Французская резьба по кости XIII-XIV веков из собрания Эрмитажа.

Oct 28, 2012 04:23

C 50-х годов XIX века во всей Европе, в том числе и в России, возникает потребность в восстановлении пришедшей в упадок художественной промышленности. Возрождающую роль взяли на себя открывающиеся друг за другом музеи прикладного искусства. Необходимо было дать образцы для современной художественной промышленности. В Петербурге в 70-е - 80-е годы создаются Художественно-промышленный музей Общества поощрения художеств и музей при Центральном училище технического рисования, основанный на средства барона А.Л. Штиглица.
Эрмитаж в это время стремился расширить состав собрания памятниками не представленных еще эпох и стран. До этого музей сосредотачивал свое внимание на произведениях живописи и скульптуры, предметы прикладного искусства оставались в старых кунсткамерах и входили в собрание музея лишь в составе драгоценных вещей в Галерее драгоценностей. Расширение начинается с включения в коллекцию музея как раз памятников прикладного искусства средних веков и эпохи Возрождения.



Крышка коробочки для зеркала, около 1340 г.



Новый раздел средневекового искусства появился благодаря личной коллекции А.П. Базилевского, которую музей выкупил в 1885 году. Особое место в коллекции занимала резная кость романской и готической эпох Франции, Германии, Англии, Италии и Испании. Кость как материал тверже, однороднее дерева, долговечнее, прочнее и плотнее его, к тому же хорошо поддается обработке, позволяя достигать в деталях исключительную тонкость и плавность. Более того, кость по фактуре и цвету эффектней дерева. Средневековые мастера использовали для своей работы бивни индийских и африканских слонов, кость клыков моржа, нарвала, ископаемые бивни мамонта и для более «дешевых» вещей - цевку: кость крупных домашних животных. Среди всей средневековой скульптуры больше и лучше всего сохранилась именно пластика из кости. А всё потому, что кость более стойко переносит влияние времени, не так легко подвергается опасности сгореть, как дерево, выветриться, как камень, или быть переплавленной, как драгоценные металлы.



Ларец с изображением евангельских сцен и святых, первая половина 14 в.



Пластика из кости объединяет различные виды искусства: собственно скульптуру, миниатюру и прикладное искусство. Ранний этап романики (начало XI века) для французской резной кости не был плодотворным временем. Однако все же с конца XI резьба по кости переживают подлинный расцвет, как по количеству, так и по качеству. Это связано, прежде всего, с переменами в организации художественного процесса: художник-проектировщик обособляется от мастера-резчика. Это значительно повысило профессиональный уровень самой резьбы, но и в то же время лишило ее уникальной значимости истинного произведения искусства, превращая в ремесло. С середины XII века и примерно до середины XIII века наблюдается некая заторможенность развития резьбы по кости, которая, постепенно замедляя свои темпы, дает возможность монументальной пластике значительно опередить себя. Очередной взлет искусства резьбы по кости мы имеем только с XIII века. Объяснить это можно усилением главного заказчика изделий - Церкви, а также тем, что расширился круг заказчиков: возрастает благосостояние не только знати, но и горожан, поднимается спрос на изделия для индивидуального культа и на предметы бытового назначения, украшенные резьбой по кости.



Диптих с изображением евангельских сцен, вторая половина 13 в.

Если до означенного времени костяные рельефы использовались в основном для предметов литургического характера, а также для складней, и сюжеты были религиозными, то теперь появляются крышки для зеркал или ларцы, с прорезанными в кости галантными сценами или эпизодами из романов. Реальный мир вторгается в произведения художников. К XIV веку искусство резьбы по кости из разрозненных монастырских мастерских, разбросанных по всей Европе, перешло на север Франции в район Иль-де-Франс и сконцентрировалось в Париже, куда из Африки привозились слоновые бивни.


 

Крышка коробочки для зеркальца со сценой игры в шахматы, 14 в.
Пластинка с изображением выезда на охоту, третья четверть 14 в.



Пластинки от ларца со сценами из романа о Тристане, первая половина 14 в.

