Нам не нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия

Jun 27, 2011 12:47

 Сумеет ли партия «Правое дело», которую возглавил известный бизнесмен Михаил Прохоров, стать реальной конструктивной правой оппозицией?

Сейчас еще рано говорить, насколько эффективной будет партия и какие шансы у «Правого дела» на предстоящих выборах. Спектр оценок и суждений крайне широк - от безоговорочной поддержки до ехидного глумления и навешивания ярлыков типа «партии олигархов» и «детища «Кремля». Кстати, появление «Правого дела» на предвыборной политической арене было положительно воспринято как президентом, так и премьером - российской системе явно не хватало правой оппозиции, занимающей конструктивные, а не радикальные позиции. Об этом осенью прошлого года говорил и главный «специалист по партстроительству» Вячеслав Сурков, считающий, что в Госдуме должен присутствовать весь спектр политических партий, но способных работать друг с другом - только в этом случае можно говорить о многопартийности и разработке эффективного законодательства. Так что у тех, кто записывает «Правое дело» в ряды партий, созданных властью, есть на это определенные основания. Если это и так, насколько это плохо? Ведь та же «Справедливая Россия» со временем стала партией, находящейся в действительной оппозиции по отношению к «Единой России». Так почему же «Правое дело» не может стать реальной партией, отстаивающей либеральные интересы, которые присутствуют у определенной части нашего общества?

По мнению директора Института глобализации и социальных движений Бориса Кагарлицкого, очевидной целью реанимации «Правого дела» с новым лидером является «создание реальной многопартийности, но жестко фиксированной в правом секторе политики. Наша демократия должна свестись к тому, что у нас будет две партии: правоконсервативная - «Единая Россия» и праволиберальная - «Правое дело»… Более того, «Правое дело» может стать реальной партией власти, не имея парламентского большинства. Это партия идеологов, отражающая подлинную повестку дня, в то время как «Единая Россия», как всем известно, является бутафорией. Прохоров относительно самостоятельная фигура, что бы там ни говорили, не полная марионетка, в отличие от функционеров вроде Грызлова».

После того как стало известно, что Прохоров может возглавить «Правое дело», по этому поводу высказался один из бывших лидеров «Союза правых сил» Альфред Кох: «На самом деле что это: согласованная с Кремлем игра или действительно мужественное решение повзрослевшего плейбоя, станет ясно очень скоро. Вот изберут его лидером «Правого дела», и уже не уйти ему будет от политической оценки наших реалий. И от дела Ходорковского, и от дела Чичваркина, и от «Стратегии 31», и от борьбы Навального, и от позиционирования по отношению к «Солидарности» и «Партии народной свободы». Буквально месяц - два, и все станет понятно. Ему придется говорить об отношении к ментовскому беспределу и бюджетному безумию, к циклопической коррупции и к дворцам Путина, к мигалкам и стоящей из-за них Москве, о кавказской дани, которую мы все платим, и о бессмысленном ничтожестве власти». Собственно, так и произошло - не прошло и месяца, как Прохоров высказал свое мнение.

По вопросу дела Ходорковского его оценка оказалась на удивление взвешенной: «Нравится нам это или не нравится, но закон есть закон, и он вступил в силу». Но при этом, говоря о том, что даже в рамках такого закона у Ходорковского и Лебедева есть право на условно-досрочное освобождение, Прохоров заявил: «Я лично считаю, что никаких оснований, чтобы Ходорковский и Лебедев находились в тюрьме, нет. Никакие зацепки правосудия неприемлемы». Разумеется, это была далеко не самая важная часть его первого выступления на партийном съезде, главное заключалось в выдвижении ряда предложений, которые, по-видимому, будут заложены в программу партии. По оценке многих экспертов, после доработки этих тезисов они действительно могут стать платформой, с которой можно рассчитывать на попадание в Госдуму.

В первую очередь, по мнению Прохорова, партии следует изменить программу, отказавшись, в частности, от главного лозунга «Капитализм для всех». «Это неправильно: капитализм не для всех - капитализм для тех, кто любит риск, а остальным гражданам государство должно предоставлять гарантии», - заявил он. Прохоров призвал отказаться от ориентации на какие-то одни социальные слои, апеллируя вместо экономических интересов скорее к мировоззренческим позициям. «Я не думаю, что мы должны быть партией бизнеса, большого или малого, или партией интеллигенции. Это неправильно. Мы обращаемся к главам семей, к мужчинам и женщинам, которые каждый день принимают на себя ответственные решения».

Политические тезисы включали в себя предложения по либерализации государственно-политической системы и переходу к большему федерализму и расширению политического представительства. «Мы называемся Российская Федерация, но по устройству это империя. У нас работает только президентская власть. Такая форма не обеспечивает даже стабильности», - отталкиваясь от этого, Прохоров призвал вернуться к выборам в Госдуму по частично одномандатной системе и ликвидировать институт полномочных представителей президента в федеральных округах (за исключением Северо-Кавказского округа). Кроме того, было предложено ввести избираемость «глав полиции, судов, а может, и прокуроров».

Что же касается социально-экономической сферы, то здесь было отмечено, что в нашей стране уже фактически свершилась промышленная деградация, а сейчас идет второй этап деградации - в сфере воспроизводства человеческого капитала, здравоохранении, образовании, науке. В этой связи Прохоров в качестве программных лозунгов выдвинул возрождение промышленности и приоритетность расходов на медицину и образование над расходами на оборону и силовиков.

