Оригинал взят у
cleofide в
Кентавр-Аполлон из страны ОрфеяНа сей раз отмечу-ка я 16 декабря не совсем привычным образом.
Выложу картинки великолепного ритона с недавно прошедшей выставки фракийского золота в ГИМ.
Вокруг этого красавца с лирой я "плясала" с полчаса, подбираясь и так, и этак, чтобы сфотографировать отовсюду и желательно почётче (он, естественно, был за стеклом). Аннотацию также зафиксировала, хотя она довольно скупая и сугубо описательная (как говорил мой незабвенный учитель, "описательность - злейший враг анализа"). Но для обычных посетителей её, думаю, достаточно, при мне никто особенно не вчитывался.
Посмотрим в целом и в деталях.
Сначала - в профиль с разных сторон.
Теперь анфас- ритон целиком и героя отдельно.
Опять повернёмся чуть вбок..
Отдельно - портрет в три четверти и в профиль чуть сверху...
Детали вышли гораздо хуже, поскольку они менее выгодно освещены, стекло бликует, а техника капризничает. Но они важны для понимания целого.
Ну, а теперь попробуем предположить, что к чему.
То, что ритон с кентавром - некоторая необычность, это ещё "полбеды". Куда интересней другое.
Изображение кентавра в аполлоническом облике - действительно огромная редкость для античного искусства. Красивые кентавры там встречались - с мужественными благородными лицами, атлетического сложения (но для Греции это было как раз не характерно, скорее для Рима и его азиатских и африканских провинций)однако таких прекрасных я что-то не припомню.
Здесь изображен не просто некий красивый кентавр, а существо божественной природы.
Напрашивается ассоциация с Хироном, но у Хирона другая иконография. С лирой его изображали, однако не в столь блистательном юношеском облике.
Лира однозначно указывает либо на Орфея, либо на самого Аполлона. Мне кажется, второе вероятнее, поскольку у Аполлона мифологическая связь с конями и кентаврами имелась, а у Орфея как-то нет, или, по крайней мере, не так отчётливо. Золотые волосы и золотая лира также говорят в пользу Аполлона-Феба и Аполлона-Мусагета.
Интересно, что на лире - три струны. Трудно сказать, почему. Мастеру было лень возиться с четвёртой? При такой-то сложности и тонкости этого артефакта?
Согласно легенде, на лире Орфея было четыре струны. В классическую и эллинистическую эпоху - обычно семь. В римскую могло быть больше, впрочем, это уже касалось чаще кифары, чем лиры. Даже на самых архаических изображениях было четыре струны.
Стало быть, три струны - это, скорее всего, некий символ. Троичность, триадность, тройственность.
А не "прочитать" ли этот ритон по методике, предложенной в книге Д.С. Раевского "
Модель мира скифской культуры"? Поскольку письменности у скифов не было, а развитая система общественных отношений, религия, мифология, фольклор и искусство очень даже были, то Раевский предложил читать как своего рода "тексты" памятники изобразительного характера - орнаменты, декор в "зверином стиле" (сцены терзания и т.д.), изображения на чашах, оружии, шлемах, ювелирных изделиях и др. То, что немалая часть этих памятников делалась, вероятно, не самими скифами, а греками, не имеет решающего значения: они принадлежат к скифскому миру и отражают его реалии и его картину мира.
Раевский, ели излагать совсем кратко и упрощённо, отстаивал троичную концепцию скифского мироздания. Нижний ярус - существа хтонические или растительный мир, уходящий корнями в землю. Средний мир - земной, животный и человеческий. Тут охотятся, убивают, едят, пируют. Верхний мир - божественный и несколько просветлённый, хотя тоже вполне реальный.
К данному фракийскому ритону эта модель подходит, но с некоторыми поправками: существами, причастными к верхнему миру оказываются существа смешанной природы - кентавры. И это касается не только кентавра-Аполлона с трехструнной золотой лирой в руках.
Фигуры на тулове ритона расположены отчётливо иерархично, в трех ярусах, и соответствуют трем регистрам бытия.
Нижний ярус (самые мелкие фигуры) - животный мир. Он относительно прост: копытные кушают травку, хищники кушают копытных. Козлик стоит и с интересом смотрит, как лев терзает его собрата. Се ля ви. Ничего не поделаешь. И рыпаться бесполезно.
Второй ярус - человеческий мир, устроенный более сложно, чем пищевая цепочка в природе. Кони - травоядные, собаки - хищники, но те и другие служат людям, охотящимся на, так сказать, травоядных хищников - кабанов. И, по-видимому, оба скифа действуют согласованно. Одежда, оружие, снаряжение - всё изображено детально и указывает на присутствие в этом мире культуры, прежде всего - культуры вещной.
Но выше всех и крупнее всех изображены... музицирующие кентавры. Они образуют верхний ярус, причастный к божественному миру.
Я так и не поняла, "мальчики" это или "девочки". Возможно, как бы ни то ни другое - дети или подростки, для которых вопросы пола не имеют большого значения. Своего рода античные копытные "ангелы". С пухленькими щёчками и золотыми умными головками.
Один играет на двойном авлосе, другой на многоствольной свирели. Эти инструменты - дионисийско-пастушеские. А вместе с аполллонической лирой они составляют всю музыку мироздания. Не хватает лишь ударных, однако их вполне могут заменить удары копытец... Ну, это уже немного шутка.
Орёл, действительно присутствующий сзади (он у меня плохо вышел, но на одной картинке есть), безусловно намекает на горний мир. Как мы помним, орёл - птица Зевса, да и вообще связан с индоевропейскими верховными богами.
Наконец, про узорчики. Сверху - сплошное кольцо из лавровых листьев. Символ вечной и неувядающей славы.
Внизу, там, где тулово ритона переходит в торс кентавра - узор, символирующий морские волны. Тоже имеет отношение к вечности, однако обозначающий также границу хтонического мира.
Если же мы ещё раз посмотрим на ритон строго анфас, то... не знаю, как у кого, а у меня возникло ощущение, будто изображения на ритоне показывают, о чём именно поёт и играет кентавр-Аполлон. И что для него в этой "героико-пасторальной симфонии" главное, а что - побочное.
Главным, по-моему, оказывается мусическое искусство, благодаря которому - исключительно! - обретают бессмертие как бессловесные твари нижнего мира, так и мыслящие, но слишком занятые активной жизнедеятельностью собратья из среднего мира.
Почему носителем этой мусической философии оказывается кентавр, можно только гадать.
Может быть, автор ритона просто любил кентавров. А может быть, столь своеобразным взглядом на мир обладал заказчик. Такое бывает, почему бы и нет - тем более, на земле Орфея...
Ну, и под занавес - вожделенная музыка высших сфер.
Бетховен, "Творения Прометея", акт 2, сцена 7 - на Парнасе (или на Геликоне).
Набор солирующих инструментов включает крайне редкую у Бетховена арфу, заменяющую здесь античную лиру.
Click to view