Оригинал взят у
lapetitevalise в
А что у нас в королевской шкатулке эпохи Ренессанса? Ты надела изумруды -
Мне ли их не величать?
Вынуть слово из-под спуда
Или лучше промолчать?
«Как приветлив каждый камень!» -
Мой язык спешит изречь,
Утаив, что рядом пламень
И меня готов обжечь.
И.В. Гете
Ренессанс, полностью изменивший представление Европы об искусстве, распахнувший двери светскому искусству и впервые восхитившийся красотой обнаженного женского тела. То была эпоха поиска и запечатления красоты и роскоши, ставших тогда почти синонимами. А если рисовать или высекать скульптуры таланта нет - надо быть красивым, ярким, броским самой или самому. И женщины, и мужчины лихорадочно тратят состояние на украшения, которые создают для них...сами художники. Ведь гений универсален во всем! И гений Бенвенуто Челлини, любимого ювелира короля Франции и римского папы, возвышается на пьедестале бок о бок с Леонардо да Винчи.
С открытием Америк в наиболее авантюрные страны - Испанию, Португалию, Англию - хлынуло такое количество золота и редкой красоты драгоценных камней, сокровищ инков и ацтеков, какое и не снилось королям Средневековья. Те любили драгоценности больше из научно-практических соображений: этот камень приносит любовь, а этот защищает от яда, а вот тот дает долголетие и спасение от несчастного случая. Теперь камни "заиграли" сами по себе, хотя все еще долго считались лишь аксессуаром к золоту.
Изумруды, жемчуг, рубины, сапфиры...а еще бриллианты. Этот прозрачный камушек еще век назад использовали неохотно, уж очень он был незврачен и труден в обработке. В конце пятнадцатого века, в Нидерландах, его научились огранять, брильянт заблистал, и очень скоро Антверпен становится центром алмазной торговли.
Впервые со времен Древнего Рима ювелирное искусство в Западной Европе в полной мере возрождается, иногда подражая античности на основе немногих уцелевших сокровищ тех времен, таких, как камеи, которые стали предметом коллекционирования, но чаще воплощая свое представление о ней. Короли, королевы и высшая знать Европы XV-XVI веков, в особенности, Италии, Англии и Франции, где мода возводится в ранг религии, соревнуются за обладание самыми великолепными, самыми дорогими украшениями.
В моде крупные, броские, сложносоставные подвески, кулоны, ожерелья:
Испания, конец XVI века
Или как у Катерины Сфорца, незаконной дочери герцога Миланского
и у Маргариты Австрийской
Изабеллы Португальской (XVI в.):
и у Марии Портинари, супруги богатейшего флорентийского банкира из дома Медичи
с которой соперничает похожим ожерельем Маргарет Йорк, герцогиня Бургундская
Подвески вскоре начинают комбинировать и носить с жемчужными и золотыми многоярусными цепями и ожерельями в самых разных вариациях.
Как у Элеоноры де Толедо, супруги герцога Флорентийского
или Марии Бургундской, самой богатой принцессы Европы и бабушки императора Карла Пятого
или Марии Тюдор, сестры, а не дочери Генриха Восьмого, королевы Франции
и ее невестки Джейн Сеймур, третьей жены Генриха Восьмого (1536)
у польской королевы Елизаветы Австрийской
А у Магдалены Саксонской, супруги курфюрста Бранденбургского, вот такое ожерелье-чокер, если по-современному (1529 г.):
Можно проследить, как постепенно костюм и прическа становятся все более вычурными и роскошными, переходя границу комфорта и тонкого вкуса.
Екатерина Медичи, королева Франции, кажется ходячей шкатулкой с жемчугами, которые она так обожала.
Похожая жемчужная сетка, как элемент платья, у Элеоноры де Толедо смотрится изящнее
В жемчуге ценили крупный размер, которому часто сопутствовала неправильная форма, что считалось еще одним его достоинством, которое стремились обыграть, поместив жемчужину в соответствующий ювелирный антураж.
