Пессимистические прогнозы многих СМИ относительно долгожительства нового правительства России, выводы о его заведомой слабости и несамостоятельности подтверждает и Центр стратегических разработок, который подготовил новый доклад о политической ситуации в России. В нем говорится о вероятной досрочной смене правительства, возглавляемого экс-президентом Дмитрием Медведевым, сообщает сегодня
ВВС.
Доклад подготовлен для Комитета гражданских инициатив, созданного в апреле экс-министром финансов Алексеем Кудриным как "мозговой центр" оппонентов власти.
Как считают эксперты, в случае отсутствия видимого прогресса на "направлениях, наиболее востребованных населением", ресурс поддержки правительства Медведева, и без того ослабленный, может быть быстро исчерпан.
Это "делает вероятной досрочную смену кабинета", цитирует экспертный доклад
РИА Новости.
Авторы доклада также отмечают, что для консолидации общества внутри страны власть, возможно, прибегнет к ужесточению внешней политики.
Российские и зарубежные эксперты называют новый кабмин «правительством замминистров» и полагают, что центр принятия решений будет в значительной степени находиться в Кремле. Таким образом, правительство премьера Дмитрия Медведева оказалось не просто под влиянием президента Владимира Путина, но под двойным контролем.
Эксперт Института современного развития Борис Макаренко говорит, что в Кремле сложилось правительство дублеров и «никакого кадрового обновления на самом деле не произошло»: «Природа власти не поменялась. А потому по ряду направлений можно ждать конфликтов. В системе госуправления возникнут разного рода бюрократические напряжения, что будет снижать эффективность власти».
Глава Международного института политической экспертизы (МИПЭ) Евгений Минченко полагает, что «стратегия будет вырабатываться в администрации, а в правительстве - реализовываться через
помощников президента, курирующих министерства».
По мнению Минченко, «статус должности помощника президента будет серьезно повышен» и произойдет перераспределение влияния от правительства к Администрации Президента.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин уверен, что экс-министры «будут оказывать политическое влияние» на своих преемников, а последние «будут иметь прямой выход на главу государства». Таким образом, по мнению Макаркина, Путину удалось установить двойной контроль над правительством: с одной стороны, «через своих прямых ставленников» (министров иностранных дел, обороны, финансов), с другой - опосредованно, через экс-министров, ушедших в администрацию, но сохраняющих влияние в своих ведомствах. Другими словами, Путин создал структуру, в которой с аппаратной точки зрения нет ни одного превалирующего центра влияния.
«Если абстрагироваться от этой идиллии, то система получается довольно сложная. Непонятно, как будут приниматься решения, и кто будет за них отвечать - отставные министры или их преемники», - замечает Макаркин.
«С учетом того, как сформировано правительство, именно экс-министры - нынешние помощники президента - будут заниматься
реальной серьезной работой», - говорит доцент кафедры госуправления Павел Кудюкин.
«Корпус отраслевых помощников усилит влияние администрации на работу правительства, это потенциальные новые центры влияния», - соглашается координатор «Народного клуба» Дмитрий Орлов.
Эксперты отмечают сложность и неповоротливость созданной схемы и говорят, что изменения в ней могут произойти раньше, чем того ожидают.
По мнению главы фонда «Эффективная политика» Глеба Павловского, слабой стороной этого «тандема Администрации Президента и правительства» является
администрация, «которая поставлена выше своего более сильного партнера».
Временного характера такой структуры не исключает и вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, считающий, что во власти «случился, в сущности, обмен сотрудниками между правительством и Администрацией Президента». Эксперт предупреждает, что могут возникнуть сложности во взаимодействии этих двух структур: «Поскольку их совокупный аппаратный вес обещает быть очень серьезным, фактическая конкуренция между ними вырастет».
Туровский предполагает, что события могут развиваться по двум сценариям. Согласно первому, в случае усугубления конфликтов эти структуры могут превратиться в два противостоящих друг другу лагеря. Согласно второму, нынешняя кремлевская администрация может восприниматься как потенциальный будущий кабинет министров - на случай провала медведевского правительства.
«Если такой вариант реализуется, то нас может ожидать очередное, уже обратное, перетекание этих людей в правительство. И так до бесконечности», - говорит Туровский.
Несмотря на множество должностных рокировок, распределение сил в Белом доме осталось почти неизменным. По оценке Сергея Жаворонкова из Института имени Егора Гайдара, при формировании правительства преследовались две цели: с одной стороны, сохранить прежний курс и неформальные
кланово-коммерческие отношения, с другой - пойти навстречу общественному мнению.
Эксперты опасаются за судьбу реформ. Главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова полагает, что новое правительство скорее сконцентрируется на бюджетной стабильности, чем на реформах.
Экономист HSBC Александр Морозов также считает, что
преждевременно называть новый кабинет реформаторским. По его словам, понять «кто есть кто» и какое направление станет определяющим, можно будет на основе того, как станут формировать бюджет на ближайшие три года.
«Развитие экономики напрямую связано с тем, будет ли перестроена судебная система, изменится ли лицо и поведение силовых ведомств, будет ли в России ощущение свободы. Экономике тоже нужно дышать. Путин будет главным действующим лицом», - говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
«Новое правительство будет полностью зависеть от Путина, его центром будет Кремль, и все ключевые фигуры сосредоточатся там, - полагает политолог Дмитрий Орешкин. - Люди возраста и круга Путина станут определять российскую политику на протяжении нескольких ближайших лет».
