Право наций на самоопределение и порядок выхода союзной республики из СССР. В чем вина Ленина?

Feb 04, 2016 20:43



карта СССР и стран Варшавского договора
Недавно весь интернет взорвала фраза президента РФ В.В.Путина, о том, что Ленин с национальным вопросом «заложил бомбу» под СССР и потом все развалилось, сам президент считает развал СССР крупнейшей геополитической катастрофой. Катастрофа - это мягко сказано. Довольно часто сталкиваясь с историческими мифами, когда умалчивание некоторых фактов или пристальное рассмотрение одного эпизода в отрыве от других меняет картину с точностью до наоборот. Иногда с катастрофическими последствиями, для страны. Причем особенно сильно наполнен этот период начала СССР, когда страна стояла на грани полного уничтожения, если бы конечно не Ленин, который собрал государство заново РСФСР и начал строить Союз. Естественно национальный вопрос стоял весьма остро и в Российской Империи, до революции в государственной думе была фракция Польское Коло. А часть революционеров были националистами и сепаратистами. И нам повезло, что люди, которые были из разных уголков Империи, были рядом и захотели строительства нового государства.

Понятие нация сформировалось после Французской революции. Французы в большинстве своем состоят из кельтов, германцев и романских народов, но именно после революции французы, стали называть так, а не по области проживания. При этом поддерживалось национальное единство - гильотиной.

СССР, как государство смогло выдержать так много, победить фашизм и объединенную Европу Гитлера, запустить человека в космос и многое другое. В СССР хотел входить даже Китай, представляете масштаб и мощь СССР. Но, как оказалось была «бомба». Так почему в СССР все так хотели войти, а потом вдруг все развалилось? Были ли какие то попытки преодолеть развал?

Давайте вспомним когда СССР прекратил свое существование? 26 декабря 1991 года, перед этим 8 декабря 1991года президентами РСФСР, Украины и главой Белоруссии было подписано Беловежскоесоглашение, которое привело к созданию СНГ, как мы теперь понимаем «супер жизнеспособное» образование, не чета СССР. Этому предшествовал августовский путч, а перед этим 17 марта 1991 был проведен Всесоюзный референдум о сохранении СССР. На котором большинство проголосовало за сохранение СССР, как новой обновленной федерации. Но перед этим 3 апреля 1990 года был принят закон определяющий порядок выхода из состава СССР. Давайте рассмотрим этот закон. Конечно рассматривать данный закон мы будем под, углом зрения сохранения СССР, как средство дезактивации "атомной бомбы"  .

«О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» № 1409-1 от 3 апреля 1990 года

Статья 1.
Порядок решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР в соответствии со статьей 72 Конституции СССР, определяется настоящим Законом.
Статья 2.
Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом союзной республики по собственной инициативе или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.

Референдум проводится в порядке, определяемом Законом СССР, Законом союзной, автономной республики о референдуме, если их положения не противоречат настоящему Закону.

Референдум проводится тайным голосованием не ранее чем через шесть и не позднее чем через девять месяцев после принятия решения о постановке вопроса о выходе союзной республики из СССР.

В референдуме участвуют граждане СССР, постоянно проживающие на территории республики к моменту постановки вопроса о ее выходе из СССР и имеющие право голоса согласно законодательству Союза ССР.

Во время проведения голосования какая-либо агитация по вопросу, вынесенному на референдум, не допускается.

Статья 3.
В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.

В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно.

Статья 4.
Для организации референдума о выходе из СССР, определения срока проведения референдума и подведения его итогов Верховный Совет союзной республики образует комиссию с участием представителей всех заинтересованных сторон, в том числе упомянутых в частях первой и второй статьи 3 настоящего Закона.

Статья 5.
Для обеспечения полной свободы волеизъявления народов союзной республики при подготовке, проведении и определении итогов референдума о выходе из СССР Верховный Совет СССР решает по согласованию с Верховным Советом союзной республики вопрос о присутствии на ее территории в качестве наблюдателей уполномоченных представителей Союза ССР, союзных и автономных республик, автономных образований. Верховный Совет СССР может, если сочтет необходимым, пригласить на территорию республики на время проведения голосования представителей Организации Объединенных Наций.

