Сможет ли митинг 24 декабря собрать 100 тысяч человек?

Dec 21, 2011 17:19


24 декабря в Москве должен состояться очередной митинг на Болотной площади. Его организаторы надеются добиться той же массовости, что была на предыдущей акции 10 декабря. Но наблюдатели сомневаются, что им это удастся: складывается впечатление, что волна протеста пошла на спад. Тем более что уже первое заседание оргкомитета окончилось фактически расколом. Телеведущий Леонид Парфенов покинул его, не выдержав, похоже, сотрудничества с «профессиональной оппозицией», которая стремится «оседлать протест».


Что важнее: протест или амбиции лидеров

Митинг, прошедший на Болотной площади столицы 10 декабря, не нес ярко выраженной партийной окраски и смог собрать, по данным ГУВД Москвы, около 25 тысяч человек (хотя сами организаторы говорят чуть ли не о 100 тысячах). Однако попытки повторить его масштаб, организованные уже вполне определенными политическими силами, не задались.

17 декабря «Яблоку» на поствыборной волне удалось собрать на Болотной всего 1,5 тысячи человек, а КПРФ днем позже на Манежной площади сумела привлечь лишь 3,5 тысячи сторонников.

Директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев объясняет причины неудачного клонирования: «Митинг «Яблока» - попытка успеть на поезд, который ушел». На первый поствыборный митинг на Болотной, вспоминает эксперт, «вышло достаточно много людей, которые не имели отношения к определенным политическим силам и партиям». После него, по мнению Григорьева, уже бессмысленно проводить партийную акцию «с аналогичным абсолютно смыслом, тематикой, тезисами». Таким образом, констатирует эксперт, попытка партий «присвоить все лавры себе бессмысленна».

Протестная активность идет на спад, уверен гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. По его словам, «нет определенной цели для протестующих, нет приза, который они могли бы все вместе получить, -  после того как парламентские партии приняли мандаты и стало ясно, что никакого приза не будет в обозримой перспективе». «Думаю, митинг 24 декабря будет мощнее, чем «яблочный» митинг, но он однозначно будет несопоставим с митингом 10 числа. Он конечно же будет меньше», - прогнозирует эксперт.

Политологи отмечают, что постоянные конфликты в стане организаторов протестных акций не добавляют им массовости. Так, митинг на Болотной 10 декабря развел радикально настроенного Эдуарда Лимонова с остальными внесистемными лидерами, не пожелавшими остаться с вождем запрещенных нацболов на площади Революции.

Лидер «Демократического выбора» Владимир Милов заявил о недоверии движению «Солидарность» и координатору «Левого фронта» Сергею Удальцову: «В понедельник, 5 декабря, эти люди показали себя во всей красе: призвав людей на согласованный «общегражданский» митинг, они полностью присвоили себе его политические итоги и спровоцировали людей участвовать в незапланированном несогласованном шествии до Лубянки и дальше, подставив под дубинки ОМОНа не готовых к этому граждан».

Тем не менее «присвоить политические итоги» попытались практически все внесистемные лидеры. Эдуард Лимоновпросто был, как всегда, наиболее требователен к аудитории, которая пришла на митинг по собственным причинам, которые не имеют ничего общего с революционной ситуацией. «Вы хотели захватить власть и совершить преступление, устроив переворот и захват объектов государственного значения. А они хотели просто озвучить свою гражданскую позицию, соблюдая закон. У вас не получилось. Вы недовольны. У них получилось. Они довольны», - пишет некто alex_a_lex в комментарии к блогу Эдуарда Лимонова, где тот обвиняет коллег пооппозиции в «предательстве», в том, что «крысоловы увели граждан» на Болотную вместо площади Революции, а граждане не захотели штурмовать Госдуму.

Скандал по Интернету

Впрочем, первое же заседание оргкомитета митинга, назначенного на 24 декабря, выпятило противоречие между гражданским протестом и политическими амбициями лидеров внесистемной оппозиции. Приглашенные журналисты, прямая трансляция в Интернете, отсутствие трибуны, намекающее на некое равенство среди первых оппозиционных лиц, - все на первый взгляд было обставлено в лучших демократических традициях.

