Недавно нам показали очередную историю так называемого народного героя по кличке «Человек-паук». Честно говоря, личные качества этого человекообразного арахноида вызвали у меня большое количество вопросов - на поверку получается, что главный герой по своему характеру достаточно мерзкий человечишка. Ниже я попытаюсь обосновать эту нестандартную точку зрения.
Питер Паркер - молодой человек, рано оставшийся без родителей. Родителей он постоянно вспоминает, но как-то странно. В течение всего фильма его интересует только отец, про мать он не вспоминает вообще. Как будто ее и не было. Уже это не может не насторожить.
С первого взгляда у нас искусственно пытаются вызвать к нему жалость - и громила Флеш его обижает, и девушки у него нет, и весь он такой несчастный. Хотя эпизод с тем, как девушка попросила его сделать фотографию автомобиля уже показывает мелочную душонку Питера - девушка к нему обратилась с просьбой, а он фактически отказал ей, не имея особых оснований. Девушка же не виновата в том, что у нее уже есть молодой человек и это - не душка Питер.
Питер находит портфель, принадлежавший его отцу, и не без помощи смекалки обнаруживает в тайнике документы, посвященные неким генетическим исследованиям. При помощи интернета найдя компанию, где работает коллега его отца, он отправляется туда и обманом проникает внутрь (используя пропуск чужого человека), пользуясь халатностью секретаря и слабостью системы безопасности. При этом, когда настоящего владельца пропуска выводит охрана, он стыдливо отворачивается. Совесть его, конечно, гложет, но видимо, с совестью он смог договориться.
Далее он опять-таки тайно проникает в помещение биологической защиты. Зачем? Что он хотел там найти такого, что он уже не знал? Он ничего и не находит, но именно там его кусает паук, запуская цепочку генетических изменений. Отмечу, что проникая в это помещение без подготовки и не соблюдая элементарные правила безопасности, он потенциально ставит под удар не только себя, но и многих людей, как в здании, так и за его пределами.
Эпизод с передачей формулы «алгоритма распада». Всем понятно, что он вычитал эту формулу в бумагах отца, и еще более очевидно, что отец не хотел делать ее достоянием общественности, иначе бы не спрятал ее так глубоко. Но Питеру до этого дела нет, он передает ее ученому да еще выдает ее за свое собственное достижение. По меньшей мере это неэтично к памяти отца.
Вот наконец Питер обретает свои сверхспособности. Сначала он разносит дом, где он живет (при этом, судя по всему, ремонтом занимается его дядя Бен, а вовсе не сам супергерой), а потом начинает сводить счеты. Конечно же, ему не терпится поквитаться с Флешем. Флеш сам по себе типичный представитель американской молодежи, считающий, что если сила есть, то ума особого и не надо, и получает в общем-то по заслугам, но выглядит это как-то мелочно. И дядя Бен говорит об этом Питеру без обиняков. За что и получает от сценариста в ближайшем будущем.
К своим близким Питер относится достаточно наплевательски. Все, что он поломал дома, скорее всего чинит не он. Про то, что надо встретить тетю (которая шла пешком 12 кварталов), он даже и не вспоминает, и звонок от дяди (по сути дела самого близкого ему на тот момент человека) он игнорирует. И позже, забывает купить фермерские яйца по просьбе тети. При этом к нему в семье относятся более чем доброжелательно.
Мелочность Питера проявляется и в эпизоде с грабителем магазина. Продавец не продал ему молоко, так как у него не хватило двух центов. В общем-то для капиталистической Америки совершенно нормальное и адекватное поведение, но это бесит Питера, и когда продавец просит всех (и его в том числе) о помощи, Питер злорадно отказывает. Правда, он не знает, что этим обрекает любимого (любимого ли?) дядю на смерть (не могу не отметить сходство сюжета нашей «Черной молнии» и «Человека-паука»). Но изменило ли это событие что-то в жизни Питера? Нет, он просто начинает искать убийцу, чтобы поквитаться с ним, попутно как бы помогая правосудию, а на деле скорее мешаясь под ногами полицейских.
Капитан полиции просто и понятно объясняет Питеру про операцию по обезвреживанию организованной шайки по угону автомобилей, но это слишком сложно для нашего школьника-недоучки, это он не может понять, и честный полицейский, который каждый день рискует жизнью на улице, становится чуть ли не врагом номер один (до появления ящера, разумеется). Зато можно продолжать прыгать по крышам и лезть не в свое дело. Единственное бескорыстное доброе дело, которое он за весь фильм делает - это спасает ребенка в машине на мосту. И это единственное доброе дело, которое возвращается к нему добром.
Ученый, поставленный в безвыходную ситуацию, ставит опыт на себе (чем не может не вызвать симпатии - не на ветеранах же он экспериментирует - на самом себе). Не его вина, что опыт окончился неудачей. И последующие изменения психики тоже нельзя считать предосудительными - его лечить надо, а не убивать, по крайней мере с точки зрения той же политкорректной Америки. Но Питер даже не пытается найти противоядие - ему лишь бы порезвиться, а кто будет разгребать обломки школы - не его забота.
Во всем фильме есть по-настоящему фантастический эпизод - когда машинисты разворачивают стрелы башенный кранов так, чтобы Питер мог пролететь быстро к месту последней битвы. Это чистая фантастика - чтобы рабочие без согласия менеджера во время всеобщей эвакуации, граничащей с паникой, синхронно развернули краны с грузом в нарушение элементарных требований техники безопасности над улицами, полными людьми - это чистая фантастика. А полицейский, который затормозил движение ровно на время пролета Питера, уже граничит с черной магией.
Финальный поединок. Тут на помощь Питеру приходит капитан полиции (сам супергерой слабоват). При этом бесстрашного капитана не остановило то, что ящера не взял взвод спецназа, он выходит на него один и с ограниченным боезапасом, за что и получает своё. Но нельзя не отдать должное его личному героизму, хотя о семье он в этот момент не подумал. Подумал он только о дочери, прося Питера порвать с ней отношения. Питер делает неопределенный жест головой, и умирающее сознание истолковывает это как согласие. Хотя просьба капитана в своей основе глубоко эгоистична - сам-то он, являясь действующим полицейским на службе в криминогенном городе, обзавелся и женой и детьми, и то, что он может умереть в любой момент, его-то не остановило.
И тут Питер делает последний поступок, который окончательно показывает его ничтожную натуру. Он, прикрываясь обещанием, данным умирающему, не идет на похороны отца своей девушки. Не идет на похороны, на которые пришли все, кто его знал (и даже те, кто его не знал). Он один, кто на них не приходит. Он, чья поддержка девушке нужнее, пожалуй, больше всего на свете (и он должен это понимать, не маленький уже). При этом очевидно, что именно в этот момент девушке ничего угрожать не может - единственного «врага» он победил, а новых нажить еще просто не успел. Но страх, что его явно или неявно обвинят в гибели полицейского (а он действительно не смог его защитить), именно этот страх, а вовсе не обещание, к которому он (как показывают финальные кадры) относится достаточно свободно. Видимо, он вообще не считает необходимым держать слово, и не только в этой непростой ситуации, но и в обычной бытовой жизни. Зато когда похороны закончились, и не надо изображать из себя мужчину, а можно стать просто знакомым парнем, он начинает снова подбивать к ней клинья.
Итак, кто такой Питер Паркер? Очевидно, это безответственный, злопамятный, трусоватый и черствый человек, которому есть дело только до одного человека - Питера Паркера. И ничего более…