Н.С.Трубецкой: "РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО"
Вернёмся теперь к тому вопросу, с которого мы начали. Может ли быть произведён синтез между христианством и мистикой Индии? Может ли христианство ужиться с религией Индии так, чтобы от этой совместной жизни получилась какая-нибудь новая, для обеих сторон приемлемая "высшая" религия?
Конечно, нет.
(
Read more... )
В том-то и дело, что в буддизме Махаяны все совершенно иначе, чем в индуизме (и даже чем в адвайте, хотя они во многом схожи).
Личностью в буддизме можно назвать безначальный и бесконечный поток индивидуального сознания (санскр. santana, тиб. sems rgyu). Здесь нет никакого окончательного слияния и растворения, этот поток сохраняет самотождественность у всякого сансарного существа и вплоть до окончательного достижения состояния полной пробужденности.
В сутрах "третьего поворота колеса Учения" об этом говорится прямо - в Самадхирадже, Ланкааватаре, Шримале, Махапаринирване (махаянской) и т.д.
В несколько популяризированной форме (но догматически совершенно правильно) эти вопросы изложены, например, вот в этой лекции Далай-ламы:
http://www.berzinarchives.com/web/ru/archives/approaching_buddhism/world_today/what_is_self.html
Впрочем, я заметил, что многие современные буддисты пугаются этих идей, а последователи Тхеравады (современная Хинаяна) вообще считают их ересью. Мне кажется, это происходит от того, что к буддизму приходит много людей с глубоко укоренившейся материалистической установкой, и их душа просто сопротивляется пониманию подлинной духовности, которой пронизан буддизм. В этом они похожи на трубецких, только с обратным знаком.
Итак: самость - это эгоцентрация (санскр. graha), при которой объектом самоотождествления являются любые временные иллюзорные формы, относящиеся к собственным кармически обусловленным телу и психике.
Личность - это индивидуальный и самотождественный поток ума, в котором предыдущий момент сознания является причиной последующего: чистая ясность и осознавание.
Reply
Reply
Когда семена из нее "вытряхнуты как из мешка", она становится нейтральной и тогда может быть актуализирована высшая, благая, которая по сути и есть изначальный ум ясного света, татхагатагарбха-дхармакая. Как-то примерно так.
Почему личность? я не вижу, чем это слово плохо. Можно еще сказать "индивидуальность" (как предел деления, своего рода основа для обозначения сущности).
Но современные учителя-носители традиции объясняют, что и по достижении окончательного просветления индивидуальность сохраняется: хоть и нет признаков, позволяющих отличить один поток сознания от другого по сути (по svarupa), но будда Авалокитешкара предстает нам иным, чем, к примеру, будда Манджушри. И будда Шкьямуни - иной, чем будда Дипанкара. В этом смысле они - личности (имеют собственное духовное "лицо").
Reply
а как Вы (или они) объясните наличие ( саму возможность) появления семян в корзине, Загрязнений?
Reply
И в этом они тоже похожи на теистов, которые никак не объясняют появление Бога-творца: просто был всегда, и все, данность такая.
Впрочем, это общее свойство ответов на онтологические вопросы. Предел мышления, никуда не денешься.
А древо сотериологического дискурса вечно зеленеет ))))
Reply
Reply
Reply
Но буддисты все же усматривают все им необходимое в собственном уме. Где тут Брахман? нету его...
Reply
Reply
А можно еще и так посмотреть: в психологическом плане Брахманизм отражает и сакрализует коллективное бессознательное (исторически более древнее), а буддизм - пробуждающееся чувство отдельности.
Мне лично ближе последнее.
Reply
Из брахманизма вырос буддизм - через отрицание, и индуизм - через трансформацию. Ну да, брахманизм архаичен.
Индуизм же на мой взгляд - это самая универсальная конструкция из всех, что я знаю. Индуизм со всеми согласен, для всех имеет нишу. В нем не нужно бороться за место под солнцем, хочешь отдельно - пожалуйста. Хочешь всей толпой - можно. Все пути допустимы. Можно даже вообще ничего не делать, ждать шактипат )
Индуизм как космос - все пути твои, во все стороны. Поэтому они Будду и Христа вписали в аватары, и нет проблем.
Индуизм как мать-Земля: все родит, все питает.
Особенно ярко это выражено в кашмирском шиваизме. Есть двайта, есть адвайта, но тантра (парадвайта) превосходит и то, и другое.
Reply
Пребывание внутри посредством стояния вне - какая занимательна мысль!
Жаль только, что я сам все не вмещаю (чисто времени и внимания не хватает), придется сосредоточиться на чем-то одном.
Reply
Ему фиолетово, кто там снаружи или внутри.
Все на пути. Когда карма будет особенно благоприятной - станешь тантриком, вот и все.
Но я согласен, моя реплика довольно смешна, патетична.
Reply
Leave a comment