УвеличитьАвтор:
abu mansurАльбом:
orkhanЭто дядя Юнус-бека Макшарип возле мечети в селе Ангушт (Тарское)
УвеличитьАвтор:
abu mansurАльбом:
orkhanЭто эмблема с колпаков взорванного президентского авто и нарезка арматуры для усиления мины
УвеличитьАвтор:
abu mansurАльбом:
orkhanЭто бронированное окно, вроде бы от джипа сопровождения
Вот ссылка на коллективное творчество в Newsweek с моим участием.
http://www.runewsweek.ru/country/29075/ А вот собственно мои впечатления:
Утром в прошлый понедельник жительница Назрани Тамара Евлоева отправилась на кухню готовить завтрак для всей семьи. Женщина хлопотала у плиты, когда раздался страшный грохот, вылетели стекла, рухнула крыша... В первый момент она подумала, что взорвался бытовой газ, и закричала мужу "перекрой вентиль". Когда она выбежала во двор, то увидела, что в кирпичном заборе зияет огромная дыра, сквозь пролом она увидела пылающую иномарку представительского класса. Спустя минуту в ее двор вбежали люди в камуфляже, "У нас раненные, убитые, дайте бинты, дайте одеяла", только в этот момент Тамара осознала, что это не газ, а теракт.
В горящем Мерседесе находился президент Ингушетии Юнус-бек Евкуров, он был тяжело ранен, разорвана печень, проломлена голова, смята грудная клетка, раздроблена кисть. Одеяла были нужны, чтобы завернуть тело погибшего охранника-водителя Мустафы Котиева, а дыра в заборе, сквозь которую Тамара и увидела эту ужасную сцену, была пробита двигателем автомобиля-мины за рулем которого сидел смертник.
Весь день оперативники осматривали двор Евлоевых и его окрестности, собирая фрагменты этой машины и ее водителя. Водитель уместился в полиэтиленовый пакет среднего размера, самая сохранившаяся его часть - большой палец ноги, найденный среди обломков шифера некогда бывших крышей дома. Еще спустя день в прилегающих улочках можно было отыскать почерневшие куски человеческой плоти с торчащими косточками. Сотрудники милиции называли их биомассой.
В тот же понедельник президент России Дмитрий Медведев принял в Кремле чеченского президента Рамзана Кадырова и они обсуждали ситуацию на Северном Кавказе, а еще через день Кадыров приехал в столицу Ингушетии Магас для встречи с Рашидом Гайсановым , исполняющим обязанности главы республики. Визит Кадырова сам по себе походил на стремительную спецоперацию. В 15 30 чеченский президент приехал, в 16 00 его уже не было в Магасе.
По республики поползли слухи, что главное последствие покушения на Евкурова в том, что теперь начальником здесь будет Рамзан Кадыров. Отчасти повод для этого дал сам чеченский лидер заявивший, "президент России сказал мне, что нужно усилить операции по борьбе с терроризмом, включая Ингушетию, я возьму их проведение под личный контроль".
Впрочем, иные официальные лица придерживались более осторожных формулировок. Министр Внутренних Дел Ингушетии Руслан Мийриев сказал корреспонденту Newsweek, что речь идет не о чеченском протекторате над Ингушетией в силовой сфере, а о сотрудничестве, "мы и раньше проводили совместные действия, милиционеры обеих республик с 16 мая по сей день проводят спецоперацию в сунженском районе".
Несколько прояснил ситуацию глава пресс-службы чеченского президента Альви Каримов. Он сообщил, что договоренности о сотрудничестве появились достаточно давно и были достигнуты во время неоднократных встреч Юнус-бека Евкурова и Рамзана Кадырова. "У нас есть МВД РФ по Чеченской Республике, и в Ингушетии есть аналогичная структура, именно она должна там работать, а мы лишь готовы помогать ингушским коллегам", - заявил пресс-секретарь. По его словам, расширение полномочий Рамзана Кадырова плод воображения журналистов, "Наш президент прямо заявил, что в Ингушетии есть конституция, а там написано, что пока президент не может исполнять обязанности, его заменяет председатель правительства, то есть Рашид Гайсанов".