«Во вторник, представляя свой кремлевский кабинет, президент Путин
дал понять, что власть в ближайшие шесть лет будет сосредоточена в его руках и что он не уступил требованиям оппозиции ввести новые фигуры в высшие эшелоны власти», - пишет обозреватель The New York Times Эллен Барри.
В статье говорится, что в президентской администрации Путина будут доминировать его наперсники, включая нескольких ветеранов разведки и служб безопасности. Группа особенно непопулярных министров была смещена с правительственных постов, но большинство из них получит новые должности помощников и советников президента.
«Теперь вместо реформаторов за правительственным столом сидят технократы», - пишет в Handelsblatt Оливер Бильгер. По его мнению, Медведев был слабым президентом, а теперь будет слабым премьером. Эксперт полагает, что Медведев, который во время четырехлетнего пребывания в Кремле постоянно был в тени Путина, почувствует себя в изоляции в новом офисе в Белом доме. Вряд ли ему удастся претворить в жизнь свою программу, включающую политику поощрения экономического роста, борьбу с коррупцией и приватизацию: Путин будет держаться за
собственную концепцию государственного управления экономикой.
По мнению Бильгера, решающую роль в этом будут играть люди из путинской свиты, включенные в состав правительства, например, министр экономики Андрей Белоусов и первый вице-премьер Игорь Шувалов. В свою очередь, следование старому курсу отпугнет инвесторов. Для финансирования обещаний, данных в ходе избирательной кампании, президенту понадобятся миллиардные суммы, и бюджет сможет уравновесить только цена на нефть на уровне 150 долларов.
«Медведеву будет трудно провести
обещанные реформы, особенно в сфере экономики. Многие ключевые посты заняли креатуры из свиты Владимира Путина», - пишет Андре Баллен в Der Standard, имея ввиду вице-премьеров Игоря Шувалова, Дмитрия Козака и Дмитрия Рогозина. Кроме того, по словам Баллена, возросло влияние министерства финансов.
«Задача правительства осложняется еще и тем, что многие бывшие министры в ходе рокировки между Медведевым и Путиным перешли в Кремль и продолжают оказывать влияние оттуда», - добавляет Баллен.
Политологи считают, что новые министры подбирались для реализации старых планов. Большинство из них солидарны в том, что реальное правительство переместилось в Кремль, поэтому ожидать изменений курса исполнительной власти не приходится. Эксперты также отмечают, что новый кабинет изначально формировался под курс, разработанный командой Владимира Путина, поэтому о «новом курсе» говорить бессмысленно.
«Смешно даже обсуждать зависимость нового курса от персоналий: само правительство подбиралось
под курс. В течение года работала группа под руководством Игоря Шувалова и Ярослава Кузьминова - больше тысячи экспертов, которые готовили курс нового правительства (так было заявлено). Впервые курс готовился абсолютно открыто, промежуточные и итоговые документы были доступны. Я имею в виду документ под названием «Предложения к Стратегии 2020». Он был проработан и обсужден с министерствами и ведомствами, Путин регулярно встречался с руководителями рабочих групп. Говорить и гадать, какой будет курс, - бессмысленно, потому что есть документ, лежащий в основе курса, и правительство подбиралось с учетом того, могут ли они реализовывать эту программу», - говорит сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин.
С ним согласен научный руководитель «Центра исследований модернизации» Дмитрий Травин: «Очевидно, что правительство пойдет тем же самым курсом. Там не запланировано никаких изменений, там не появилось никакой фигуры знаковой с какими-то новыми идеями. Фраза «Правительство очень сильно обновилось», которую сейчас все повторяют, - очень неточная. Если взглянуть на ключевые министерские посты - министр иностранных дел, финансов, экономики, здравоохранения, социального развития, по чрезвычайным ситуациям - то это либо старые министры, либо заместители старых министров, которые представляют тот же самый курс. А какие-то экзотические фигуры появились на абсолютно незначимых министерских постах, типа министра культуры: здесь министр ничем не управляет, культура как-то и без министра спокойно обходится».
Директор фонда «Новая площадь», бывший научный директор «Стратегии 2020» Борис Межуев говорит, что правительство демонстрирует правый курс: «И это несмотря на бесконечные заигрывания нашей власти с левым электоратом. Курс правительства не будет отражать позицию Медведева, это будет консенсусная позиция правящего класса. Это курс на приватизацию. Первое, что делает новый министр образования, говорит, что нужно сократить количество бюджетников. Дворкович, мне кажется, будет управлять процессом разобобществления. Все новые министры объединены идеей минимального общественного сектора, минимальной социальной помощи и максимально крупных корпораций в разных отраслях».
Президент исследовательского центра «Политическая аналитика» Михаил Тульский и вовсе заявил, что никаким курсом страна не пойдет: «Суть этого правительства - проедание бюджета нефти и газа. Никаких реальных реформ, кроме назначения во власть все больше людей из питерского клана, нет, и от этого правительства их ждать не стоит».
Западная пресса придерживается аналогичного мнения. По словам журналистов Александра Коляндра и Ричарда Будро из The Wall Street Journal, Путин, назначив экс-министров на должности советников в администрации президента, сделал их противовесами их же преемников в правительстве, а это означает, что российское руководство вряд ли приступит к кардинальным политическим и экономическим реформам.
Источник: ИА Sakha NewsСсылка:
http://www.1sn.ru/59431.html