Прежде всего - вопрос: есть ли здесь люди, действительно знакомые с теорией Гумилёва? А то с сожалением должен констатировать, что в основном знакомство ограничивается пересказом в исполнении "учеников" - апологетическом, или в исполнении оппонентов - хулительные...
Здесь - моё видение:
(
Read more... )
"Не буду останавливаться на том, насколько эта теория обоснована фактами. Попытаюсь осветить даже не стержневую идею пассионарности, а лишь, так сказать, последнее слово гумилевской концепции..."
И всё!.. Зачем рассматривать этнологическую теорию Гумилёва? Зачем рассматривать насколько она подтверждается фактами? Зачем рассматривать стержневую идею? Отметим просто, что ученый не смог найти объяснения явления, которое смог вычленить среди прочих, потому что, видимо, это объяснение лежит вне пределов его научной специализации - и будем считать прочее излишним! "этого не может быть, потому что не может быть никогда!" - при том, что автор статьи сам ниже подвергает такой подъод критике... Разве это нормально?
Кроме того, есть и ещё одна претензия - труды Гумилёва активно используют тюркские квазиисторики. Ну, просто ужас. А существование социал-дарвинизма в таком случае ставит крест на научной ценности трудов Дарвина, так что ли?
Человек есть человек. Я с самого начала сделал пометку, что для меня Гумилёв - не идол, я рассматриваю лишь его научную теорию, и нахожу ей подтверждения, не исключая и исправления ошибок. То, что Гумилёв ради самого факта публикации ввязался в сферу, в которой не являлась его специализацией, и наляпал там грубых ошибок, то, что Гумилёв допускал... эээ... поэтические преувеличения, может, имхо, служить основаниями для оценки его личности, но не научной ценности его теории. Так что ТАКУЮ критику я не воспринимаю вообще. Давайте спорить по сути.
Reply
Приятно познакомиться, кстати.
Reply
Что ж, если Вам интересно - я могу дать Вам ссылку на сайт гумилёвцев и порекомендовать кое-что из первоисточников. Своё собственное видение теории Гумилёва я как раз и изложил в первом посте.
Reply
Leave a comment