Программа организации финансирования развития российской космонавтики
Настоящая программа основывается на разумном, необходимом и достаточном сочетании основной цели - материальное обеспечение развития одной из самых высокотехнологических отраслей российской промышленности - с иными целями общегосударственного и общесоциального значения: повышение социальной ответственности бизнеса, примирение всех общественных слоев населения, легитимация фактически сложившихся имущественных отношений, повышения престижа российской экономики, отдельных ее отраслей и предприятий, и всего российского государства.
При этом приходится исходить из того, что надлежащее финансирование из бюджетных источников в ближайшее время организовано быть не может, поскольку в условиях равно недостаточной обеспеченности всех государственных программ привлечение дополнительных средств в космонавтику может быть произведено только за счет свертывания какой-либо иной программы, либо за счет повышения неравномерного перераспределения увеличения бюджета. Поскольку ни то, ни другое возможным не представляется, единственным выходом может стать привлечение средств частного капитала. Однако на настоящий момент ни одна из действующих российских финансово-промышенных групп не имеет коммерческих интересов в области космонавтики, и не проявляет интереса к данной сфере. Следовательно, необходимо создать такой интерес, причём первоначально - не связанного с получением прибыли. Задача выглядит достаточно сложной, но вместе с тем именно в настоящий момент общая ситуация выглядит наиболее благоприятной, дающей наибольшее количество возможностей для разрешения указанной задачи. Ввиду вполне понятных соображений привлечение для этого каких-либо государственных или контролируемых государством органов или структур представляется нецелесообразным. Таким образом, задачу предлагается разрешить путем организации общественной кампании с целью создания благоприятной конънктуры для инвестиций.
Первейшим кандидатом на стратегического инвестора следует рассматривать г-на Абрамовича, как с точки зрения располагаемых им активов, так и с точки зрения его положения в обществе, его «медиабельности», а также исходя из его личных качеств, вполне подходящих для целей подготавливаемой компании.
Отправным моментом кампании должна послужить публикация статьи под условным названием
«Вместо кого хочет работать «Росавиакосмос»?» Приблизительное содержание: «Всем известно, что наша космонавтика переживает не самые лучшие времена, и попытка поправить их путем организации «космического туризма» не может восприниматься негативно. Однако возникает ряд вопросов, связанных с политикой привлечения космических туристов: как ни странно все уже отправленные космические туристы относились к числу граждан западных государств, и все пребывали в весьма и весьма преклонном возрасте. Трудно представить себе сколько бумаг об освобождении «Росавиакосмоса» от ответственности за возможный ущерб здоровью подписывают такие «любители космических автотуров» и какие чувства испытывают все, кто связан с их запуском, но можно не сомневаться, что в тот момент, когда живого космотуриста извлекают из капсулы, и он сам и все, кто обеспечивал его полёт, испускает дружный и очень мощный вздох облегчения. Тогда кто же может объяснить, почему Роман Абрамович, проявивиший, по поступившим к нам сведениям, интерес к орбитальным полётам, столкнулся с необъяснимым нежеланием космочиновников обсуждать этот вопрос? Может быть «Росавиакосмос» не хочет принимать деньги Абрамовича? У них внезапно отпала нужда в средствах? Или им не нравятся именно деньги Абрамовича? «Космические» чиновники хотят подменить собой прокуратуру, а заодно и суд? Или того чиновника, который считает своей должностной обязанностью считать деньги в карманах своих сограждан, и определять профильность их расходов? (Это тем паче странно, поскольку невозможно сравнить покупку футбольного клуба и фактическое спонсорство собственной отрасли!) А может быть они хотят поработать на тех западных «аналитиков» и «политологов», которые, всенепременно пытаясь увидеть в России негативные черты, находят в последних судебных процессах признаки наступления диктатуры вперемешку с антисемитизмом?»
Статья должна появиться на каком-либо малоизвестном любительском сайте, но одновременно факт публикации должен быть доведен до сведения наибольших «любителей жаренного» среди профессиональных журналистов, в первую очередь - не слишком разборчивых изданий (МК, Компромат), возможно, кому-то следует и проплатить размещение материала.