Тезисы вполне понятны и разумны. В нашей стране достаточно людей, которым они могут прийтись по душе. Но это еще не значит, что «Правое дело» вот так запросто сможет пройти в Госдуму. Ведь, по данным ВЦИОМ, до того как на повестку дня встал вопрос о приходе в «Правое дело» Михаила Прохорова, 48% россиян ничего не слышали об этой партии, а 44% знали о ней понаслышке.

Сейчас, благодаря активному обсуждению на ТВ, в печатных и электронных СМИ, ситуация изменилась, но не настолько, чтобы гарантировать симпатии избирателей, их еще надо заслужить. По мнению генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, потенциальная база электората составляет от 5 до 8%, причем в этом году «преодоление 5% барьера для партии будет хорошим результатом, с тем чтобы по результатам выборов уже 2016 года она была бы представлена в Думе не одним-двумя депутатами, а полноценной фракцией».

Однако некоторые специалисты полагают, что при грамотном подходе к ведению предвыборной кампании «Правое дело» может преодолеть 7% барьер. Как отметил член политсовета «Правого дела» Георгий Бовт, электорат партии могут составить любые люди из числа тех, кто ранее голосовал за других, поскольку «нынешняя политическая конфигурация в Госдуме не отражает водоразделов ценностных, идеологических, которые есть в обществе. Поэтому за ЛДПР, «Справедливую Россию», КПРФ голосуют не потому, что разделяют взгляды этих партий, за них голосуют как за представителей антиистеблишмента, и они все меньше и меньше оправдывают предназначение, которое им предписывает избиратель. Они себя запятнали конформизмом. Их численность в Думе не совпадает с границами социальных, возрастных групп. Нельзя сказать, что все бюджетники голосуют за «Единую Россию», или все силовики, а вся молодежь и лица с доходами свыше 45 тысяч рублей в месяц - они все за правую партию. Это не так.

Ценностный водораздел проходит по принципам. Одни люди сжились с нынешней системой. Другие считают, что система неэффективна. Водораздел ценностный - не классовый. Нынешняя политическая конфигурация этот водораздел отражает лишь косвенно - «Единая Россия» и не «Единая Россия».

С этим утверждением вполне можно согласиться. Но электоральные перспективы «Правого дела» во многом будут зависеть и от того, насколько партии удастся привлечь к себе сторонников нынешней праворадикальной оппозиции - например, того же ПарНаСа, которому так и не удалось зарегистрироваться в качестве партии. Не будем вдаваться в дискуссию, почему так произошло, расхождения в оценках слишком поляризуются. Суть нынешней ситуации в том, что участвовать в парламентских выборах ПарНаС уже не сможет. В этих условиях члены данной незарегистрированной партии вполне имеют возможность присоединиться к «Правому делу», обсудив все детали и согласовав позиции, тем более что Прохоров, говоря о возможных союзниках, уже заявил, что «искусство политика в том, чтобы ради общей победы достигать компромисса». Но это возможно лишь в том случае, если праворадикальная оппозиция действительно хочет попасть в Госдуму для нормальной эффективной работы на благо России. Вот только нынешние заявления лидеров ПарНаСа свидетельствуют об обратном - они категорически против предвыборного сотрудничества с «Правым делом», считая эту партию «марионеткой Кремля». И создается впечатление, что в действительности ПарНаСовским деятелям отказ в регистрации нужен был больше, чем регистрация партии, ведь теперь есть отличный повод помитинговать, пообвинять да еще и на Запад съездить: «помогите, нас там обижают»! Радикалам было крайне удобно ощущать себя единственными и уникальными на правом фланге - можно было яростно критиковать власть и не брать на себя никаких обязательств.

Фактически праворадикальная оппозиция призывает к ожесточенной борьбе и разрушению. А гораздо лучше было бы призывать к здоровой конкуренции и созиданию, ведь нормальному (не маргинальному) человеку потрясения не нужны, поскольку ему есть что терять. Сейчас людям нужны предельно ясные и понятные правила игры, то есть нормальные исполняемые законы, объективные независимые суды, возможность читать и говорить правду. Средний класс, которые начал формироваться в России в последние 20 лет, заинтересован в том, чтобы иметь возможность хорошо жить у себя на родине, а не паковать чемоданы в Лондон. «Правое дело» как раз и выступает носителем идей этой категории лиц - идей более прогрессивных, более рыночных, более свободных, чем те, которые продвигает «Единая Россия». И эти идеи должны быть услышаны, для чего правым необходимо иметь свою полноценную фракцию в Думе - тогда консерваторы от «Единой России» столкнутся с критикой услышат уже не только слева (от коммунистов и эсэров), но и справа, обнаружив на этом фланге не революционного, но конструктивного противника существующей власти, с которым нужно считаться.

А что касается уличной толпы радикалов, призывающих сейчас выходить на улицы, устраивать митинги протеста и в итоге бойкотировать выборы, то им Прохоров вполне мог бы ответить словами Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия».

Источник: ИА ВладТайм

Михаил Прохоров, ВЦИОМ, Госдума, выборы, "Правое дело"

Previous post Next post
Up