Путин и закон об НКО: ни церкви, ни Чулпан ничего не грозит. Точка

Jul 11, 2012 15:58


Комитет Госдумы по общественным объединениям и религиозным организациям, заслушав поправки, озвученные Владимиром Путиным, одобрил законопроект об НКО и посоветовал принять его обновлённый вариант во втором чтении.



Президент предложил не распространять закон об «иностранных агентах» на религиозные организации, государственные структуры и муниципальные учреждения.

Также глава государства уточнил термин «политическая деятельность». К ней не причисляется благотворительная деятельность и содействие благотворительности и добровольчества, деятельность в сфере здравоохранения, культуры, искусства, науки, защиты материнства и детства, профилактики и охраны здоровья граждан, физической культуры и спорта, социальной поддержки инвалидов, защиты растительного и животного мира, а также пропаганды здорового образа жизни.

Таким образом, НКО, которые занимаются перечисленными видами деятельности, под поправки закона подпадать не будут. При этом Владимир Путин заявил, что готов увеличить бюджетное финансирование НКО с одного до трёх млрд рублей.

Также Комитет поддержал предложение одного из авторов документа Ирины Яровой о необходимости выведения в отдельный законопроект норм об административных штрафах для НКО за нарушение положения об «иностранных агентах». В связи с этим, срок вступления в силу основного закона увеличен с трёх месяцев до четырёх. То есть, оба документа вступят в силу одновременно.

Ранее мы писали о том, что закон о контроле за НКО, получающими финансирование из-за рубежа, отчасти копирует аналогичный закон в США, который действует с 1935 года. Согласно новому российскому закону, такие некоммерческие организации получат статус «иностранных агентов» и будут внесены в специальный реестр. Также закон обязывает их публично отчитываться о своей деятельности. Эта инициатива вызвала гневную реакцию в среде правозащитников и оппозиционных активистов.

Политолог Иосиф Дискин, сопредседатель Совета по национальной стратегии, член Общественной палаты прокомментировал для «Однако» процесс внесения поправок в законопроект:

-- Изначально закон был сделан неряшливо. Да, предмет регулирования безусловно есть, да, вмешательство иностранных государств через создание финансовых механизмов для влияния на внутреннюю политику недопустимо. Но при этом закон не должен стать препятствием для сотрудничества государств в гуманитарной и социальной областях. Путь должен быть закрыт только в политику. И была договорённость, что мы - Общественная палата - запросим ведущих экспертов разработать более инструментальное определение, что такое «политическая деятельность».

Должно быть чёткое разграничение - где политические организации, а где остальные, которые политикой заниматься не должны. Но делать это нужно аккуратно - всё-таки американский «закон Фара» был принят в жёстких условиях 30-х годов, когда немцы и японцы финансировали разные общественные структуры для того, чтобы гарантировать нейтралитет США. Нам же надо делать аккуратный закон, в котором необходимо точно давать определения и строить «огненную стену», чтобы НКО, у которых в уставе нет политики, были жёстко отделены. Но Дума торопилась с принятием решения и не хотела прислушиваться к нашим возражениям.

Президент взял на себя роль арбитра, принял наши поправки и отправил их в Комитет. Путин нас поддержал в том, что закон должен быть точным и аккуратным. Нам крайне необходима защита интересов страны, но это вдвойне ответственное дело и его надо делать профессионально, без истерики и глупости.

Дмитрий Орлов, политолог, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:

-- Во-первых, уточнения, внесённые в законопроект, были ожидаемы, потому что некоммерческие организации ждали подобных решений. А во-вторых, это сигнал абсолютному большинству российских НКО о том, что те условия, в которых они работают, что их правовое положение, степень контроля со стороны власти, не изменится.

Это очень важный сигнал, который Владимир Путин адресовал некоммерческим организациям и гражданскому обществу в целом. Я думаю, что это успокоит пограничные организации, организации, которые не занимаются политической деятельностью и т.д. Вообще я думаю, что и законопроект об НКО, и закон о митингах не создают каких-то дополнительных ограничений. Будучи жёсткими по содержанию, они не выходят за рамки того правового регулирования, которое есть на Западе, в Европе и в США. Фактически, они призваны не обострить взаимоотношения власти и гражданского общества, а закрыть пустоты в законодательстве, которые до этого существовали. Так что никакого репрессивного характера они не несут.

Источник: Проект Однако

Ссылка: http://www.odnako.org/blogs/show_19671/

Политика, Путин, Идеологии, Общество, Россия

Previous post Next post
Up