Далее следует действовать в максимальном темпе, создавая как можно большую интенсивность подачи информации и как можно более агрессивный контекст, не давая Абрамовичу «уйти в глухой отказ». При организации перепечатки статьи в масштабных СМИ надлежит организовать появление в комментариях мнений «экспертов», с высказываниями типа «Это какой-то слух. Едва ли Роман Аркадьевич действительно стремится стать космонавтом. Другой вопрос, что мне доводилось слышать, что среди менеджернов среднего звена ОРТ, главным акционером которого Абрамович, как известно, является, давно муссируется проект организации, скажем так, «ОРТ-Плюс», то есть собственного спутникового телевидения. Возможно, Абрамович заинтересовался этим проектом, в конце концов, запустил же спутник Гусинский!.. Ну а естественный вполне на первом этапе такого предприятия режим секретности и привел к искажению информации и появлению столь странного слуха». Другой «эксперт» должен упомянуть, что по слухам Абрамович подумывал приобрести активы в области цифровой спутниковой связи, а, значит, спутник он, видимо, собирается запустить, скорее всего, под этот проект. И все должны упоминать, что «точно ничего сказать нельзя», поскольку существует «режим секретности, естественно необходимый для того, чтобы не давать лишних козырей конкурентам». Такая тактика заставит работать любое опровержение в обратную сторону. Кроме того, кому-то следует сказать, что «Абрамович хотел запустить спутник, а народ решил, что он хочет запуститься сам», шутливо добавив, что «хотя в принципе одно другому не мешает, наши ракеты могут доставить на орбиту и то, и другое». Не следует блокировать также и импульсы, вытекающие из заданных программной статьёй постулатов, относительно того, что «действительно, покупка космического тура куда общественно полезней, нежели покупка «Челси»!».
Одновременно должен появиться сайт «поддержки Абрамовича», на котором незамедлительно начнётся сбор подписей под требованием: «Пустите Рому в космос!» После сбора первого миллиона подписей можно будет запустить производство значков с портретом Абрамовича и надписью аналогичной приведенному лозунгу.
Таким образом, фигуранту ничего не останется, кроме как понять, что он действительно хочет стать космическим туристом.
В ходе конкретных переговоров ему следует обеспечить режим наибольшего благоприятствования и попытаться действительно заинтересовать коммерческими космическими проектами, вроде тех, что упоминались в ходе компании по его «обработке». В случае, если это удастся, возникает возможность действительно запустить одновременно с пилотируемым КК с Абрамовичем на борту спутник связи для выбранного космотуристом проекта и в России появится собственная частная компания спутниковой связи (личная Абрамовича? совместно с МТС (Евтушенковым)? или с «Вымпелкомом» (Фридманом)? - проработать вопрос дополнительно) или ещё одна система спутникового телевидения, что само по себе хорошо. (Можно ещё предложить Абрамовичу разместить на спутнике его портрет!) Но кроме того можно попутно запустить и ещё один спутник - уже для государственных нужд. Для дополнительного стимула можно пообещать (и обеспечить!) телемост с Землёй, включая прямые телеинтервью в основных новостных программах (оплата - либо телекомпаниями либо (предпочтительно) самим Абрамовичем).
После того, как Абрамович подаст пример, «олигархический космический туризм» можно ставить на поток, проработав индивидуальный подход к каждому.
Так наилучшим кандидатом на роль второго «космоолигарха» следует признать г-на Ходорковского. К тому моменту, когда первый этап программы - полёт Абрамовича - будет реализован, этот предприниматель, также обладающий достаточным для относительно безболезненной оплаты полёта капиталом, уже должен будет выйти из мест заключения, скорее всего, - отсидев присужденный ему срок в ходе следствия. При этом появляются великолепно акцентированные точки давления: во-первых, Ходорковский итак является весьма «медиабельной» фигурой, а по выходу - будет находиться под очень пристальным вниманием прессы и просто вынужден будет определять своё отношение ко всему на свете, включая настоящий проект. Во-вторых, он пребывает сразу в двух ипостасях: с одной стороны - он объявлен политической фигурой, великим деятелем российского либерализма, черезо что и пострадавшим, с другой - это человек, призвавший своих «коллег по цеху» к покаянию перед обществом. Соответственно, давление можно организовать сразу с обеих сторон, под разными лозунгами (с выпуском соответствующих значков с портретами фигуранта): «Per aspera ad astra!» - для поклонников Ходорковского, и «Миша, обелись пред всей Землёй!» - для прочих. Кампания может стартовать непосредственно после посадки Абрамовича (на второй-третий день максимум), начинаясь с вопросов телеведущих к «экспертам» о их мнении относительно продолжения сего славного почина.
