Гамбургский музей прикладного искусства. Интерьеры 1910-1930х гг.

Jun 18, 2014 15:19

В Гамбургском музее прикладного искусства представлена прекрасная экспозиция интерьеров и предметов мебели первых десятилетий XX века. Текст данного поста скомпилирован из информации, представленной на музейных стендах.

Как известно, искусство, в том числе прикладное, всегда развивается по нескольким направлениям одновременно. XX век тоже не стал исключением - с первого же десятилетия параллельно развиваются несколько стилей.

На излете Арт Нуво в моду входят нео-бидермейер и неоклассицизм - "буржуазные" стили:






А вот уже абстракционистская мебель. Во главу угла ставится совершенно иной принцип: орнамент и украшения есть зло, от которого необходимо избавляться. В 1908 году Адольф Лус написал программное эссе "Орнамент и преступление", в котором утверждал, что украшения есть напрасная трата усилий мастера и, следовательно, вредны для его здоровья. Неприукрашенный объект не только функционален - он этичен. Ручной труд должен уйти в прошлое, сменившись промышленным производством (после I Мировой войны эти идеи временно утратили популярность!).
Глубоко этичные стулья:



Первое кресло (1906 г.) его создатель - венский дизайнер Йозеф Хофман назвал Sitzmachine - "сидельная машина", "машина для сидения".

Тоже вполне этичная столовая, 1927 год, дизайнер Феликс дель Марле. Вдохновлялся русским абстракционизмом, в частности, работами Александра Родченко.



Умильные... эээ... этичные кубические шахматы:


После того как I Мировая война посеяла временное недоверие ко всему массовому и промышленному, в прикладном искусстве тоже грянул экспрессионизм. Вот мебель 1925 года - каждый предмет уникален, изготовлен вручную. Острые, как бы кристаллические грани не случайны: кристалл играл важную роль в художественном языке экспрессионистов как мистический символ надежды на новую жизнь.



Во Франции в двадцатые годы XX века наблюдается иная картина. Желая показать, что страна по-прежнему является законодательницей мод и вкуса, а также лидером в производстве предметов роскоши, французские дизайнеры в промежутке между двумя мировыми войнами берут все лучшее от прежнего и нового - и создают стиль Арт Деко. Он триумфально шествует по миру, провозглашая "политику престижа": прикладное искусство ориентировано на элиту, элита же, по словам Жака-Эмиля Рульмана, "создает моду и задает тон".
Потребители стиля Арт Деко - верхние классы общества, которые относительно благополучно пережили I Мировую войну и Депрессию. Им важны элегантность и экзотика, а также со вкусом подобранные аксессуары. Важным аспектом жизни - новым эксклюзивом - становятся путешествия. Океанские лайнеры, самолеты, автомобили объединяют Париж, Нью-Йорк, Бомбей и Шанхай, знаменуя новый динамичный образ жизни.
Обратите внимание на плакат на стене:



Мебель (и платье) - Париж, 1930-е годы.


Меж тем Германия, слегка очухавшись от войны и экспрессионизма, снова возвращается к идее преобразовать общество по новым принципам. Доктора, социологи, психологи соглашаются с архитекторами: человек нового времени должен жить не в темных заплесневелых доходных домах, а в светлых, полных воздуха жилищах. В моде спорт, гигиена, подвижность, здоровый образ жизни.
В 1925-30 годах все эти принципы воплотились в строительном проекте "Новый Франкфурт", которым руководил Эрнст Май. Основной целью проекта было обеспечить жителям городов новую и лучшую жизнь согласно новым принципам функциональности. В основе проекта лежит конструктивизм - постройка домов из готовых блоков, стандартные планы квартир, этажей и предметов быта. Создается новая промышленная эстетика - а параллельно в сознание людей внедряется концепция коллективизма.
Слоган "Нового Франкфурта" звучал так: "От сковородки до фасада". Разумеется, важная роль в новом городском жилище уделялась кухне. Для разработки этого проекта специально пригласили женщину-дизайнера из Вены - Маргарете Шутте-Лихотски. Она смогла создать первую в истории встроенную кухню - функциональную (разделенную на зоны), практичную (рассчитанную на пространство всего 6,5 квадратных метров) и недорогую (кухня стоила 238,5 рейхсмарки). Это "лаборатория" эмансипированной, возможно, работающей женщины, которая облегчает ей ведение домашнего хозяйства. Синий цвет выбран в гигиенических целях - против насекомых.

Мрачновато, но практично, что и говорить! Такими кухнями оборудовали более 10 000 новых домов во Франкфурте, и нововведение имело большой успех.





И последнее фото - "новая мебель" 1920-х годов: функциональная, удобная, переносная и страшно страшная. Тоже востребованная "Новым Франкфуртом".


мебель, Германия, XXв., музеи, интерьер, модернизм, арт деко

Previous post Next post
Up