Оригинал взят у
kykolnik в
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) Артемизия вошла в историю искусства, и сумела занять в ней равное с творцами-мужчинами место, что было редким исключением из правил в эпоху, когда историю искусства создавали мужчины. Она стала первой женщиной, которую приняли в Академию рисунка во Флоренции. Первой женщиной, сумевшей превратить своё горе в плодотворную среду. Итак,
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Self-portrait as La Pittura» 1630
Мать умерла, когда дочери было двенадцать. Как и пять её братьев, Артемизия училась рисованию в мастерской отца, но никто из братьев не сумел проявить себя так, как их старшая сестра. У отца Артемизия научилась многому, но благодаря природному таланту в её работах стал проявляться свой собственный, узнаваемый стиль - реалистичный, как и у Караваджо, и в то же время, иногда утонченно эмоциональный, иногда откровенно страстный.
Артемизия очень рано проявила способности к живописи: вполне профессиональная картина «Сусанна и старцы» датирована 1610 годом, соответственно, художнице было тогда 17 лет. (До сих пор нет единого мнения по поводу атрибуции картины, некоторые искусствоведы полагают, что она была написана отцом Артемизии, или он, по крайней мере, принимал участие в ее написании. Впрочем, в подписи значится достаточно определенно: «Артемизия Джентилески»).
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Susanna and The Elders» 1610
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Mary Magdalene» 1610
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Madonna col Bambino» 1910
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Madonna col Bambino» 1911
Учиться в Академии художеств в те времена могли только мужчины, и Орацио, прочувствовав индивидуальность и талант дочери, нанимает ей персонального педагога - флорентийца Агостино Тасси, с которым познакомился во время совместной работы над росписью сводов одного из дворцов семьи Боргезе. Увы, хороший художник не всегда бывает хорошим человеком - Тасси изнасиловал свою девятнадцатилетнюю ученицу. Пытаясь замять скандал, он пообещал другу жениться на его дочери, но постоянно оттягивал дату свадьбы. Причина для этого была весьма существенной - оказалось, Агостино уже был женат.
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Danae» 1612
Спустя почти год Артемизия обратилась в папский суд. Не только суд, но даже и отец художницы сомневался, что имело место насилие, а не обоюдное влечение между полной жизненной силы юной девушкой и её педагогом. Тяжба длилась семь месяцев и была подробно документирована. «Он запер меня в комнате, бросил на кровать, рукою схватил за грудь, а ногой раздвинул бёдра так, чтобы я не могла их свести. Он заткнул мне рот обрывками моей же одежды, а рукой давил на горло, чтобы я не могла кричать. Он проник внутрь меня, и кровь текла не только по моему расцарапанному лицу...»
Надо было быть очень храброй, чтобы в те времена начать такой процесс. Артемизия знала, что средневековое следствие потребует неоднократной полупубличной гинекологической экспертизы, что суд может потребовать особого дознания, чтобы она сумела подтвердить свои слова. И всё же суд до конца так и не поверил Артемизии и не был строг к Тасси. Он просидел в тюрьме восемь месяцев, а затем был отпущен на свободу.
Переживания художницы получили выражение в её наиболее знаменитой работе «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612-1613) первый вариант «Юдифи» был написан в стиле Караваджо - краски ярки, кровь отчетливо видна на простынях - как это было модно в то время. В образе Юдифи Артемизия изображает себя, а в образе Олоферна - естественно, своего обидчика, Тасси.
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Giuditta che decapita Oloferne» 1612-1613
Через месяц после окончания процесса, чтобы успокоить общественное мнение, Артемизию выдали замуж за художника Антонио Стиаттези. Нет никаких свидетельств о том, как отнеслась дочь к решению отца, но в день свадьбы она отказалась от его фамилии (свою полную фамилию Gentileschi Lomi он сократил до Gentileschi), и приняла не фамилию мужа, а дяди Аурелио (который, в свою очередь, свою полную фамилию Gentileschi Lomi сократил до Lomi).
Молодожены из Неаполя переезжают во Флоренцию, и Артемизия становится первой женщиной, поступившей в Академию изящных искусств во Флоренции (итал. Accademia dell'Arte del Disegno). У неё прекрасные отношения с наиболее уважаемыми художниками своего времени, ей покровительствует герцог Козимо II Медичи, с его дочерью Кристиной она в близких дружеских отношениях. Она в прекрасных отношениях и с племянником Микеланджело, Буонарроти-младшим, который заказал у Артемизии серию картин для Дома Буонарроти (сейчас в нём музей, Каса Буонарроти).
Но изнасилование не прошло без следа. Артемизия в течение всей жизни питала особый интерес к изображению либо женщин, подвергшихся мужскому насилию (Сусанна, Вирсавия), либо героических женщин, которым удалось одержать верх над мужчинами (Юдифь, Эсфирь).
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Giaele e Sisara / Иаиль и Сисара» 1620
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Giuditta con la sua ancella / Юдифь и служанка» 1612-1613
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Giuditta con la sua ancella / Юдифь и служанка» 1625-1627
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Giuditta con la sua ancella / Юдифь и служанка» 1612-1613
Отсюда и изображения женщин-мучениц и себя в роли мученицы:
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Female Martyr»
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Self-Portrait as a Female Martyr»
Несмотря на хорошие доходы Артемизию постоянно осаждали кредиторы и муж, и она возвращается в Рим. Впереди Венеция, Неаполь, даже Лондон, куда она приедет по просьбе отца, ставшего придворным художником Карла I, и который покинет после его скоропостижной смерти.
Она довольно много работает над заказами на алтарные композиции и по-прежнему весьма оригинальна даже в трактовке самых традиционных сюжетов. Так, в «Благовещении» (1630, Неаполь, музей Каподимонте) ангел с мощными крыльями и вздымающимися драпировками, заряженными энергией, буквально врывается в пространство картины, он очень похож на властных женских героинь картин флорентийского периода, а Мадонна смиренно и отстраненно принимает благую весть.
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Annunciazione» 1630
К неаполитанскму периоду относятся и два варианта картины на тему «Давида и Вирсавии» (лучший - Коламбус, Огайо, Галерея изобразительных искусств). Прекрасная Вирсавия обернулась вправо, чтобы взглянуть на драгоценности, которые ей принесла одна из служанок. Она пока еще не ведает, что ее уже ожидает вторая служанка, которая стоит слева, держа в руке письмо царя Давида. В картине довольно сложный архитектурно-пейзажный фон, который был написан неаполитанским мастером Вивиано Кодацци, поскольку Артемизия так и не успела взять уроки перспективы у Агостино Тасси.
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Bathsheba»
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «David and Bathsheba» 1640
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «David and Bathsheba» 1640
В последние годы жизни у Артемизии заказов было мало, денег не хватало, незаметно прошла и былая слава. Этим, скорее всего и обусловлено незнание точной даты смерти художницы. Одно из предположений, что её, как и целое поколение неаполитанских художников, унесла чума 1656 года...
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Lot and His Daughters» 1640
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Lucretia» 1920
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Saint Cecilia» 1920
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) «Woman Playing the Lute»
Точно известно всего 34 работы, принадлежащие кисти Артемизии Джентилески. Однако, искусствоведы допускают, что у многих живописцев-современников когда-нибудь сменят таблички и укажут подлинное имя автора -
Artemisia Gentileschi (Italian, 1593 - 1653) Частично использован текст
Елены Шарновой