Оригинал взят у
fyu_fyu в
За что я так не люблю "декупаж". Картинка от модератора.
Среди огромного колличества разновидностей коллажа из различных материалов существует его разновидность, получившая свое название во Франции от слова decouper - вырезать. Французское имечко этот вид художественного творчества получил потому, что в 17-18 веках имел большую популярность в Европе, преимущественно в Франции, хотя история декупажа уходит по времени гораздо глубже, к 12 веку. Этот вид украшения предметов был распространен в Азии в частности, в Китае. К 17 веку, через венецианских купцов, предметы украшенные таким методом, попали в Европу.
Мода на восточный товар в Европе привела к тому, что европейские мебельщики начали использовать декупаж для создания поддельных "инкрустаций" для подмены модной на тот момент китайской мебели. Затем декупаж пошел "в массы". Ремесленники, прочувствовав скорость и дешевизну метода, стали украшать не только мебель но и мелкие объекты, типа шкатулок и туалетных принадлежностей. Такое декорирование предметов получило название "искусство бедных" ("Arte povera").
В 18 веке декупаж стал любимым занятием дам при дворе Луи пятнадцатого, первые дамы при дворе, такие как Мария Антуанетта и маркиза де Помпадур увлекались этой техникой. При дворе Людовика дамы творили с размахом, пользуя для вырезания не талько копии картин, но и сами картины известных художников. Работы Буше, Фрагонара и Ватто были угроблены во имя придворных развлечений "искусством".
Прагматичные англичане не стали портить картины ради декупажа, а начали выпускать так называемые "декупажные карты" с изображениями пасторальных сценок, букетов, цветочков и ангелочков. Барышням осталось только выбрать миленькую картинку, аккуратненько вырезать и, также аккуратненько наклеить.
В России декупажем начали пользоваться, еще не зная, что это "декупаж". В начале перестройки, на волне всемирной любви к Горбачеву и интереса ко всему "русскому", на художественной "панели" возле Катькиного садика замечательно шли какбы "палехские" и "мастерские" шкатулки, расписанные при помощи ножниц, открыток , лака и капельки бронзовой краски для полоски орнамента, закрывающего край рисунка, приклеенного на крышечку шкатулки. Подозреваю, что некоторые сувенирные лавки для иностранцев, существующие и поныне, должны быть благодарны этому незамысловатому способу декорирования поверхностей за свой начальный капитал.
История, как известно, идет по спирали. С появлением в России акриловых клеев и водорастворимых акриловых лаков, декупажная эпидемия вспыхныла с новой силой. Лаки эти относительно безвредны и почти не имеют запаха, что позволяет использовать их дома на кухне, между приготовлением супа и котлет. И барышни кинулись "творить".
И вот тут, собственно, то, почему я так не люблю декупаж.
Как известно, в России социальную окраску может приобрести любое явление, даже самое невинное поначалу. Казалось бы, что плохого в том, что активная часть женского населения вырезает, клеит и лачит чужие картинки. Ну, хочется девушке творить, разукрасив бумажными наклейками пластмассовый предмет, вроде диспенсера для жидкого мыла, на который в принципе ничего на клеится. Флаг в руки. Но интернет позволяет собираться таким барышня в стаи. А когда нас много, то мы - сила. И стаи декупажных барышень начали доказыват окружающей среде, что декупаж это великое искусство. Не беда, что картинка чужая, и автор картинки не желал бы видеть своих персонажей на всех ярмарках хэнд-мейда. Не беда, что изо всякого мастерства требуется только способность так акуррраааатненько вырезать и приклеить. Да, еще лаком покрыть. Не беда, что предмет для основы неподходящий, энергию и время все равно девать некуда. Вкус не обязателен, материалы доступны. Народное искусство, ну а чо? Клеим на старый кухонный гарнитур, вентиляционную трубу в виде березки, вот вам березовый рай, стиль "прованс", интерьер в стиле " благородная бедность".... Если размер отдекупаженной плоскости превышает размер кухонной доски, а наклеенная салфетка уже 100500-ая, то барышня уже появляется на голубом экране, в рубрике типа "это вы можете" и уже с экрана учит активных домохозяек украшать "интерьер". Благо, продюссеры таких передач предпочитают декупажниц, которые расскажут публике как легко и весело заниматься искусством, мастерам, которые расскажут, что прежде, чем заниматься искусством, надо долго-долго, не переставая, учиться, и то не понятно, это еще ремесло или уже искусство...
Эта путаница в понятиях повсеместна. Роспись подменяется декупажем. Сусальное золото в "интерьерах" после реставрации оказывается подменено бронзовой краской. Дешевое безосновательно оказывается дорогим. И так далее.
Вот за это я "декупаж" и не люблю. Не саму технику вырезать-приклеить, а социальное явление, которое можно назвать так, и которое наиболее ярко видно среди "творцов". Подделка и вранье, подмена дорогого дешевым, сложного простым, мастерства изготовления вещей методом изготовления вещей, искусства декупажем.