцари мне нравились по большей части, те которые были псы. Мне было жалко их когда они тонули на Чудском озере, вот шведов было не жаль. И естественно я хотел иметь рыцарский шлем, но к сожалению были только солдатики из набора Битва на Чудском озере-плоские(. Но этого сейчас не понять, что такое плоские солдатики. Причем шлем с забралом мне казался не настоящим, другое дело шлем-ведро. А еще лучше с рогами или крыльями. Детство незаметно прошло, шлема у меня не было. Я как то даже и забыл о этой мечте. Тем более ни в Рыцарском зале ни в музеях которые я посещал находясь заграницей я такого шлема не видел.





Наверное, так бы эта мечта и пылилась в глубине моего подсознания. НО как всегда случай ее вытащил наружу. Просматривая один из популярных сайтов по военному антиквариату, я наткнулся на шлем о котором я мечтал ребенком. Да это был шлем-ведро в удовлетворительном состоянии. Зная не по наслышке о поздних копиях XIX века Виоле-Ле-Дюка, я стал изучать этот вопрос. Изучив его я понял, что эта мечта смело может быть опять спрятана в дальний угол. И вот почему.



Шлем который нам всем хорошо известен и является одним из символов Псов-рыцарей называется Topfhelm. Другие его названия-Greathelm, Grandhelm, Pothelm, Kubelhelm и Sugar loaf. Шлем одевался поверх другого шлема-бацинета, или кольчужного капюшона на валик из ткани.



В последующем из топфельмов развились турнирные шлемы типа «жабья голова». В походном состоянии шлем на носился закинутым за спину всадника. Нашлемные фигуры использовались для турниров, или церемоний.



Существует целый ряд шлемов в музеях и частных коллекциях. НО теперь самое главное, количество этих предметов не превышает 20 шлемов сохранившихся частично или полностью. Имеется ввиду признанных оригиналов. Ситуация очень странная, изображение шлема можно встретить в манускриптах, скульптурах того периода (1200-1500гг) но к сожалению до наших дней дошли единицы! Причем большая часть это шлемы поздние после 1300года. За нашлемные фигуры я вообще не говорю, это уже из разряда уник. Существует множество находок античных шлемов, других средневековых шлемов из земли или замков, а вот с топфхельмами все очень печально. Есть правда реплики выполненные позже.





Среди этих реплик есть достаточно интересные и неплохо сделанные, до откровенно похабных. Для себя я объяснения пока не нашел, правда так же и остыл к этой мечте детства. Хотя кто знает.



Не претендуя на глубокое исследование немного поверхностной информации о топфхельмах признанных оригиналами. Для людей увлекающихся этой тематикой новой информации здесь не будет, но для общего развития думаю будет полезна.



Краткое описание шлемов, описанных в научной литературе а так же доступной для осмотра в музеях. Так же в обзоре присутствуют шлемы, которые доступны в интернете.



1. Шлем из Dargen. Наверное самый известный и самый тиражированный в современной поп-культуре (кинематограф, рисунки). На его основе есть масса повторов для реконструкций и предметов для интерьера. Шлем был найденн в развалинах замка Шлоссберг, неподалеку от деревни Дарген в Померании (Германия). Датируется второй половиной 13-го века. На изобразительных источниках подобные ему шлема встречаются с 1250 по 1350 годы. Средний вес составляет примерно 2,25 кг. Запас веса - 0,45 кг (это означает, что вес мог быть 2,25 кг+-0,45 кг). (Berlin, Deutsches Historsches Museum).









2. Шлем из замка Madeln, тип 1. Шлем очень похож на шлем из Даргена, но имеет свои особенности. Этот шлем был найден при археологических раскопках Швейцарского замка Маделн. Замок был разрушен землетрясением в 1356 году. Ремешки и металлические детали, найденные рядом, считаются креплением нашлемной фигуры. Шлем использовался на турнире (на левой стороне отпечаток корончатого наконечника). Датируется началом 1300 годов. Найденный экземпляр сильно сплюснут по бокам. Вес составляет примерно 2,45. Запас веса - 0,5 кг. (Zurich, Schweizersches Landmuseum).



3. Шлем из замка Madeln, тип 2. Так же был найден при проведении археологических раскопок. Вопрос с датировкой разнится в диапазоне от первой половины до середины XIV века. Вес шлема составляет 2,4 кг. Запас веса - 0,8. (Liestal, Kantonsmuseum Baselland).



