Советские исследователи народного орнамента любили говорить о трехчастной композиции и её древних корнях. Но нигде я не видела изображений конкретных прототипов. Поэтому решила собрать их сама из доступных источников.
ТРЕХЧАСТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ В ИСКУССТВЕ МЕЖДУРЕЧЬЯ
Рельеф из храма в Убайде. Серед. 3 тыс. до н.э.
Каменный сосуд из Телль-Аграба. Начало 3 тыс. до н.э. Лондон, Британский музей.
Гильгамеш поддерживает крылатый диск - символ ассирийского бога Ашшура
Рельеф, IX век до н. э.
http://godsbay.ru/orient/gilgamesh.html
Гильгамеш
http://www.anthropodcast.com/forums/showthread.php?t=74
Пластина из слоновой кости. Угарит. 14 в. до н.э. Париж, Лувр.
http://community.livejournal.com/ancient_ru/profile ПРЕДМЕТЫ ИЗ ЛУРИСТАНА
ЛУРИСТАН (Luristan), район в Центральном Загросе, на границе Ирана и Ирака, где в 1100-700 гг. до н.э. процветала развитая индустрия бронзовых изделий.
Она характеризуется широким использованием антропоморфных и зооморфных изображений в орнаменте оружия, элементов упряжи, булавок и т.д. Происхождение индустрии связывают с иммиграцией кавказских племен, слившихся с касситами, которые развивали производство бронзы еще в 2000 г. до н.э. Среди пришельцев были индоевропейцы, в культурном, а возможно, и в этническом отношении они стали предками персов и мидийцев.
http://www.fidel-kastro.ru/history/ARHEO/archeologia.htm
ТРЕХЧАСТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ
Львиные ворота из Микен. 14-13 в.в. до н.э.
Греческая ваза геометрическоко стиля.9-8 в до н.э.
Фронтон Храма Артемиды с острова Корфу. 6 в. до н.э.
Восточный фронтон храма Афины на Акрополе. 6 в.до н.э.
Рельеф храма в Дидимах. Эллинизм.
В общем, друзья мои, сделала я вывод, что многие мотивы нашего народного искусства
иранского происхождения. Может я не права?