Интересно было бы на основе нескольких костяных изделий из собрания Государственного Эрмитажа проанализировать то, как менялись изобразительный язык рельефов, характер трактовки образов, компоновка изображений в целом и подход к разработке деталей. Если в работах XIII века резьба еще довольно небрежная, но при этом сохраняется чувство пластичности и гармонии, то уже к середине XIV века, особенно, что касается изделий, выполненных в столице, мастерство резчиков возрастает - резьба становится уверенной, спокойной и свободной. Плотное заполнение композиций фигурами отличает рельефные пластины обоих веков, но чем ближе к концу XIV века, тем фигуры становятся всё более приземистее. Безусловно, персонификации никакой нет: действующие лица имеют обобщенные типы: у них похожие лица, прически, одежды, жесты. В облике фигур XIII века еще чувствуется стремление к правдивости передачи движений и характеров, к выражению чувств. XIV век усиливает все, что было достигнуто в XIII веке, и доводит до предела. Жестикуляция еще более оживлена, так, что фигуры кажутся танцующими.


 

Пластинка с изображением праздничной сцены, вторая половина 14 в.
Крышка зеркала с изображением галантных сцен, 14 в.

Что представляют собой вырезанные в рельефе фигуры XIII века? Их вполне можно назвать «элегантными», они величавы, одеты в длинные ниспускающиеся одежды. Складки падают прямо и свободно. Складки одеяний фигур XIV века уже не столь гармонично стекают вниз, но благодаря этому фигурам сообщается больше динамики. Эти складки - глубоко ниспадающие со слегка закругляющимися концами. Верхние одежды похожи на большие передники с веером складок. Трактовка складок указывает на глубокую античную подоснову, которая проявилась именно у французов. Спокойно спускающиеся складки одежд, размеренный ритм постановки фигур говорят о большем влиянии античных римских реминисценций на искусство начала расцвета готики (т.е. XIII века), в то время как в более поздних примерах происходила борьба формы и содержания, выраженная во внутреннем конфликте и динамике. Вероятно, в работах XIII века еще жил дух ушедшей романики...



Диптих с изображением Страстей Христовых, 14 в.

Интересной иконографической особенностью является разность в передаче образа Иисуса Христа. На рельефах XIII века Христос изображается мучеником, но присутствует явное указание на то, что пред нами - Бог, Богочеловек. Рельефы XIV века еще больше подчеркивают человеческую ипостась Иисуса и его человеческие мучения. Безжизненно свисает тело Христа - тело не царя-победителя, а страдающего человека. Как раз на рубеже XIII - XIV веков возникает культ мук Христовых, создаются целые движения людей, наносящих сами себе увечья (флагелланы). Эта тенденция не могла не отразиться на изобразительном искусстве. Рельефные композиции не могут существовать без какой-либо архитектурной основы. В готических же костяных рельефах архитектоничность проявила себя максимально. Применение архитектурных обрамлений в виде ряда стрельчатых готических арок, украшенных вимпергами, башенками, розетками и кружевными фестонами усиливается к XIV веку еще большим изломом этих арок, орнаментами и украшениями, тяготеющими к «пламенеющей готике».



Диптих со сценами из детства Христа, вторая половина 14 в.

До наших дней дошли в основном не раскрашенные рельефы (или же это рельефы с несохранившимся красочным слоем?). Красители, которыми пользовались мастера XIII века, - насыщенные, сочные. Закономерно предположить, что рельефы XIV века должны были иметь раскраску еще более насыщенную, однако в данном случае характер расцвечивания легок и изящен. Таким образом, можно говорить о тенденциях развития французской рельефной пластики из кости, связанных с усилением в XIV веке тех традиций и того опыта, которые получили начало в XIII-м. Усиление идет в сторону усложнения композиционных приемов и усиления динамики, что взаимосвязано, ибо стремление к динамичности влечет новое отношение к пространственному расположению фигур.

Франция, рельеф, скульптура, готика, кость

Previous post Next post
Up