Однако «полёт-покаяние» может вызвать в сознании иных российских кандидатов на космический туризм негативный комплекс, связанный с боязнью «уподобиться Ходорковскому», «признать необходимость покаяния», пусть даже и таким экзотическим способом. Следовательно, в дальнейшем необходимо некоторым образом сместить акценты, представляя необходимость полётов уже не как «покаяние» или «отплату за Челси», но как «священный долг бизнесменов перед обществом». Непосредственная резкая смена акцентов произведена быть не может, ибо, во-первых, ясно покажет управляемость процесса, во-вторых, вызовет определенную психологическую дисгармонию. Следовательно, переход должен быть «заглушен» отвлекающим «шумом». При этом весьма перспективной, хотя и этически рискованной представляется возможность использования национального момента. Исходя из данной точки зрения следующая кампания должна начинаться с публикации «мнения» о том, что «вот так, что бы ни говорили угрюмые туповатые бритоголовые или их умствующие, но абсолютно бессовестные духовные наставники, бизнесмены-евреи показывают своё отношение к России, вкладывая свои деньги в наиболее перспективную отрасль российской промышленности, отдавая свой долг российскому обществу! Да, они и сами удовлетворяют собственные запросы, но разве от этого россиянам становится хуже? Разве не очевидно, что они заботятся хотя бы о том, чтобы россияне о них лучше думали? В то время, как другие бизнесмены, поминающие свои русскую национальность и православное вероисповедание даже и не задумывались об этом!..» (Более-менее купировать потенциальные негативные последствия такого мнения возможно инициировав его публикацию на одном из еврейских сайтов, хотя бы «7-40»). В случае развития этой темы (в солидных СМИ - безусловно, с позиции поддержки первой части тезиса: «еврейские «олигархи» - патриоты России!»), кто-то из русских коммерсантов безусловно будет должен отозваться. «Самым русским» и «самым православным» олигархом у нас принято считать г-на Пугачёва, однако есть сомнения в том, что он в принципе способен заинтересоваться подобным проектом, равно как и есть сомнение в том, что его фигура является подходящей для реализации подобного проекта. В то же время он может выступать в роли проходной, промежуточной фигуры для формирования общественного запроса, конечной формой которого должен стать вопрос: «Понятно, что не он, но кто же тогда?»
В случае успешного создания такой атмосферы, возможен выход на действительно подходящего фигуранта, каковым представляется г-н Прохоров - совладелец «Норильского никеля» и ИК «НИКойл». На настоящий момент «Норильский никель» является самой прозрачной финансово-промышленной группой в России, его «материнская» (обеспечивающая права владения уставным капиталом) структура образована Прохоровым и Потаниным на территории РФ и в соответствии с законодательством РФ, группа активно занимается корпоративными поглощениями за пределами России, в том числе в США (!) - всё это даёт великолепную возможность для формирования «экспертами» положительного имиджа фигуранта в глазах должным образом сориентированных масс, что, в свою очередь, делает для него весьма затруднительным отрицательный ответ. Разумеется, в ходе развития кампании национальный момент совершенно желательно свести на нет, сакцентировав внимание на иных аспектах призыва, исходящих из парадигмы «завершения положительности», поскольку сама по себе положительность задачи и необходимость участия в ней фигуранта должны быть затверждены на предыдущих этапах. В этой связи обретает актуальность вброс на соответствующем этапе подходящего слогана, который будет знаменовать переход к реализации общей задачи - закреплению в общественном сознании космического полёта коммерсанта как символа успеха его предприятий, его компании, введению в среде коммерсантов моды на космический туризм. В данном конкретном случае представляется весьма перспективным следующее направление: после соответствующим образом акцентированного высказывания «эксперта» о финансовых способностях г-на Прохорова к полёту в том плане, что ««Норильскому никелю» предстоит фантастическое будущее в связи с приобретением группой единственной американской компании производящей палладий, который сам по себе является металлом будущего», запускается очередной сбор подписей и очередной выпуск значков с портретом Прохорова, стилизованным изображением древнегреческого божества Афины-Паллады и надписью «Паллада даёт победу!». Если к этому моменту Прохоров приобретет «Манчестер» - вполне можно будет провести вполне определенные параллели.