Подвески в виде кошки и льва ( XVI век).
Совершенной монашкой на фоне остальных королев смотрится суровая гонительница мавров и покровительница Колумба, королева Испании Изабелла Кастильская.
Можно только посочувствовать, каково приходилось в жарком испанском климате инфанте Исабель Эухении Кларе, дочери короля Филиппа II, носившей столь...плотное платье. Ткань сплошь расшита золотым позументом, шелком и жемчужинами.
Как и ее матери, королеве Елизавете. Испанская мода была самой роскошно-тяжеловесной и строгой одновременно.
Другие дамы могли похвастать весьма оригинальными шляпками, как у королевы Венгрии, Анны Ягеллон (1547),
у Бьянки Марии Сфорца с шапочки тоже свешивается крупная каплевидная жемчужина:
Правда, в молодости она предпочитала косу - невероятно красиво и немножко по-инопланетянски даже.
Прическа другой дамы, Беатрис д'Эсте, из дома герцога Феррарских, является интерпретацией средневекового головного убора: сетки для волос и обруча-серклета:
Почти таджикский национальный головной убор у Марии Габсбург (1555)
У Элизабет Австрийской, дочери Фердинанда I, императора Священной Римской империи, беретик совсем становится блямбочкой (прибл.1540-е)
А венецианки носили узнаваемый "берет", сплетенный из женских волос и лент :
Изысканнейше блистает лихо заломленной набок шляпкой с пером и неизменным жемчугом испанская инфанта Исабель Эухения Клара (даром, что ли, дочь французской принцессы Елизаветы (Изабеллы) Валуа?)
Акцент в виде крупной жемчужной капли на лоб был особенно модным.
У юной королевы Марии Стюарт
А на портретах Лукаса Кранаха головные уборы дам словно изготовлены Филиппом Трейси. До украшений ли тут...XVI век.
В числе драгоценностей также, разумеется, серьги, хотя на многих портретах их нет (кажется, даже, что и уши не проколоты), или они скрыты прической. В основном, это жемчужные "капельки", как у Марии Австрийской, супруги Максимилиана II, и Аны Мендоза, загадочной одноглазой принцессы Эболи:
Но есть варианты поинтереснее, как у Марии Медичи (не той, что королева Франции!):
И аж пять золотых колечек Марии Португальской (середина XVI в.) и двойные сережки неизвестной дамы с портрета Алессандро Аллори (1570)
Носили, разумеется, и кольца. Практически, на каждом пальце.
Как у Джейн Сеймур: И у Мэри Невилл, леди д'Акр
Редкое кольцо с рубинами, алмазами и жемчугом принадлежит Елизавете Первой. Оно открывается, и внутри можно увидеть два миниатюрных портрета - королевы и ее матери, Анны де Болейн.
Лучина Брембати, дама с хорьком и кучей побрякушек (начало XVI в.):
На портрете инфанты Исабель Эухении Клары, любимой дочери Филиппа II, короля Испании, тоже можно увидеть сразу несколько модных и роскошных вещиц: кольца, камею с ликом отца, цепь и кулоны, а также - гирдл, еще одну реинкарнацию аксессуара прошлых столетий. Этот пояс, кушак, делали из кожи, золота, каменьев, в общем, что нашлось, а к нему цепляли скляночки духов, маникюрные приборчики, амулеты святых, "помандер" - серебряный шарик с травами или благовониями внутри, и даже Библию.
С гирдла мог опускаться такой вот шнур или цепь
"Мама, мама, дай поиграть!" - просит сын Камиллу Гонзага, графиню Сан Сегундо (1523 г.)
Но, конечно, какая же королева без короны, скипетра и державы?
Анна Ягеллон, королева Польши и юная Елизавета I Английская
И на закуску. Догадайтесь, кто это, мужчина или женщина? Портрет написан в 1559 году для некой особы шведской королевской крови.