Оригинал взят у
cleofide в
Боголюбово: церковь Покрова на Нерли - рельефыКак обещано, выкладываю рельефы церкви Покрова на Нерли.
Начинаю с северного фасада (насколько я разобралась в географии), ибо именно к нему подходят туристы, хотя мало кто из них рассматривает фигурки наверху.
Храм отчётливо "рифмуется" с княжим Дмитриевским собором во Владимире, но здесь декор заметно сдержаннее и лаконичнее. Главная тема та же самая - собор всякой твари, стекающейся послушать вещего царя Давида. Однако образы и мотивы несколько иные. Видимо, это случилось не потому (или не только потому), что примерно по тому же плану работали другие люди, но и потому, что перед ними стояла иная задача - выразить иной смысл.
Тут больше симметрии, меньше разгула фантазии, да и тварный мир представлен меньшим количеством типажей. Преобладают львы, орлы и ангелы, хотя имеются также грифоны и некоторые другие существа.
На стенах Дмитриевского собора Давид сидел со свитком, а тут - явно с музыкальным инструментом типа средневековой лиры (я её показывала, когда выкладывала те рельефы, но для сравнения приведу
ещё раз):
Судя по выражению морды льва, Давид исполняет некую "Аппассионату" :)
Изумительная, нечеловеческая музыка - и т.д.
На левом прясле васька грифон слушает, да ест. Ангелы смотрят на этот процесс хмуро, но помалкивают. Надо же хищнику чем-то питаться.
Примерно всё то же самое происходит на западном фасаде, только, когда мы там были, солнце садилось, и он оказался залит ярким светом.
Но, боги, как невероятно музыкальны ритмы этих дуг над под закомарой и вокруг окна!
А перья на крыльях грифона созвучны строю струн Давидовой арфы, и потому сцена терзания кажется не страшной, к тому же пойманный заяц (кажется, это он?) вроде как увещевает хищника: погоди, дескать, дай послушать, как царь поёт и играет - и вообще мы с тобой одной крови, ты и я...
Что это мы всё по верхам оглядываемся? Полюбуемся и на аркатурный пояс - и вообще, и в частности.
Такой роскоши, как в Дмитриевском соборе, тут нет, но детали занимательны.
Чёртик трогательный...
Особенно прелестно, когда он оказывается меж двух ангелов.
Или вот, с северного фасада, со светотенью:
Наша Раиса Евстигнеевна говорила нам, будто расположение фигур несёт важный смысл - дескать, колонны символизируют Церковь, которая попирает бесов. Ну, не знаю... По-моему, тут всё не столь прямолинейно.
Возьмём следующую группу персонажей - какие ж тут бесы? Львы они и есть львы. И ангел между ними.
О "положительном" и "отрицательном" персонаже можно говорить разве что в следующей паре:
Положительный скучноват, зато отрицательный колоритен!
И на других сторонах они тоже - через одного:
Некоторые колонны сам по себе - нечто!
Эти, по-моему, с южного фасада, который в тот момент оказался в тени.
Морды-то какие! Давайте посмотрим поближе. Заодно убедимся, что на головах чудищ стоят... слоновые ноги. Тут все колонны "слоновьи", только в других случаях это не так заметно.
Алтарная апсида:
Она же - в профиль с двух сторон:
В тени детали плохо видно, но если высветлить кадр, то станет ясно, что тут представлены какие-то другие звери (жаль, с утратами).
А это - резьба над порталом, по-восточному пышная, хотя без чрезмерностей:
Внутрь зайти можно, и мы заходили, но пространство там на удивление маленькое, да и внутреннее убранство не сохранилось.
Поэтому посмотрим извне, от апсиды, на окружающий мир...
Да и пойдём себе - каждый со своим богом...
Или.. поедем?
Те примерно полтора километра, которые отделяют церковь от села Боголоюбово и стоянки автобусов, можно и проехать на конной повозке. Стоит удовольствие 150 рублей с человека. По времени получается примерно то же, что и пешком - лошадки "плетутся рысью, как-нибудь". Некоторые дамы из нашей группы воспользовались этой услугой по причине усталости (кое-кто отправился в вояж в обуви на каблуках!). А мне просто захотелось почувствовать себя немножко скифянкой. Или цыганкой. Видать, гены взыграли.
И я не пожалела! Ибо ощущение было сказочным. А снимки, сделанные из повозки, получились пусть и не безупречно чёткими, но передающими это ощущение простора, вневременности и щемящей красоты.
И как прекрасны были печальные лошадиные лица - лица существ, знавших о сути бытия, вероятно, поболее нас...