После полёта Прохорова следует добиться того, чтобы о следующих полётах бизнесменов говорили как о деле вполне естественно предопределённом, размышляя лишь о порядке очередности. Самым естественным выводом экспертов будет то, что следующим в космос может отправиться г-н Дерипаска - «достаточно богатый, чтобы оплатить полёт, достаточно публичная фигура, чтобы заботиться по мере сил о своём имидже, и достаточно молодой человек, чтобы реализовать детскую мечту любого мальчишки - побывать в космосе». Стимулирующими слоганами (с выпуском соответствующих значков) могут выступать: «Аллюминий - «летучий металл!» (ассоциации с самолётостроением во времена Великой Отечественной войны); «Новая орбита - орбита Базового Элемента» (ассоциации с фильмом «Пятый Элемент»). В данном случае вновь можно привлечь (но только в качестве дополнительного, второстепенного инструмента давления!) национальный момент: в настоящее время Дерипаска является самым богатым в мире белорусом, соответственно, есть возможность мобилизовать как общественное мнение Беларуси (если, не дай бог, там властью останется Бацька - через оппозицию), так и общественное мнение белорусов-россиян.
В случае успешной реализации указанной выше второстепенной программы возможно подключить к настоящей программе не только собственно российских бизнесменов, но и представителей «братских» стран. В первую очередь речь идёт об Украине, поскольку есть основания полагать, что в определенных кругах этой страны сама мысль о том, что в космос летают в туры вместо Канарских островов российские бизнесмены, причём соседи-белорусы сопричастны этому хотя бы опосредовано, а украинцы - нет, будет просто непереносима. Наиболее подходящим фигурантом соответствующей кампании представляется донецкий коммерсант г-н Ахметов. (Для дополнительного стимула следует постараться через текущего президента Украины решить вопрос о награждении Ахметова, в случае его согласия на участие в проекте, государственной наградой Украины. Тем паче, что нет прекраснее символа единения всех постсоветских народов, чем награждение украинцами татарина за то, что он дал деньги русским, чтобы те могли расплатиться с казахами за аренду космодрома).
Если данная подпрограмма сработает - следует ожидать, что Казахстан также делегирует своего олигарха для поднятия престижа своей бизнес-элиты и государства в целом. Конкретного фигуранта назвать трудно, поскольку на настоящий момент неясно, какие факторы перевесят в сознании президента Казахстана г-на Назарбаева: родственные чувства к дочери, вполне способной по состоянию финансов и здоровья к такому полёту, или опасение обвинений в коррупции.
В любом случае программа должна продолжать действовать в отношении отечественных коммерсантов. Следующим из них наиболее вероятным кандидатом представляется г-н Фридман. Кампанию по его обработке можно начать с реанимации и раскрутке в желтой прессе рассказа о том, как он на спор с Авеном проехал аж одну остановку в московском метро без телохранителей. Каждая такая «реанимационая» статья должна заканчиваться язвительным вопросом-комментарием (с вариациями в зависимости от имиджа издания): «Миша, а в космос - слабо?» (наладить выпуск соответствующих значков! альтернативный, положительный вариант - портрет Фридмана, символ «альфа», надпись «Альфа должна была быть первой!» (подвариант «Альфа должна быть выше!»)). В более солидных изданиях, в мнениях «экспертов» следует развивать вышеуказанные общие темы: достаточно богат, достаточно публичен, достаточно молод. Цель та же - создать «моду», ощущение абсолютной необходимости участия в программе.
Следующим кандидатом должен стать г-н Мельниченко - возможно обработка через московскую мэрию (особенно если темпы реализации проекта позволят застать Лужкова если не на посту мэра, то хотя бы на посту второго вице-премьера РФ, но ни на посту полномочного представителя президента РФ по Сибирскому Федеральному округу, ни, тем паче, - на посту посла РФ в Габоне!.. хотя он и оттуда может пропагандой заняться). Лейтмотив: человек, который назвал свой банк «Московский Деловой Мир», не может не заботиться о поддержании престижа оного московского делового мира, т.е. московской бизнес-элиты. Кроме того, перспективным направлением может выступить инициация публикаций с туманными высказываниями, что «хотелось бы надеяться, что космический туризм - удел не только «семейных» олигархов» параллельно с постоянными напоминаниями о том, что Мельниченко - из «второй волны олигархов». Слоганы (и значки): «Московский Деловой Мир - всегда высоко!» и «Московский Деловой Мир - самое стремительное ускорение!» (ассоциации со стремительным ростом капитала МДМ).