Статья 6.
Решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым посредством референдума, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о ее выходе из СССР и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.

Итоги референдума рассматривает Верховный Совет союзной республики.

В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области, автономные округа или места компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, итоги референдума рассматриваются Верховным Советом союзной республики совместно с Верховным Советом автономной республики и соответствующими Советами народных депутатов.

Статья 7.
Верховный Совет союзной республики представляет Верховному Совету СССР итоги референдума. Верховный Совет союзной республики, имеющей в своем составе автономные республики, автономные образования или места компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, представляет в Верховный Совет СССР итоги референдума по каждой автономной республике, по каждому автономному образованию или месту компактного проживания национальных групп с выводами и предложениями соответствующих органов государственной власти.

Если будет установлено, что референдум проведен в соответствии с законом, Верховный Совет СССР вносит вопрос на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР.

В случае нарушения закона при проведении референдума Верховный Совет СССР назначает в трехмесячный срок повторный референдум по республике, либо по ее части, либо по автономному образованию, либо по месту компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона.

Статья 8.
Итоги референдума о выходе союзной республики из СССР и поступившие предложения заинтересованных сторон Верховный Совет СССР в месячный срок направляет высшим органам государственной власти всех союзных и автономных республик, а также органам государственной власти автономных образований для изучения и оценки последствий, возникающих для каждой союзной и автономной республики, автономного образования из факта возможного выхода соответствующей союзной республики из СССР.

Статья 9.
Итоги референдума в союзной республике по вопросу о выходе из СССР, а также мнения высших органов государственной власти союзных, автономных республик, органов государственной власти автономных областей и округов по этому поводу рассматривает Съезд народных депутатов СССР. По представлению Верховного Совета СССР, согласованному с Верховным Советом выходящей республики, Съезд народных депутатов СССР устанавливает переходный период, не превышающий пяти лет, в течение которого должны быть решены вопросы, возникающие в связи с выходом республики из СССР.

В переходный период на территории выходящей республики сохраняют свое действие Конституция СССР и законы СССР.

Статья 10.
В случае, если по итогам референдума не принято решение о выходе союзной республики из СССР, новый референдум по этому вопросу может быть проведен не ранее чем через десять лет с момента проведения предыдущего референдума.

Статья 11.
В целях обеспечения прав и интересов Союза ССР, выходящей и других союзных республик, а также автономных республик, автономных образований и национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, при решении вопросов, возникающих в связи с выходом республики из СССР, Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик и высший орган государственной власти выходящей республики создают на переходный период согласительные комиссии.

Статья 12.
В переходный период Совет Министров СССР с участием правительства выходящей республики готовит предложения по вопросам, касающимся Государственной границы СССР, а также военных объектов и частей Вооруженных Сил СССР, находящихся на территории выходящей республики, и вносит их на рассмотрение Президента СССР и Верховного Совета СССР, которые затем передаются на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР.

Статья 13.
Выходящая республика обязана соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, а также права и свободы человека, закрепленные в международных договорах, участником которых является СССР. Вопрос об участии выходящей республики в открытых для присоединения многосторонних договорах, заключенных СССР, решается согласно правилам, установленным соответствующим договором. Многосторонние и двусторонние договоры, заключенные СССР и находящиеся в силе на момент выхода союзной республики из СССР, продолжают действовать в отношении вышедшей республики, если не будет достигнута договоренность об ином.

Совет Министров СССР после рассмотрения и урегулирования всех вопросов, связанных с участием СССР в международных договорах в связи с выходом из него союзной республики, представляет свое заключение Президенту СССР и Верховному Совету СССР.

Статья 14
В переходный период Совет Министров СССР, органы государственного управления союзных и автономных республик, автономных образований совместно с правительством выходящей республики рассматривают и разрешают вопросы собственности и материально-финансовых расчетов.

