Оригинал взят у
_ksa в
Софонисба АнгиссолаИтак, как я и обещала, Софонисба Ангиссола.
На вопрос "а знаете ли вы каких-нибудь женщин-художниц 16-17 века?" обычно отвечают (если вобще отвечают)
"Артемизия Джентилески". Что не удивительно - барышня красивая, судьба трагичная, сюжеты живописи кровавые.
А вот удивительный случай вполне успешного художника-женщины помнят меньше. А стоило бы. Потому что стать художником для современницы Микеланджело и Ван Дейка (чувствуете временной период - от Возрождения до барокко практически) - совершенно уникальная штука.
Я когда-то писала про вот эту даму из Нидерландов -
- Катарину ван Хемессен, исхитрившуюся не просто стать живописцем, но и получившую звание мастера. Но она была другой случай - дочь художника, выросшая в мастерской. Но и место, кстати, потяжелее - в Нидерландах и Германии цеховые правила были жёсткие.
Была ещё такая Лавиния Фонтана, работавшая в Риме по заказам папы Климента, но и она выросла при искусстве - как-никак дочь довольно известного портретиста Просперо Фонтана.
Но наша барышня - случай особый.
Первой картиной Софонисбы (если кому интересно, она у нас в Эрмитаже), которую увидела я, была вот эта:
Попалась она мне лет тридцать назад в каком-то журнале типа "Огонька", в статье про жемчуг. О художнике кроме подписи ни слова не было, и я была совершенно уверена, что затейливое имя принадлежит мужчине.
Потому что, что хотите говорите - а техника женскую руку не выдаёт.
Софонисба родилась в Кремоне (Ломбардия) в 1532 году. Её мать - Бьянка из аристократического рода Понцоне, умерла, когда девочке было пять лет, вероятно, родами.
Кстати, среди картин Сафонисбы есть портрет Бьянки Понцоне, иногда называют портретом родственницы (сестры?) по материнской линии, но, скорее всего, это посмертный портрет матери:
Во всяком случае, у меня полное ощущение, что руки и платье написаны с натуры, а лицо - по памяти или с сохранившегося портрета.
Отец - Амилькар Ангиссола, был большим оригиналом, увлекавшимся античностью - не зря одну из шести дочерей он назвал Европой, а другую - Минервой. Впрочем, имя Софонисба тоже не с потолка взято - так звали дочь легендарного карфагенянина - полководца Гасдрубала.
Пять из шести девочек неплохо рисовали - явно, достаточно хорошо, чтобы отец эти занятия поощрял и даже нанял им педагога. Хотя, вряд ли он предполагал, во что это выльется.
Вот как писала Софонисба лет, я думаю, в 17.
"Игра в шахматы" - портрет сестёр Лючии, Минервы и Европы Ангиссола.
Или так - "Дети с собачкой" - думаю, Минерва и Европа и брат Гасдрубал.
Что можно сказать вот прямо сходу про эти картины - офигенное у барышни понимание пластики тела. Это хорошо видно во второй картине, где она сама себе не мешает, выстраивая путанную жанровую композицию, а позволяет аккуратно рассадить героев в ряд. Ляпы весьма небольшие - напутала с тональным разведением первого и второго планов, допустила минимальные анатомические погрешности (к примеру, "дальнюю" руку сестры на первой картине она написала того же размера, что и "ближнюю"). Ну, фон постановочный совсем. Строго говоря, задник, а не фон. Зато - отличный рисунок кистей рук, прекрасное понимание жизни складок, бережная светотеневая лепка лиц, убедительная передача сложных фактур - хоть ткани, хоть волос, хоть украшений. И это несмотря на несомненное отсутствие систематического обучения, анатомических набросков и прочих доступных обычным ученикам художников плюшек.
Зато посмотрите, как гениально она берёт выражения лиц - а ведь детская мимика - тяжёлая штука.
А вот ещё один семейный портрет - Минерва, Гасдрубал, а заодно и с просвещённым и демократичным папой Амилькаром можно познакомиться:
Обратите внимание, как классно она лепит форму тела, насколько удачно, с почти монументальной убедительностью решён ракурс сидящей фигуры и, кстати, уже никакой путаницы с тоном и частых для непрофессиональных художников проблем с выбором, что важнее. Что ближе к зрителю - то и важнее.
Строго говоря, здесь юная барышня работает на уровне молодого мастера. Повторяю - не имея того крайне плотного обучения, которое получали мальчишки при мастерских. А значит, для того, чтобы догнать технику до такого уровня, нужно было очень-очень много практики.
