Слово - серебро

Jun 04, 2012 13:40



Принятие поправок в закон о митингах и шествиях заставит организаторов серьезнее подходить к вопросам обеспечения безопасности

Власти пытаются сбить протестную волну и усиливают санкции против участников митингов: оппозиционерам грозят крупные денежные штрафы.



В преддверии очередного оппозиционного Марша миллионов, намеченного на 12 июня, Госдума срочно меняет правила организации массовых акций. На этой неделе нижняя палата парламента планирует принять сразу во втором и третьем чтениях скандальный законопроект о митингах и шествиях. Предполагается, что уже 6 июня документ рассмотрит Совет Федерации, а еще через день - президент. В итоге к концу недели новые правила организации массовых акций вступят в законную силу. Со всеми вытекающими последствиями.

Кроме штрафов за нарушение порядка проведения массовых мероприятий, документ будет содержать еще целый ряд неприятных для оппозиционеров сюрпризов. В частности, организатором акции может быть признан не только тот, кто уведомляет мэрию о готовящемся шествии или митинге, но и тот, кто неофициально, со своей странички в социальных сетях предложит друзьям и знакомым собраться на очередную политическую акцию. Единороссы считают, что принятие законопроекта будет способствовать уменьшению числа нарушений на митингах. Оппозиционеры же, наоборот, уверяют, что закон только усилит недовольство.

Напомним, что в первоначальной версии законопроекта единороссы собирались штрафовать организаторов незаконных акций на 1-1,5 млн рублей. Это вызвало волну резкой критики, многие сочли такие штрафы чрезмерными. Ко второму чтению максимальные суммы штрафов были снижены до 300 тыс. для физлиц и до 1 млн для юрлиц. Впрочем, эти поправки только на первый взгляд выглядят уступкой. Ведь если сначала планировалось распространить действие закона только на официальных организаторов массовых акций, то есть только на тех, кто подает заявку в городскую мэрию, то теперь понятие «организатор» значительно расширено. В случае если на несогласованной акции численностью более 100 человек произойдет драка, давка или будут повреждены зеленые насаждения, любому блогеру, рассказавшему о своих планах пойти на митинг, может грозить штраф до 300 тыс. рублей. Ведь организатор политической акции будет нести ответственность за все, что происходит на митинге, в том числе и за действия провокаторов. Избежать штрафа он сможет только в том случае, если первым обнаружит среди недовольных гипотетических злоумышленников и обратится с просьбой об их удалении с акции к сотрудникам правоохранительных органов.

Если же политические активисты дважды нарушат нормы проведения массовых акций, им не только придется заплатить солидный штраф, но в течение года они вообще не смогут подавать заявки на организацию митингов или шествий.
При этом само понятие «митинг» в законе прописывается крайне нечетко. Им может быть признано любое одновременное пребывание или передвижение в общественных местах граждан численностью свыше 100 человек. То есть с принятием закона писателям все же придется подавать заявку на проведение прогулки с читателями в центре Москвы, а оппозиционерам - согласовывать стихийную организацию палаточного городка на Чистых прудах или публичную лекцию на Старом Арбате.

По словам справедливоросса Дмитрия Гудкова, под действие закона может подпасть даже свадьба, если жених и невеста - члены какой-либо партии. «На любой свадьбе всегда происходит нарушение общественного порядка, потому что люди шумно ведут себя, скандируют всякие лозунги, например «Горько!», - иронизирует Гудков. - На некоторых свадьбах, к сожалению, возможны драки и выходы на проезжую часть. Означает ли это, что жених и невеста должны будут получить наказание по 200 часов общественных работ сразу после свадьбы?» Он признался, что его свадьба должна состояться в июле, и он «очень беспокоится, надо ли подавать уведомление за 15 суток». «Все будет зависеть от последствий - к чему эта свадьба приведет», - отреагировали его коллеги-единороссы.

Впрочем, даже если писатели Борис Акунин или Дмитрий Быков подадут заявку на массовые гулянья в центре Москвы, пройти законно по любым городским улицам и бульварам они уже не смогут. Единороссы собираются обязать своих региональных коллег в ближайшее время определить в каждом населенном пункте специальные места для проведения публичных мероприятий.
При этом если в законе четко прописываются обязанности организаторов и участников массовых акций (в том числе - приходить на акции с открытыми лицами, без масок и намотанных шарфов), то вот о правах и обязанностях сотрудников полиции и ОМОНа не упоминается вовсе. Так, по cловам депутата от «Справедливой России» Ильи Пономарева, у него есть информация примерно о двадцати случаях нарушений со стороны полицейских во время беспорядков 6 мая, однако установить личности этих сотрудников правоохранительных органов невозможно, поскольку их лица закрывали стеклянные забрала. Единороссы пообещали подумать над этим, однако вносить дополнительную поправку в законопроект не стали.