Во взаимоотношениях между выходящей республикой, с одной стороны, и Союзом ССР, а также иными союзными республиками, автономными республиками, автономными образованиями и национальными группами, упомянутыми в части второй статьи 3 настоящего Закона, с другой стороны, в течение переходного периода должны быть решены следующие вопросы:

1) определена судьба находящихся на территории республики объектов общесоюзной собственности (предприятий и комплексов базовых отраслей промышленности, космических исследований, энергетики, связи, морского, железнодорожного и воздушного транспорта, линий связи, магистральных трубопроводов, имущества Вооруженных Сил СССР, оборонных и других объектов), а также собственности общесоюзных общественных организаций;

2) урегулированы финансово-кредитные расчеты выходящей республики с Союзом ССР, взаимоотношения банков;

3) урегулированы имущественные и финансово-кредитные отношения данной республики с другими союзными республиками, а также с автономными республиками, автономными образованиями;

4) определен порядок выполнения предприятиями и организациями выходящей республики ранее взятых на себя договорных обязательств по отношению к предприятиям и организациям, расположенным на территории других союзных республик, а также автономных республик и автономных образований;

5) определен правовой статус и формы расчетов совместных предприятий или филиалов предприятий, организованных на базе общесоюзной собственности или собственности других союзных республик, а также автономных республик и автономных образований;

6) согласован порядок расчетов с другими государствами и международными организациями по кредитам и займам, полученным для сооружения объектов на территории выходящей республики или для удовлетворения потребностей этой республики и ее населения, а также по соответствующей части кредитов и займов, израсходованных на осуществление общесоюзных закупок и программ, которыми пользовалась выходящая республика;

7) согласован статус территорий, не принадлежавших выходящей республике на момент ее вступления в состав СССР;

8) согласован статус территорий, на которых компактно проживают национальные группы, упомянутые в части второй статьи 3 настоящего Закона, с учетом результатов их волеизъявления на референдуме;

9) обеспечены гарантии содержания исторических и культурных памятников и мест захоронений на территории выходящей республики;

10) разрешены иные вопросы, требующие взаимного урегулирования.

Статья 15.
Гражданам СССР, проживающим на территории выходящей республики, предоставляется право выбора гражданства, места жительства и работы. Выходящая республика компенсирует все издержки, связанные с переселением граждан из пределов республики.

Статья 16.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными обязательствами СССР выходящая республика обеспечивает гражданские, политические, социальные, экономические, культурные и иные права и свободы гражданам СССР, которые остаются проживать на ее территории, без какой-либо дискриминации по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, места и времени рождения.

В статье 17 описывается порядок отбывания наказаний заключенных. В статье 18 описывается порядок передачи административных и уголовных дел с уровня СССР на республиканский.

Статья 19.
В последний год переходного периода по инициативе высшего органа государственной власти выходящей республики один раз может быть проведен повторный референдум по вопросу подтверждения решения о выходе союзной республики из СССР. Проведение повторного референдума является обязательным, если этого требует одна десятая часть граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.

В случае, если за подтверждение решения о выходе союзной республики из СССР проголосовало менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о проведении повторного референдума и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР, решение о выходе союзной республики из СССР считается отмененным и процедуры, предусмотренные настоящим Законом, прекращаются.

Статья 20.
По окончании переходного периода или при досрочном урегулировании вопросов, предусмотренных настоящим Законом, Верховный Совет СССР созывает Съезд народных депутатов СССР для принятия решения, подтверждающего завершение процесса по согласованию интересов и удовлетворению претензий выходящей республики, с одной стороны, и Союза ССР, союзных республик, а также автономных республик, автономных образований и национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, с другой стороны.

С момента принятия такого решения Съездом народных депутатов СССР выход союзной республики из СССР считается состоявшимся, а народные депутаты СССР от вышедшей республики утрачивают свои полномочия.

Съезд народных депутатов СССР вносит соответствующие изменения в Конституцию СССР.