Кстати, заодно уж посмотрите и как она рисовала:
Естественно, она часто писала себе - натуру, которая всегда под рукой.
Вот так, к примеру:
А вот это довольно сложно решённый автопортрет с занятной историей:
«Бернардино Кампи, рисующий Софонисбу Ангиссола» (ок. 1560 года - написан практически через десять лет после обучения у Кампи).
Бернардино Кампи, ломбардскому живописцу, известному в основном портретами и религиозной живописью, Амилькар Ангиссола доверил завершить обучение живописи Софонисбы и её младшей сестры Елены. Поступок смелый - позволить незамужним барышням обучаться у взрослого дяди.
А вот, собственно, и портрет Софонисбы кисти Кампи. Сходство стиля несомненно, но ученица, на мой взгляд, посильнее будет.
Кстати, то, что рука Кампи на портрете касается левой груди Софонисбы - иногда предпочитают толковать, как выражение сердечной привязанности между девушкой и учителем.
После отъезда Кампи, Софонисба перешла учиться к Гатти - тоже, как ни странно, по имени Бернардино,
Писал он так:
А, кстати, что случилось с остальными рисующими сёстрами?
Лючия, работы которой высоко оценил Вазари, умерла в двадцать лет. Сейчас сохранилось всего два полотна, которые можно приписывать ей с уверенностью.
Анна-Мария и Европа вышли замуж и бросили кисть.
А Елена предпочла живописи белое покрывало монахини.
И, конечно, Софанисба написала портрет сестры в монашеском облачении. Целиком его показывать не буду, а покажу руки - очень хороши:
А в 1554 году, копируя в соборе св. Петра картину Микеланджело, она случайно попала на глаза её автору. Старый художник похвалил её рисунки и, если современники не шутят, около двух лет время от времени давал Софонисбе советы.
"Мальчик, укушенный крабом" - картина, для которой, по легенде, Микеланджело задал тему и весьма потом хвалил:
Ну и подготовительный рисунок к нему:
Если честно, стилистического влияния Буонаротти я в её работах совсем не вижу.
Да, строго говоря, и не знаю, что бы он мог ей поправить.
Точнее, всё, что он мог ей поправить, он поправил ещё раньше, потому что заочно с нашей талантливой барышней был знаком довольно давно. Известно, что отец Софонисбы писал Микеланджело, рассказывая о талантах своей дочери и просил о передаче некоторых набросков мастера, чтобы Софонисба на них училась.
Но то, что Микеланджело вобще снизошёл до личного общения - круто, конечно. Учитывая, что характер у мэтра был не марципанчик. Думаю, он узнал в ней знакомую (сколько раз в зеркале видел) готовность вбить все силы в раскачку своего таланта.
Кстати, ужасно интересно мне, какое количество тогдашних художников смотрело на неё сначала как на "говорящую собачку", занятного уродца - девушка из хорошей семьи, не имеющая нужды в заработке, какого-то чёрта лезет в сугубо мужское, тяжёлое и грязное дело, долгое время и к искусствам-то не относимое, потому что - ремесло.
И насколько быстро снисходительное любопытство сворачивалось - потому что силу, с которой этот человек работал, не видеть невозможно. Если сам умеешь работать, конечно.
На всякий случай, покажу, как тогда писали её современники и соотечественники. Показывать буду ровно то, в чём так сильна была Софонисба - парадный портрет:
Вот Пармиджанино писал, к примеру:
А вот так - Бартоломео Венето
А вот так - Тициан:
И так:
А вот это - Аньело Бронзино:
Уровень чувствуете?
То, что делает Софонисба, по технике ничуть не хуже - передача материала, фактуры, тональная разработка в её работах безупречны.
Но кем бы её не считали художники, теоретики искусства и его потребители, а заказы приходили. Конечно, в основном на портреты (хотя библейские сюжеты она тоже писала). Здесь опять нужно сказать спасибо папе - ещё до отъезда дочери из отчего дома, он разослал её картины массе нужных людей, вплоть до Папы римского.
Папу ей, впрочем, писать не довелось, но в 1558 году, в Милане она написала портрет "усмирителя Нидерландов" - герцога Альба. И так удачно, что он порекомендовал королю Филиппу пригласить художницу в Испанию.
Зимой 1559-60 годов она приехала в Мадрид, чтобы стать... фрейлиной молодой королевы.
