Где-то так я себе это и представлял

Mar 18, 2009 00:24

Жизнь в Тбилиси: таблетки поштучно
Честно говоря, приближаясь к холмам Грузии, я чувствовала некоторое волнение. Августовские события должны были оставить свой след в отношении грузин к русским, казалось мне.

Первое впечатление от аэропорта благоприятно. Светлый просторный зал, в котором наш рейс принимали 10 (!) окошек паспортного стола на 40 пассажиров, приветливые таможенники вежливо оформили визу, с улыбками направили к получению багажа, уже дожидавшегося нас. По сравнению с 2003 годом, аэропорт представлял собой несомненное достижение цивилизации.

Кстати отмечу, что рускую речь встречали дружелюбно. Признаюсь откровенно, я не пыталась скрыть свою национальность, с любопытством наблюдая реакцию окружающих. По дороге из аэропорта я восхищалась видом ночного Тбилиси. Украшенный иллюминированной вышкой телебашни, город тоже сильно отличался от себя же шестилетней давности.

Ямы на дорогах стали мельче, разметка - резче. Увы, несмотря на богатое освещение улиц в центральной части города, в домах света не было. Такой странный контраст объясняется просто: плата за электричество столь высока, что позволить себе жечь свет в темное время суток могут только состоятельные люди. В Тбились давно нет центрального отопления. Квартиры отапливаются частным образом, газовыми и дровяными печками. Это очень чувствуется на входе в подъезд: сразу же охватывает студеная сырость, привет от мягкой грузинской зимы. Вода, с тех пор как продали водопровод, стоит очень дорого. Небогатые люди испытывают значительные неудобства в быту, вынужденные справлять свои надобности всей семьей одновременно, дабы не тратить дорогую воду на смытие туалета. Пардон за неприятные подробности, но жизнь проходит не только в гостиных.

Город чист, в отличие от засыпанного подсолнечниковой шелухой Тбилиси 2003 года выпуска. Столица страны ярко показывает преференции «демократии от Саакашвили». Точнее, она демонстрирует лакированный фасад. В сырых подъездах отсутствует освещение, лифты ходят не в каждом доме, в спальных районах дворы не освещаются. Конечно, чиновник евроатлантической организации никогда не увидит темных тайн грузинской потемкинской демократии, а все остальные мало волнуют грузинское руководство.

Несмотря на довольно приличную службу скорой помощи, получить бесплатную помощь в больнице не сможет никто: в стране нет бесплатной медицины. Проще говоря, в случае инфаркта вам укол сделают, но в госпиталь не повезут. Если у вас нет денег, конечно. Содержание больного обходится очень дорого, при довольно низком уровне ухода. Только в Тбилиси я видела, чтобы в аптеках продавали таблетки поштучно! Если вам надо три таблетки но-шпы, вам их аккуратно отсыпят. Понятно, что такой сервис появился от бедности покупателей.

Что касается межнациональных отношений, то я заметила очень неприятное для меня различие. Если в России очень разделяют Саакашвили и грузинский народ, то в Грузии политику властей России и русский народ не разделяют. То есть, говорить о братстве народов можно весьма условно. Грузины русских своими братьями не считают. По крайней мере, те грузины, чье личностное становление пришлось на вторую половину 80-х и позже. Впрочем, некоторые мои возрастные собеседники высказывали боязливое сожаление, что в августе русские танки не дошли до Тбилиси. В городе до сих пор живет какое-то количество русских, не имеющие возможности выехать на родину. Они утверждают, что, несмотря на внешнюю толерантность, при приеме на работу предпочтение отдается всегда грузинскому кандидату.

Меня много спрашивали о кризисе, насколько он сказался на России. И очень удивлялись, когда узнавали, что в целом жизнь у нас продолжается. Здесь все намного хуже. Работы нет. Если в семье работает один человек, это счастье. На его 350 лари (эквивалентно 200 долларов, зарплата продавца в магазине иностранного бренда молодежной одежды) могут существовать его семья, семья его родителей и семья сестры. Люди в Грузии живут большими кланами, потому что выживать всегда легче вместе. Гостеприимство в небывалом объеме тоже осталось в прошлом. Не все люди имеют возможность ежедневно употреблять в пищу мясо. Рестораны, которых множество, стоят полупустыми. Небольшие магазины, которые здесь называют супермаркетами, никогда не видят больше трех покупателей одновременно.

(... ТВ-экран пестрит адаптированной рекламой: свою снимать дорого и незачем. Продуктовые магазины заполнены российскими товарами, попадающими сюда из Украины. Крестьяне стонут: правительство отменило пошлины на турецкое продовольствие, теперь и без того высокая конкуренция с дешевой турецкой едой просто вычеркнет грузинское сельское хозяйство из списков живых.

Здесь очень много наркоманов. Намного больше, чем в России. Ситуация настолько ужасна, что проще сказать, кто не колется, чем проименовать всех наркоманов. Очень мало детей на улицах. Привыкнув к беби-буму в России, странно не видеть малышей вокруг. В Тбилиси нет больших торговых центров, основная часть населения предпочитает одеваться на рынке. Но выглядят грузинки стильно, несмотря на все трудности. В ресторанах сидят люди, хотя залы все же никогда не заполняются полностью. В принципе, по московским меркам объесться можно за довольно смешные деньги. Дорогие же рестораны вроде итальянского или китайского имеют в клиентах в основном иностранцев, а также состоятельных бизнесменов, приведших своих европейских коллег пообедать).

Такой странный контраст представляет собой карамельно расцвеченная, фантастически расточительно сияющая телебашня с жизнью простых тбилисцев, включающих свет только в силу реальной необходимости. Здесь никто не забывает выключить свет, выходя из комнаты, а из огромных хрустальных люстр, оставшихся еще с богатых советских времен, выворачивают лишние лампочки. Тусклая гроздь помутневшего хрусталя порой отражает далекие сполохи телебашни, пуская разноцветные зайчики по лицам.

http://radulova.livejournal.com/1374350.html#cutid1

грузины

Previous post Next post
Up