Реанимацию темы «покаяние» можно допустить при обработке г-на Вексельберга. Разумеется, эта реанимация должна проводиться также через маргинальные издания, «жёлтую» прессу. Здесь отправной точкой будет выступать известная история с яйцами Фаберже, лейтмотив «Полёт, однако, будет пополезней яиц!», значки - яйцо Фаберже, вращающееся вокруг Земли.
Воздействие на г-на Лисина может быть произведено как по линии местной липецкой общественности, так и «на самом высоком уровне», развивая тему того, что город Липецк с некоторых пор стал одним из центров интеграции российского бизнеса с европейским, в первую очередь итальянским, и было бы вполне логично, если бы представитель тамошней бизнес-элиты проявили бы энтузиазм в поддержании престижа этого областного центра в России, а престижа России - во всём мире, начиная с Италии.
Кроме вышеперечисленных, вполне подходящими кандидатами на космические туры выглядят г-да Авен, Попов, Гуцериев (как представитель одного, причём вполне определённого, из народов России), Абрамов.
Те же из представителей российского бизнеса, для которых космический полёт может представляться предприятием настолько же опасным для здоровья сколь и сомнительным с точки зрения привлечения внимания - господа Евтушенков, Потанин, Алекперов, Богданов, Махмудов, Зюзин, Смушкин, Мордашов и другие - вполне могут поучаствовать в программе посредством оказания спонсорской помощи в организации космических туров близким им людям, в первую очередь - своим близким родственникам, тем паче, что это может оказаться полезно им самим. Например, исполнение Алсу Сафиной одной из своих песенок в прямом эфире телемоста спутник-Земля не только даст мощный импульс к новой рекламной кампании этой певицы, но и вполне может поспособствовать победе ее отца на следующих выборах президента Башкирии. Помимо близких родственников олигархов претендентами на получение спонсорской помощи от этих самых олигархов могут выступить и полюбившиеся им политики, например, г-н Невзлин вполне мог бы обеспечить космический тур г-же Хакамаде. Президентом стать ей это, разумеется, не поможет, но хоть порадуемся за женщину японского происхождения. Разумеется, тема спонсорства наряду с темой личного участия должна потихоньку разиваться с самого начала реализации программы.
Приблизительный прейскурант на олигархические космотуры предлагается утвердить в следующих ориентировочных пределах: сам тур - $20.000.000; одновременный запуск спутника для деловых нужд олигарха- $10.000.000; то же, но при условии параллельного запуска спутника для госнужд - $5.000.000; телемост с Землёй - $500.000-2.500.000 в зависимости от продолжительности эфира и размещения в сетке передач; размещение портрета олигарха на спутнике - $500.000; присвоение имени олигарха планетоиду, приуроченное к его личному полёту - $100.000-500.000 в зависимости от размера планетоида и его орбиты (стандартная-нестандартная, близость к земной); передача в качестве сувениров скафандра, кусков обшивки спускаемого модуля (кроме самого модуля!) - $10.000-100.000 в зависимости от комплектации набора; передача в качестве сувенира самого спускаемого модуля - по рыночной стоимости; вручение знака «Почётный космонавт» президентом РФ - $1.000.
(Предлагается также представление особого тура для г-на Березовского по половинному тарифу - установление нового рекорда продолжительности пребывания в космосе (не менее трех лет!.. доставка продовольствия - по двойному тарифу)).
Примерная регулярность «олигархических супертуров» предполагается на уровне не реже одного раза в полгода, а при достаточном техническом обеспечении возможно обеспечить и запуски раз в квартал, а, следовательно, в случае успешной реализации ближайшие три года наша космонавтика получит мощный импульс к развитию и внесёт свой вклад в дело удвоения ВВП.
Вершиной же программы должно стать совместное (через РСПП) финансирование олигархами космического тура президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина (по полному прейскуранту!) в канун следующих выборов.
Автор данной программы сочтет для себя возможным требовать вознаграждения за её разработку только в случае успешной реализации, и только в формах, ей приличествующих - в виде отправки на орбиту в качестве искусственного спутника Земли его бюста. (Но я претендую на долю прибыли от продажи значков! Размер будет оговорен с производителями отдельно.)