А отчего же фрейлиной?
А оттого, что можно писать картины, можно даже получать за них плату, но чтобы при этом тебе по официальным бумагам платили как придворному художнику надо быть или не женщиной или не в Испании.
К началу испанского периода Софонисба писала примерно так:
Автопортрет написан около 1560 года, автору примерно 27 лет.
Оцените, как далеко она ушла от жёсткости юношеского письма, кисть стала легче, рисунок - мягче, есть в этом автопортрете что-то от женских образов Рубенса. Кстати, совершенно ушёл основной автопортретный ляп, свойственный (особенно) женщинам - когда пишешь отражение, постоянный взгляд "глаза в глаза" провоцирует писать глаза больше и вобще фокусироваться на взгляде.
Да, и лично мне здесь она кажется влюблённой.
В следующие годы она написала множество портретов королевской семьи и придворных. Я уж их оптом покажу:
Портрет Елизаветы Валуа.
Портрет Александро Фарнезе.
Портрет короля Филиппа II
Не люблю я этого дядьку, но портрет от этого хуже не становится.
Да и вкус к живописи у него, надо признать, был отличный.
Девочка с карликом ("Маргарита Савойская"?)
Маленькие принцессы
Дон Карлос - сын Филиппа II
Мужской портрет
Инфанта Каталина Микаэла
Мне кажется, что Испания, с её чопорностью и закрытостью оказалась очень удачным местом для Софонисбы - учитывая её любовь к строгой и лаконичной композиции, некоторую скупость в выражении эмоций (у неё руки героев часто говорят больше, чем лица) и страсть к выписыванию деталей.
Естественно, она была не единственным живописцем при испанском дворе.
К примеру, был там такой Алонсо Коэльо, писавший так:
Портрет сына короля Филиппа - Дона Диего.
От него Софонисба взяла довольно много, и до сих пор относительно некоторых картин нет однозначного мнения (это я про пресловутую "женскую руку") - чьей рукой они писаны. Приведённый мною выше портрет короля Филиппа - один из самых известных - очень долго приписывали Коэльо.
"А как у неё было с личной жизнью?" - спросит общественность.
И я ей отвечу - с личной жизнью у неё было разнообразно, я думаю, но незамужне аж до 38 лет, когда король Филипп начал очень настойчиво выдавать её замуж. И таки выдал - за Дона Франциско де Монкада, сына герцога Патерно, вице-короля Сицилии, который был куда больше итальянцем, чем испанцем. По некоторым версиям, Софонисба короля опередила и с женихом договорилась сама, но так или иначе, а свадьба была богатая и с немалыми подарками от короля.
В 1578 году супруги перебрались в Италию, а ещё через год в Палермо Дон франциско умер.
Сорокасемилетняя вдова решила вернуться в родной Кремон и (общественность, внимание), познакомившись с капитаном корабля Орацио Ломеллино, вскоре вышла за него замуж.
Говорят, он был её много моложе.
Конечно, она была хорошо обеспечена - король Филипп назначил ей приличную пенсию.
Естественно, часть своих денег она вложила в покупку кораблей для мужа.
А дальше они жили в Генуе, насколько я понимаю, долго (45 лет) и счастливо.
В эти годы она много писала на библейские сюжеты, но я эти её работы совершенно не люблю.
Такого в то время действительно было достаточно. Хотя, это мои личные тараканы. С точки зрения композиции, анатомии, цветового решения и прочего и прочего - хорошие крепкие работы.
Но, к счастью, портеты и автопортреты она тоже не бросила.
Не знаю, какого года этот двойной портрет, но складываю его сюда - очень зрелая живопись. По мне, так здесь она практически дотягивает до уровня Тициана - и по удивительно изысканной работе в скупой гамме и по передаче света, и по тому, как наконец-то "отпустила" руку, позволяя себе не "вылизывать" второстепенные детал::
Вот автопортрет 1610 года - умелый и безжалостный:
А вот это самый последний, за несколько лет до смерти:
Писать Софонисба перестала, когда почти перестала видеть.
Вот так увидел её Антонис Ван Дейк в 1623 году:
Умерла она 93 лет - невозможный совершенно возраст для того времени.
А вот для относительно современных теоретиков искусства она в немалой степени так и осталась "говорящей собачкой", снисходительно отмечающих живопись неплохую, хотя и лишённую лёгкости. За что я их назову "типичные мужские шовинистические свинтусы".