Орнаменты наличников. Утиные лапки.

Nov 02, 2013 12:13

На прошлой неделе я очень удачно разместила здесь пост про крин:) Тогда чудесным образом, благодаря великодушной помощи vash_alex, нашлись ответы на все вопросы. За что ему огромное спасибо! В этот раз я тоже надеюсь на квалифицированную помощь тех, кто "в теме". Потому что относительно происхождения этого элемента дизайна наличников есть несколько версий, как мне кажется, недоказанных.
Речь идёт о таком всем знакомом элементе


Он весьма традиционен. В среднем по России такие украшения есть на 13% наличников. Различия между областями может быть двукратным. Больше всего их в Московской и Тульской областях (23 и 24%). Меньше всего в Новосибирской обл (2%). На практике это означает, что из 100 сфотографированных наличников примерно 5-25 будут с "утиными лапками".
Известный исследователь русского язычества Б. Рыбаков называет эти элементы "лягушачьими лапками". Его авторитет общепризнан. Но мое мировоззрение, испорченное биологией, восстаёт против такой версии. Образ лягушки, символа плодовитости, оставил заметный след в русском ДПИ. Однако строение лапы лягушки совершенно неслучайным образом связано со строением кисти человека. Даже названия костей скелета у нас одинаковые. Такая, не побоюсь этого слова, значительная деталь, как пальцы, не могла остаться незамеченной древними дизайнерами. Лягушку на свадебных кокошниках изображали примерно так


Кокошник, Галичский музей.
"Пальцы, пальцы, пальцы" -- и получается довольно узнаваемый образ. Задние конечности лягушек, хоть и с перепонками, но тоже пятипалые.

Версия с утиными лапками восходит к финно-угорской мифологии, в которой этой птице отведена роль чуть ли не демиурга. Находки подвесок с в виде детально прорисованных птичьих лапок, относящихся к  мерянской культуре, казалось бы, подтверждают эту  версию. Но, на мой взгляд, в этом случае не хватает "среднего звена" -- преемственности между древним и современным искусством. Были ли представлены "утиные лапки" на русских предметах быта или украшениях в средние века и позже?
Практикующий резчик наличников и один из модераторов большого сайта по теме
logograd придерживается мнения, что это украшение -- упрощённое изображение кистей: "Это именно кисти. Почему они такие? Да просто такие проще делать с меньшими затратами! И технологичнее" (сообщение из комментария). Например, на этом наличнике середины XIX века свисающие трапеции больше похожи на кисти. Сомнение -- существовала ли в конце VIII-го--начале XIX-го вв. традиция украшать предметы быта (скатерти) рядами кистей? В одежде крестьян одиночные кисти были на головных уборах, поясах. Скатерти с кистями могли тогда быть распространены в купеческой и дворянской среде. Но это только версия.

Есть небольшая вероятность, что этот элемент появился под влиянием классицизма. И представляет собой дентикулы.
На одном из старинных наличников есть такая композиция с "утиными лапками"


Окна дома в с. Голендухино
Верхние планки (капители?) украшены свисающими трапециями (нижние выступы этого наличника, кстати, заканчиваются украшением в виде кистей). Эти "структуры" аналогичны элементам на одном московском доме в классическом стиле


Москва, ул. Пречистенка, д. 8.
Но по-моему, это не классицизм, а пример из серии "приключения классицизма в России" -- случай переноса элементов из деревянного зодчества в каменное.

Этот представитель первых поколений наличников у меня с классицизмом не ассоциируется, особенно в нижней своей части (фартук)


Шелтозерский  вепсский этнографический музей, дом Мелькиных, начало XIX века.
Резюмирую пост вопросом: каков культурно-этнографический "бэкграунд" узора "утиные лапки"?
Previous post Next post
Up