Оригинал взят у
carmelist в
Букранионы Аписов О вкусах, как известно не спорят, поэтому открою секрет - говядину не жалую. Наверное я в прошлой жизни был древним египтянином. Правда они любили коров и быков, но платонической любовью. Даже боготворили. Их самый знаменитый бык - Апис вообще обитал в храмовом хлеву в сообществе гарема не менее священных коров. Геродот передал нам сказки жрецов о том, что был редкий экземпляр черного быка с белым пятном на лбу в виде треугольника и наростом под языком в форме жука-скарабея. Когда Апис отправлялся на небеса, его тело бальзамировали и отправляли на покой в огромном саркофаге.
Никогда не интересовался рационом древних греков и римлян, но те явно относились к говядине с меньшим пиететом. А бычьи черепа вообще развешивали где попало, чтобы они своим видом отгоняли всяческую чертовщину. И, как это часто бывает, пригляделись к ним настолько, что стали тиражировать скульптурные изображения бычьих черепов на ордерных фризах. Так родился один из самых удивительных архитектурных элементов - букранион.
Деталь храма Веспасиана. Я его помню с первых шагов в архитектуре, пришлось отмывать вот эту самую деталь в конце первого курса.
Первоначально букранионы размещались на римско-дорических метопах. А впоследствие перекочевали в прочие всевозможные части сооружений. Нередко с черепов свисают тяжелые гирлянды - это был символ жертвоприношения и памяти.
Ротонда Арсинои (о. Самофракия) Булевтерий из Карии (Низа, Турция) Лапидарий, археологический музей , София, Болгария.
Рельеф 1 века из собрания Эрмитажа. Термы Диоклетиана. П.Муратов пишет: «В Музее Терм сохраняется, быть может, лучший из таких алтарей, украшенный только костяным черепом быка и двумя огромными ветвями платана. Все особенности римского рельефа соединились в этом, мало кому известном памятнике. Кость, дерево и живая ткань листа переданы здесь с неподражаемым совершенством. Живописное впечатление, игра света и тени достигнуты тончайшим разнообразием планов. Труд художника вдохновлен и проникнут восторженным чувством природы»: Berlin Tieranatomisches Theater, Rinderschädel Само-собой букранионы есть на рисунках непревзойденного Джованни Баттисты Пиранези.
Храм Весты в Тиволи. Букраниумы просто как живые :)
Ян Госсарт (Gossaert), по прозванию Мабюз, (Mabuse; 1479-1541)
Нептун и Амфитрита Посмотрел я на аппетитную фигуру Амфитриты и вспомнил небольшой историко-анатомический казус о букраниях.
Вот подходящая цитата: "…эзотерическим символом утробной регенерации можно считать бычью голову или череп (букранию). Сходство между букранией и формой женской матки в сочетании с фаллопиевыми трубами было замечено художницей Д.Кэмерон, когда она вместе с Дж.Меллартом работала на раскопках Чатал-Хююка...
Это можно рассматривать как вполне возможное, хотя и эзотерическое объяснение важной роли данного мотива в символической системе Древней Европы, Анатолии и Ближнего Востока. На некоторых антропоморфных сосудах в том месте, где должна находиться матка, изображена воловья голова....
Некоторые сведения о символической роли бычьих голов можно почерпнуть из настенных росписей Чатал-Хююка. На многих из них букрания либо изображена прямо на теле Богини в том месте, где должна быть матка, либо расположена прямо под изображением Богини в обличии лягушки. "
Вот такие они - букранионы.
Архи-термины:
акант амфипростиль аркбутан архивольт архитрав Атеней балюстра букранион бусы волюта гипотрахелион+
1 дорический ордер замковый камень ионик ионический ордер истинная арка каннелюра+
1+
2+
3 крестовый свод кора кариатида капитель+
1+
2 колонна контрфорс кронштейн+
1+
2 консоль киматий каблучок лемех ложечка ложная арка модульон нервюра+
1 неф+
1 ов облом пилястра+
1 плинт полка пинакль простиль розетта сима слезник стиль стилус свод средокрестие столб трансепт фиал+
1 четвертной вал число каннелюр эхин