Только Кадыров успел покинуть республику, как началась очередная спецоперация. В Назрани в районе Балторг была блокирована и расстреляна машина боевиков. Судя по присутствию многочисленных спецназовцев задраенных в бронежилеты и увешенных оружием, это был результат не рутинной проверки на дороге, а целенаправленная акция. За час до перестрелки не было никаких следов усиления, (внешне в республике после теракта 22 июня вообще мало что изменилось) и вдруг как из-под земли возникли дюжие парни в масках, появилась бронетехника…
Пресс-секретарь УФСБ по Ингушетии Дамир Россин сообщил, что трое пассажиров машины уничтожены, еще одному удалось скрыться. Среди убитых, по его словам, был Абдул-Малик Алиев, что еще раз навело на мысль о хорошо спланированной и подготовленной операции.
Официально имя этого известного боевика не называлось в связи с причастностью к покушению на Евкурова, но в частных разговорах сотрудники республиканской милиции утверждали, что он может иметь отношение к этому теракту. Абдул-Малик в табели о рангах ингушских боевиков занимает второе место после легендарного "Магаса". В начале мая его родители Магомед и Лейла Алиевы встречались с президентом Евкуровым и лидер Ингушетии потребовал от них либо убедить сына сдаться, обещая справедливый суд, либо публично, под телекамерами отречься от него. Магомед Алиев сказал в ответ, что вернуть сына из леса не в его власти, но и отрекаться от него не станет. Спустя несколько дней неизвестные, одетые в черный камуфляж расстреляли родителей боевика во дворе их собственного дома. Президент Ингушетии сам рассказал об этом случае на совещании республиканских силовиков 10 июня.
Практика давления на родственников боевиков "кнутом и пряником" негласно используется в соседней Чечне, но в Ингушетии таких методов пока нет. По официальной точке зрения родителей Алиева убили сами боевики в целях провокации, но председатель ингушского отделения правозащитного центра "Мемориал" Тимур Акиев сказал корреспонденту Newsweek, что в это поверить трудно, тем более, что практика бессудных казней в республике существует и за ними часто стоят "неустановленные сотрудники, неустановленных силовых структур".
Для Алиева смерть родителей вскоре после непростого разговора с Евкуровым могла стать мотивом для покушения на президента. Тем более, что боевик имел опыт проведения громких терактов. В правоохранительных органах ему приписывают недавнее убийство заместителя председателя Верховного Суда республике Азы Газгиреевой.
Для следствия причастность "лесных братьев" к покушению на Юнус-бека Евкурова является не единственной, но основной версией. И это притом, что сам Евкуров пытался найти своего рода компромисс с ушедшими в лес молодыми людьми.
Он возглавил Ингушетию на фоне массового возмущения всевластием федеральных силовых структур, бесследным исчезновением задержанных людей и убийствами при задержании даже не сопротивляющихся подозреваемых и их родственников. Все это было при его предшественнике Мурате Зязикове фоном обычной жизни. Тимур Акиев рассказывает, что поначалу президент обещал взять под контроль деятельность силовых ведомств, он неоднократно встречался с представителями "радикального ислама" даже ездил в село Сагапши, приходил в местную "ваххабитскую" мечеть, подолгу разговаривал с имамом и читал намаз вместе религиозными диссидентами. В начале июня он объявил, что за последнее время "ушло в лес" 16 человек, притом, что всего потенциальных "ушельцев" было 46, но 30 молодых людей удалось отговорить от этого необратимого шага.
Однако серьезных изменений, которых ждали от Евкурова, все же не было. В офисе Мемориала корреспондент Newsweek ознакомился со статистикой: за первые 6 месяцев "зязиковского" 2008 года 3 человека пропали после задержания "неустановленными силовиками, за тот же период "евкуровского" 2009-го - 9. Число убитых боевиков и милиционеров за это же время достигло 107-ми, хотя за первую половину прошлого года их было вдвое меньше.