№1409-1 от 3 апреля 1990 года

И что же мы имеем в итоге? Хорошо страны решили развестись, такое бывает, есть какая то часть граждан, но не все...есть законная форма выражения - референдум и закон. Например, Статья 3. Откуда "проблемы" территорий (Крым, Преднестровье, Южная Осетия, Донбасса и др.), да и стран, которые хотели остаться в составе нового СССР или в составе России. Ведь были проведены референдумы, где их мнение? Кто его учел? Причем тут "бомба" Ленина с национальным вопросом? Ленин создавал новые республики, которые заменяли собой отколовшиеся от Империи "новобразования", шла Первая мировая. В 1990-х годах войны не шло, кто мешал следовать закону? Народ проголосовал за сохранение СССР и обновление. Какие то республики вышли из состава, но по закону можно было предъявить счет за ресурсы СССР. В законе все это описывается.

Итоги референдума о выходе союзной республики из СССР и поступившие предложения заинтересованных сторон Верховный Совет СССР в месячный срок направляет высшим органам государственной власти всех союзных и автономных республик, а также органам государственной власти автономных образований для изучения и оценки последствий, возникающих для каждой союзной и автономной республики, автономного образования из факта возможного выхода соответствующей союзной республики из СССР.

После референдума, согласно статье 8 всем органам государственной власти СССР и республикам, выдается "для изучения и оценки последствий, возникающих для каждой союзной и автономной республики, автономного образования из факта возможного выхода соответствующей союзной республики из СССР референдуме подтверждающий выход республики из СССР". Уже все начинают сильно задумываться. Далее на решение дается 5 лет, при сохранении всех законов действующих на территории СССР, военных баз и т.д., в Статье 19 говорится об обязательном повторном референдуме. Можно было бы уговорить остаться в СССР. Далее самые интересные статьи: статья 14 и статья 15 явно остудили бы многие головы, как только показали бы счет за нахождение в составе СССР. Как мы помним, были республики "локомотивы", а были "дотационные", деньги скидывали в общий котел, и уже после этого распределялись, обеспечивая и рабочие места, и строительство инфраструктуры, и защиту армии. Далее согласно Статье 14 п.7) "согласован статус территорий, не принадлежавших выходящей республике на момент ее вступления в состав СССР". Крым не входил в состав Украины до 1954 года. Далее надо определиться с собственностью, кому что принадлежит и за чей счет это все было куплено. Статья 14 п.1) "определена судьба находящихся на территории республики объектов общесоюзной собственности (предприятий и комплексов базовых отраслей промышленности, космических исследований, энергетики, связи, морского, железнодорожного и воздушного транспорта, линий связи, магистральных трубопроводов, имущества Вооруженных Сил СССР, оборонных и других объектов), а также собственности общесоюзных общественных организаций." Урегулированы взаимоотношения банков, согласно статье 14 п.2 и 14 п.6. Кредит брали на нужды одной республики, а расплачиваться должен весь СССР? После этого согласно Статье 15 "Гражданам СССР, проживающим на территории выходящей республики, предоставляется право выбора гражданства, места жительства и работы. Выходящая республика компенсирует все издержки, связанные с переселением граждан из пределов республики."

Как думаете распался бы СССР если бы все было по данному закону? Это было бы весьма сложно, хотя если бы кто-то и вышел, выполнив все условия и компенсировав все издержки, то остальные сто раз подумали. Скорее всего все заглохло бы уже на этапе расчетов. Сепаратизм? - А где были партия, армия и КГБ? Законы для того, чтобы республики не отделялись были написаны. Принцип наций на самоопределение работает и в обратную сторону. Нация захотела в СССР, тоже ведь была возможность: Монголия, Китай, Ангола, Болгария в разное время подавали заявки. А Мировая социалистическая система, СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи) и организация Варшавского договора. В Италии и Франция также были мощны социалистические партии, а после ВОВ - коммунистические партии. Мощные позиции в Арабском и Азиатском мире. Кто там и куда собирался самоопределяться? Как страна которая является определяющей для стольких стран и имевшая такие позиций в мире может бояться "самоопределения наций"? Может хватит повторять эти шаблонные фразы, от которых уже дурно пахнет. Не раде ли вхождении России в ЕС, все было сделано? Мы разбили свою копилку наций, чтобы войти в ЕС, а там и без нас их все устраивает.И Римская Империя, и Священная Римская империя германской нации, и Австро Венгерская империя без этого права разваливались, только причем тут Ленин непонятно.

закон, Ленин, СССР, нация

Previous post Next post
Up