По составу участников собрание должно было импонировать либеральной публике: лидер «Солидарности» Борис Немцов, лидер Партии народной свободы Владимир Рыжков, журналисты Леонид Парфенов и Сергей Пархоменко, писатель Борис Акунин, пресс-секретарь движения «Левый фронт» Анастасия Удальцова, адвокат Елена Лукьянова, представители думской оппозиции эсеры Геннадий Гудков иИлья Пономарев. Подавляющее большинство - те, кто выступал 10 декабря на Болотной площади.

Разобравшись с регламентом, довольно быстро перешли к актуальной повестке дня. И одним из первых высказалсяЛеонид Парфенов. Он предложил «поскорее переходить от нашего полулюбительского собрания к чему-то организационному, нормальному». А именно:  создать «что-то вроде ассоциации московских избирателей, которая бы вступила в диалог с депутатами нынешней Думы». По замыслуЛеонида Парфенова, такая структура могла бы стать постоянной: «С этим завершающимся уже избирательным циклом никто ничего не успел, настроения созрели слишком поздно, долго спали, и теперь нужно попытаться, чтобы эти 5 лет не проходили впустую, ну и 6 лет президентского мандата».

Но тут слово взял Борис Немцов и подверг идею Леонида Парфенова критике, фактически обвинив его в срыве предстоящей акции. Взамен лидер ПАРНАСа стал предлагать аудитории конкретные лозунги и, по его выражению, «предвыборные тезисы», под которыми должен пройти митинг 24 декабря. Чуть погодя Леонид Парфенов объявил о том, что покидает оргкомитет.

То, что скандал транслировался по Интернету, очевидным образом не пошло на пользу внесистемным лидерам. Пользователи мгновенно откликнулись на раскол в оргкомитете комментариями, не оставляющими сомнений в том, что немцовские призывы из разряда «требуйте невозможного» уже порядком всем надоели.

«Сильного, яркого лидера у оппозиции нет. Те, кто выступал на Болотной, не очень популярны среди народа. И я резко против того, чтобы они манипулировали обществом и подъемом гражданских чувств людей в своих целях, деля места в парламенте или кабинеты», - заявляет блоггер Роман Авдеев.

С этим мнением солидарен Илья Винокуров: «Мнение, чтоНемцов, Лимонов, Касьянов - это не те люди, за которыми стоит идти, распространено довольно широко».

«Господа, - призывает внесистемных оппозиционеров Татьяна Бушманова, - упаси вас Бог завтра начать полемику с вашими политическими оппонентами по поводу «программ», «политических платформ» и тому подобной партийной хрени! И вы лично, и ваши движения разочаровали уже довольно много людей».

Людей объединили не партии

Илья Пономарев, один из членов оргкомитета митинга, тоже в своем блоге отмечает несостоятельность требованийНемцова свести все к политике: «Надо четко понимать, что люди приходят не к политическим движениям. Они не воспринимают ни «Левый фронт», ни «Солидарность», ни кого-либо еще в качестве организаторов. Объединил людей не тот или иной политический лозунг».

Глава Международного института политэкспертизы Евгений Минченко так объясняет отношение публики к расколу среди организаторов митинга: «В лидерском составе комитета из приличных людей, имеющих позитивный баланс рейтинга, людей, которые могут являться моральными авторитетами, есть только Леонид Парфенов и Борис Акунин. Чем больше все остальные лидеры будут агитировать, тем больше будут отпугивать остальных».

Впрочем, лидеры внесистемной оппозиции не стесняются демонстрировать потребительское отношение к тем, кто выходит на их митинги. «Что тут сказать? Собрались ублюдки», - так Виктор Шендерович отозвался об освиставших его на акции в Петербурге гражданах. А Владимир Путин во время последнего телемоста с населением припомнил, как Алексей Навальный назвал своих сторонников «баранами».

«Наша беда - продажные, трусливые псевдооппозиционные лидеры», - не питает надежд пользователь mariesharia.

Покидая оргкомитет нового митинга на Болотной, Леонид Парфенов отметил: «Меня страшит оптимизм, витающий в этой комнате, я опасаюсь, что 10 декабря была первая и самая яркая вспышка».

P.S. Во время подписания в печать этого номера газеты оргкомитет оппозиции как раз собрался именно в «Собеседнике». чтобы сплотиться. Или разругаться, как это у нее получается чаще. Кстати, Парфенов на заседание все-таки пришел.

оппозиция, Митинг

Previous post Next post
Up