4. Шлем из Bozen, Tirol. Археологическая находка из города Больцано. Найден в башне г. Больцано (Bolzano) - Италия, в немецкой литературе оуказывается как шлем из г. Боцен (Bozen - так, на немецкий манер пишется название города Больцано).Датирован началом 14 века. Предположительно шлем Германской работы. Встречается так же под названием «шлем из города Боцен». Очень короткий шлем, возможно, обрезанный снизу, вероятно, также в древности. Существует предположение, что такие шлема делались на поток. Вес - 2,5 кг. Запас веса 0,5 кг. (Rome, Castel St. Angelo).



5. Шлем из замка Aranas, Westgotland, Швеция. Датирован началом 14 века. Имеются сходства с шлемом из Больцано. Вес шлема составляет примерно 2,34 - 2,5 кг. (Stockholm, Statens Historiska Museum).



6. Шлем из замка Tannenberg. Археологическая находка из замка Танненберг. Замок был разрушенн в 1399 году. Ряд исследователей связывает его датировку с последней обороной замка, в самом конце XIV века. Другая предполагаемая датировка - ок. 1350 г. Вес 3750 гр. Запас веса - 0,75 кг. (Darmstadt, Hessisches Landesmuseum).



7. Шлем из Linz. Подводная находка из реки Траун около Линца (Верхняя Австрия). Датирован серединой XIV века. Сохранился плохо. (Linz , Oberosterreichisches Landesmuseum).



8. Шлем из замка Treuchtlingen. Археологическая находка начала XIVв. Обнаружен в замке Treuchtlingen. На макушечной пластине пролом, возможно появившаяся в результате удара боевого молота, что, в прочем, вызывает споры. (Heimatmuseum Treuchtlingen).



9. Шлем из собрания Tower of London. Датирован 2-й половиной XIV века. Найден среди погребальных даров. Примерный вес - 2,63 кг. (Leeds, Royal Armouries).



10. Шлем Ричарда Пембриджа. Датирован 2-й половиной XIV в. Найден в соборе Hereford. Данный шлем лишь в мелочах расходится со шлемом из собрания Тауэра. Примерный вес- 2,6 кг. Запас веса - 1,3 кг. (Edinburgh, Scottish Museum).





11. Шлем из Kussnacht am Rigi. Археологическая находка из раскопок середины XIV века в Швейцарском кантоне Кюснахт-ам-Риги. Был найден вместе с фрагментами бригантных пластин. Имеет следы сильной реставрирации. Этот шлем уже несёт в себе черты больших шлемов XIVвека. Вес шлема 1,8 кг. Запас веса - 0,4 кг. (Zurich, Schweizerisches Landesmuseum).



12. Шлем из Lebus на р. Одер. Археологическая находка. Датирован 2-ой половиной XIV в. Так как шлем усилен с левой стороны, можно сделать вывод , что он использовался на турнирах. Вес - 4,5 кг. (Kopenhagen, Tojhusmuseet).


13. Шлем Принца Уэльского. Шлем из собора Canterbury . Датирован 2-й половиной 14 в. Шлем принадлежал Эдуарду Уэльскому, Чёрному Принцу. Что примечательно к шлему сохранилась нашлемная фигура. Вес- 3,6 кг. Запас веса - 1,2 кг. (Kent, Canterbury Cathedral).





14. Шлем Генриха V. Предположительно начало XV века. Является одной из финальных форм топфхельма. Нет точных данных, использовался ли этот шлем в бою или был только турнирным. В этом шлеме уже явственно проглядываются черты будущих турнирных шлемов-«жабья голова». (London. Westminster Abbey).



15. Шлем из Kornburg. Шлем из «погребальных даров» монастыря Kleinschwarzenlohe. Датирован ок. 1350 г. Поверх смотровой щели, по её центру наклепана вертикальная пластина. Шлем воронился, поверх первоначальной окраски позже произведена ещё одна. Как дополнительная защита (вероятно несущая более декораторскую функцию), кольчужная привесь приклепана к шлему. Вес - 3 кг. Запас веса - 1 кг. (Nurnberg, Germanisches Nationalmuseum). Украшение позолотой выполненно в XVII веке. Скорее всего что кольчуга, закреплённая непосредственно на шлеме, тоже плод позднейшей реставрации.





16. Шлем Николаса Хавберга. Обнаружен среди погребальных даров в церкви Кобхема графства Кент. Датируется концом XIV века. Начиная с этого времени форма топфхельма изменяется-появляется обтекаемый верх и выпирающая личинная пластина. (сер Николас Хавберг умер в 1407 году, а надгробие поставлено в 1408-м. На надгробной плите под головой Хавберга изображён похожий шлем. На английских надгробиях начала XV века (период 1400-1420 гг.) рыцари изображены с подложенными под голову именно такими шлемами. До этого на их месте изображались топфхельмы типа Дарген или Малден). Нельзя уверено говорить о том, что данный шлем применялся в бою, но так же нельзя определённо сказать о том, что это исключительно турнирный шлем. Некоторые аналогии можно провести и с немецкими надгробиями того же периода.