Возможно, что Евкурову просто не хватало полномочий для того чтобы остановить гражданскую войну в республике. Когда в конце мая из своего дома в Малгобеке неизвестными в масках был похищен Идрис Циздоев, газель похитителей удалось задержать на выезде из республики. (Евкуров еще в конце прошлого года распорядился задерживать всех при подобных обстоятельствах до прояснения ситуации). Удалось установить не только структуру осуществившую захват (ОРБ при МВД РФ по ЮФО), но и имя руководящего операцией полковника милиции Адлана Ахмадова. Тем не менее, после того как "Газель" с задержанным отпустили по звонку "сверху" Циздоев исчез. Установить его дальнейшую судьбу не удалось, несмотря на вмешательство главы МВД Ингушетии и даже самого президента.
Иными словами, хотя Евкуров и позиционировал себя как "миротвореца", он был заложником набирающего обороты конфликта. Он не смог встать между воюющими сторонами, хотя вел себя как "народный президент", раздавал населению номер своего мобильного телефона, ходил с минимальной охраной, запросто общался с людьми прямо на улице, для его кортежа даже не перекрывали улиц и он ездил не слишком быстро, чтобы не сбить кого-нибудь.
Теперь дядя Юнус-бека, старый Макшарип, который так и живет в Ангуште, родовом селе президента, вспоминает, как отговаривал племяша, становится «ингушем №1», потому, что опасно, а потом не раз кивал на кортежи соседа Кадырова, «видишь, сколько охраны, а у тебя только две машины сопровождения…». Евкуров отвечал дяде, в духе горских адатов, «Для большего кортежа город перекрывать надо, получиться я еду, а старики стоят, ждут меня, а мало ли им куда, может в больницу торопятся…»
Евкуров президентствовал так, словно ему ничего не может угрожать. Люди, которым довелось общаться с ним в неформальной обстановке вспоминают, "он говорил, что уповает только на защиту Аллаха". Черта под этим фатализмом была подведена 22 июня, когда в 8 40 утра его кортеж направлялся из Назрани в Магас. Как только президентский Мерседес поравнялся с Тойотой движущейся в том же направлении, водитель-смертник бросил свою машину наперерез президенту и привел в действие бомбу с 70-ю килограммами тротила усиленную самодельной шрапнелью из мелко нарезанной арматуры.
Глава МВД Ингушетии Руслан Мейриев объяснил, что заминированный автомобиль вынырнул из проулков в близлежащих кварталах, непосредственно перед тем, как президентский кортеж приблизился к месту, где произошел теракт. При этом министр исключает, что в окружении Евкурова мог находиться сообщник убийц. Так, что не совсем понятно, откуда террористы могли знать маршрут кортежа (их постоянно меняют) и находится ли президент в своей машине или она идет пустой, что тоже не редкость.
Известный в республике оппозиционер Магомед Хазбиев придерживается иного мнения, он утверждает, что силовые структуры имели информацию о готовящимся теракте. "Месяц назад на сайтах боевиков стали появляться сообщения, что 5-летие захвата Назрани будет пышно отмечено, (в ночь с 21 на 22 июня боевики захватили Назрань), по моим данным была и другая оперативная информация, может не очень точная, но достаточная, чтоб принять дополнительные меры безопасности и избежать этого покушения" - утверждает Магомед. Также, по его словам, убийцы не могли обойтись без помощи в ближнем кругу президента, "ведь число людей, знавших где пройдет автомобиль Евкурова, можно сосчитать на пальцах одной руки" - утверждает он, и продолжает, - "у Евкурова не было своей команды и он частично сохранил зязиковцев, эти люди много воровали в прошлом и теперь над ними навис антикоррупционный меч, и этот меч держал в руках Евкуров, им выгодна его смерть".
То, что мотивом покушения на главу Ингушетии могла быть его борьба с коррупцией, не исключает и министр внутренних дел Ингушетии Руслан Мийриев. А советник президента Муса Плиев считает антикоррупционную версию даже не второстепенной, а вполне равноценной генеральной линии расследования: покушались боевики в целях дестабилизации обстановки в Ингушетии .