В результате, по мнению экспертов, законопроект получился однобоким. «Я думаю, что закон очень хороший в части наказательной, но не очень хороший в части разрешительной, - считает телеведущий и публицист Максим Шевченко. - Непонятно, каким образом организаторы митингов могут отвечать за действия провокаторов. Фактически вводится презумпция виновности организаторов: они почему-то будут отвечать за действия людей, которые уходят от наказания. Полиция должна сосредоточиться на поимке провокаторов и доказательстве их связи с организаторами митингов». С ним согласен и председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. В своем письме в Госдуму он указал, что под «нарушением установленного порядка организации и проведения» публичного мероприятия можно понимать самые разные действия, в том числе и не представляющие никакой общественной опасности, например нарушение регламента выступлений на митинге». При этом, подчеркивает Федотов, авторы никак не соизмеряют размеры штрафов и имущественное положение большинства граждан, а также минимальный размер оплаты труда, установленный государством.

Глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству единоросс Владимир Плигин заявил «Профилю», что столь радикальные меры помогут защитить добросовестных организаторов массовых мероприятий от угроз со стороны провокаторов. Однако сами организаторы массовых акций протеста уверены в обратном эффекте. «Это, конечно, очень сильно осложнит гражданскую активность. Но люди, почувствовав себя врагом власти, уже не остановятся. Особенно те, кому нечего терять. Это будет работать на радикализацию протеста», - заявил «Профилю» президент Русского общественного движения Константин Крылов. Он уверен, что люди, лишенные возможности выразить свое недовольство легально, будут переходить к более радикальным действиям. «Некоторые националисты предпочтут отсидеть 15 суток, чем платить такие неподъемные штрафы. Но из СИЗО человек выйдет уже не просто недовольным, а ненавидящим эту власть. Таким способом в России всегда выращивали революционеров», - уверяет Крылов.

С ним согласен и сопредседатель движения «Солидарность» Илья Яшин. «У людей повысится уровень гражданской солидарности. Если кого-то накажут на 300 тыс., мы эти деньги будем собирать всем миром. И каждый человек будет знать, что, если он окажется в беде, его поддержат. И хотя мы продолжим уведомлять власти о месте проведения акции, согласовывать его мы не будем. Сообщим - и выйдем», - обещает оппозиционер. При этом он уверен: законопроект скорее коснется отдельных лидеров протестного движения, чем рядовых участников акций. «Власть создает базу для избирательного правоприменения, чтобы привлечь к ответственности тех, на кого поступает политический заказ. Их будут судить, арестовывать и штрафовать. Но это все равно что поливать огонь керосином. Так как вместо того чтобы бороться с протестами, власть должна ликвидировать очаг возгорания, но она этого не делает», - уверяет Яшин.

Гендиректор агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает, что принятие поправок в закон о митингах и шествиях заставит организаторов серьезнее подходить к вопросам обеспечения безопасности. Как это, например, уже сегодня происходит во время акций КПРФ и ЛДПР, к которым у правоохранительных органов практически нет претензий. «Власти хотят стимулировать спокойное проведение акций. Мы уже наблюдаем спад интереса к акциям протеста. Он меньше, чем был в декабре и январе. Но я думаю, что законопроект окажет влияние не на численность митингов, а на стиль акции. Появление девочек с кусками асфальта в руке или в масках будет полностью исключено», - говорит Орлов.

Но, по мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, возможен и другой сценарий, при котором радикальные оппозиционеры просто откажутся платить государству, несмотря на все угрозы судебных приставов и невозможность выехать за границу. «Я с трудом представляю себе оппозиционера, который, получив повестку из суда, тут же побежит продавать машину. Они скорее предпочтут пойти по пути дальнейшей эскалации конфликта», - предполагает политолог. Одновременно, пока в квартирах одних оппозиционеров будут описывать имущество, другие начнут подавать жалобы в Страсбургский суд, требуя осудить Россию за непомерные штрафы. «Власти просто придают слишком большое значение деньгам. Такие штрафы приведут лишь к созданию предварительной кассы денег. Достаточно лишь, чтобы тысяча человек внесли по 1-1,5 тыс. рублей, и все штрафы будут погашены. Это не остановит людей от выражения своего согласия или несогласия», - отмечает Максим Шевченко.

Тем более что уже этой осенью к недовольным властью в столице могут присоединиться и протестующие в регионах, которые на фоне надвигающегося экономического кризиса будут упрекать власть еще и в невыполнении социальных обязательств. Очевидно, что эти совсем небогатые люди многотысячные штрафы воспримут как очередную насмешку над их проблемами со стороны государства.

Источник: Профиль

Ссылка: http://www.profile.ru/article/slovo-%E2%80%94-serebro-70812

закон, митинг, штраф, власть, оппозиция, законопроект

Previous post Next post
Up