17. Шлем Рэджинальда Брайброка. Датирован Началом XV века. Происходит так же из погребальных даров церкви Кобхэма в Кенте. С надгробия Реджинальда Брайброка (+1408 г.)



18. Шлем рода Пранков. Родовой шлем семьи Пранков. Датирован концом XIV в Дополнительное усиление указывает на применение в качестве турнирного шлема. Шлем сохранился вместе с оригинальной нашлемной фигурой в виде оленьих рогов. На сегодняшний момент известно всего три нашлемной фигуры датированных до XV века. Вес - 5,2 кг. Запас веса - 0,9 (Wien, Kunsthistorisches Museum).



19. Шлем из замка Altena. Интересная археологическая находка. Датирован концом 13 в. Обнаружен в замке Altena. Широко расставленные прорези для глаз, и крестообразные отверстия на левой, наиболее подверженной копейному удару, стороне, объяснить сложно. Бытует мнение, что шлем является подделкой. (Sauerland, Музей графства Mark).



20. Шлем из частного собрания в Швейцарии. Принадлежал коллекции Боиссионаса. Информация из каталога «Толщина передней пластины 3-3,4 мм., затылочной 2,3-2,7 мм., макушки 1,7-22 мм. ... На внутренней стороне и между стыками шлема сохранился черновато-коричневый материал, очевидно органической и минеральной компонент. Органический компонент брался на радиоуглеродный анализ, в ЕТН Цюриха получены следующие даты - вероятность от 28% для датировки 1306-1363 гг., и 72% ме 1376-1448 гг. Вес шлема 6,46 кг. В 1959 г. Галерея Фишера продала его как сомнительный в отношении подлинности экспонат. ... Современный собственник
позволил провести анализы при EMPA и ETH...подтвердившие его подлинность..." И этот шлем на Западе считают поддельным, хотя, на конференции в Нюрнберге, в 2002 году о нем делали доклад как о подлинном. Но образец, присланный на анализ, брал не специалист, а владелец…



21. Шлем с аукциона Hermann Historica. Предположительно шлем из коллекции Гуттмана. Имеет множество схожих черт с шлемами из Аранаса и Боцена. Практически одинаковое строение лицевой пластины, включая дыхательные отверстия. Сохранившееся высота 28 см. Примерный вес 2,5кг.



22. Шлем из частного собрания. Шлем интересен тем, что имеет общий объем и форму, более характерную для ранних топфхельмов, за исключением отогнутых краев смотровых щелей встречающихся только у Шлемов, датированных XIV веком, и имеющих иную форму и конструктивный принцип. Происходит с аукциона Фишера, в научных публикациях не описан.



23. Большой шлем в стиле XIV-го века, XIX век,
скорее всего из мастерской Сэмюэла Люка Прэта
собран из четырех склёпаных пластин, с горизонтальной смотровой щелью,
разделенной длинной усиливающей полосой, перфорирована справа рядами
прямоугольных вентиляционных щелей,
снабжён сзади подвесным крюком и кольцом спереди, весь патинирован 'состарен' высота 39 см; 15 3/8 дюймов инвентарный № 98
Сэмюэл Люк Прэт работал на Нью Бонд Стрит 47 и продавал как подлинные старинные доспехи, так и декоративные репродукции.
В 1870-х он продал лорду Уорвику несколько вещей из коллекции Мэйрика
и, вне сомнений, помог с восстановлением Гэйт Холла после пожара 1871 года.
Два похожих шлема хранятся в Сэйнт Джёдж Холл, в Виндзоре.
(Собственность Уорвикского Замка, выставлялась в Грэйт Холле)
аукцион Thomas Delmar, Antique Arms, Armour & Militaria.



24. Шлем из г. Дельфт, Голландия. На взгляд ряда специалистов - подделка. Не отображен ни в одной научной публикации. Безобразная "волнистая" полоса, которая, исходя из всех изображений, должна составлять единое целое с макушечной частью, здесь дана отдельной деталью, к тому же, безобразно вклепанной со стыком на лбу. Сам шлем выполнен из слишком большого листа, не отображает реалий конструкции того времени, исходя из многих аутентичных изображений. Похоже, его "странность" очевидна всем, кроме сотрудников музея, хотя, весьма вероятно, им то она известна наиболее полно...







Большое спасибо Holger за информацию.

XIII в., XIV в., головные уборы, готика, XII в.

Previous post Next post
Up