Евкуров еще в начале года выступил с программой "коррупционной амнистии", схема была проста, - чиновник возвращает украденное и получает прощение, возможно даже сохранит свое кресло, так президент сам формулировал свою инициативу. Пресс-секретарь следственного комитета прокуратуры Ингушетии Светлана Горбунова рассказала Newsweek, что единственный кто добровольно сдал украденные 14 миллионов рублей - начальник управления ЖКХ Сунженского района Марет Барахоева. СКП Ингушетии, тем не менее, ходатайствовал о взятии ее под стражу, суд отказал, и, несмотря на это, Барахоева скрылась. Как рассматривать эту ситуацию, зависит от точки зрения, для прокуратуры это доказательство своей правоты, "надо было ее все же арестовывать", для родственников Барахоевой все выглядит иначе, "обещали простить, а на самом деле уголовное дело завели".
Поскольку иных раскаявшихся добровольцев не нашлось, то в республике началась масштабная антикоррупционная борьба. Среди ее жертв оказался и бывший начальник всего республиканского ЖКХ Абубакар Мержоев и министр молодежной политики и спорта Исса Оздоев, и зам. министра строительства Микаил Баркинхоев, и еще многие чиновники, состоявшиеся при прошлом президенте. Суммы хищений и нецелевого использования бюджетных средств шли на десятки и сотни миллионов рублей. Очень многие представители республиканской элиты оказались под ударом.
Исполняющий обязанности главы республики Рашид Гайсанов в беседе с корреспондентом Newsweek сказал, что не верит, в экономическую подоплеку такого преступления, имея в виду, что взрыв осуществил камикадзе, "из-за денег собой не жертвуют", - несколько раздраженно сказал он. С другой стороны глава республиканского МВД на вопрос, какова вероятность того, что исполнителями и организаторами могли быть боевики, а заказчики республиканскими чиновниками или бизнесменами, погрязшими в экономических преступлениях, ответил, что вероятность этого исключать нельзя.
Для Ингушетии покушение на президента и временная потеря им трудоспособности уже стала непростым испытанием. Хоть Рашид Гайсанов, отвечая на вопрос о состоянии Юнус-бека Евкурова, и сказал, что надеется на возвращение президента в течение ближайшего месяца, но, тем не менее, слишком многие в обезглавленной республике чувствуют себя не уверенно. В ответ на слухи об особых полномочиях Кадырова один из лидеров оппозиции Магомед Хазбиев заявил, что ингуши не готовы смириться с теми методами, которыми в соседней республике рубят лес, разбрасывая щепки, и что Кадыров в Ингушетии - прямой путь к большой кавказской войне. Он пригрозил собрать экстренный съезд ингушского народа, где делегаты объявят о своем отношении к расширению полномочий Рамзана Кадырова. То, что Хазбиев способен серьезно осложнить жизнь любому руководителю навязанному сверху он уже доказал в прошлом году став одним из лидеров антизязиковского движения.
С другой стороны суперпопуляный экс-президент Ингушетии Руслан Аушев заявил, что готов на время болезни Евкурова подменить его. Это предложение вызвало негативную реакцию у чеченского руководства. Это по его поводу Рамзан Кадыров заявил, что конституция Ингушетии не предусматривает таких подмен "по болезни". Временное руководство Ингушетии инициативу Аушева тоже встретило без особого энтузиазма. Рашид Гайсанов сказал по этому поводу, что "никто за нас нашу работу делать не станет, а если Руслан Султанович хочет приехать и помочь, то пусть приезжает, это его право". Временный глава республики считает, что самое верное продолжить ту политическую линию, которую Евкуров вел раньше и сможет продолжить после выздоровления. "Президент в борьбе с боевиками действовал не только силой но и переговорами, чаша весов качнулась в его сторону, именно поэтому самая непримиримая часть подполья попыталась его убить, они поняли что проиграют Евкурову, потому, что за ним встал народ", - сказал Рашид Гайсанов, описывая ожидаемую политическую ситуацию в Ингушетии.
Со стороны вся эта ситуация сильно смахивает на обострение политической борьбы. Подобная ситуация уже не раз складывалась в самых разных российских регионах, но пожалуй впервые это вызвано не внутренними причинами, а активностью подполья, бомба с 70-ю килограммами тротила взорвала не только служебный президентский автомобиль но и всю Ингушетию.