4 И повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам и стоящим на страже у порога вынести из храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль.
(
Read more... )
Вкратце, об индо-европейском.
Настоящее индо-европейское мы можем проследить только в Ведах, и то, чистое не на 100 %. Вы и сами указывали на заимствованные слова.
Далее, Упанишады и философское переосмысление действительности - это уже никак не чистое индо-европейское.
Из Вед можно было сделать разные выводы и разные исходы. В том числе пойти еврейским путем закона, ритуализм Вед вполне мог дать такой росток, для этого там есть все основания: подвиг Индры запросто мог породить свой культ. Апофеоз закона это замеревшая истина, то на чем стоят шрауты.
Но индийцы пошли все-таки путем философии. И на эту философию, я думаю, весьма и весьма повлияла местная традиция. Арии были завоевателями (созидание колесницы). Далее индийцы никого не завоевывали, они слишком философичны и созерцательны для войн, они пребывают в медитации (управление колесницей).
Когда риши в упанишаде заявляет, что Атман есть Брахман, он подвергает сомнению необходимость жречества. Зачем нам хома, зачем нам куча предписаний, когда Атман итак есть Брахман. С момента упанишад философия стала интравертной в значительной части, хотя наряду с этой тенденцией, как известно, развивалась скажем миманса.
Я хочу сказать, что Веды содержат в себе основания для очень разных путей. Был выбран путь мистицизма.
Греки отличаются от индийцев как вино от гашиша.
Но и те, и другие отличаются от евреев как вино и гашиш от воды.
Reply
«Вы меня лишили покоя с колесницами».
Ну … если уж так докучаю… скажите прямо!
«Видите, какая коллекция».
Я рассматриваю всё это не как коллекцию, а как задачу реконструкции прототекста про ИЕ психосоматическую колесницу на основе Катхи и Федра. Остальное - параллели и комментарии.
«Мы не договорили про созидание колесниц».
И это открывает дальнейшие перспективы.
«И все это пересекается с темой искусства, где я сравнивал греков и индусов».
Вот этого я не понял.
«Настоящее индо-европейское мы можем проследить только в Ведах, и то, чистое не на 100 %».
Категорически не могу согласиться. Вы у меня что - Гомера хотите тем самым отнять? Эдду?
«Вы и сами указывали на заимствованные слова».
Ну и что? Если в русском полно тюркизмов, вроде башмак, лошадь, карандаш и та же телега, он от этого русским быть не перестаёт.
«Далее, Упанишады и философское переосмысление действительности - это уже никак не чистое индо-европейское».
Откуда такие обощения? Катха, как я сказал, базовый текст для этой темы - чистейшей воды ИЕ.
«Когда риши в упанишаде заявляет, что Атман есть Брахман, он подвергает сомнению необходимость жречества. Зачем нам хома, зачем нам куча предписаний, когда Атман итак есть Брахман. С момента упанишад философия стала интравертной в значительной части, хотя наряду с этой тенденцией, как известно, развивалась скажем миманса».
Ну тут пожалуй в общем соглашусь.
«Греки отличаются от индийцев как вино от гашиша.
Но и те, и другие отличаются от евреев как вино и гашиш от воды».
Браво. Метафоры - отличная вещь. Но не всем и не всегда по вкусу.
Reply
Коллекция колесниц мне нужна для того, чтобы реалистичнее обозначить возможные подтексты образа. И Вам огромное спасибо за наводку.
Гомера никто не отнимает, я про санскритское наследие. Разный вес "индо-европейского" будет в Ведах и в Пуранах.
Метафоры - почему такое неприятие? Дело не в гашише, а в том, что стоит за ним. Как и в том, что стоит за Афинами, Иерусалимом и Бенаресом. Это определенные парадигмы и все.
Reply
А я про ИЕ наследие.
"почему такое неприятие"
Никакого неприятия нет. Есть лишь некоторое...недоумение.
Reply
Почему неудоумение? Вы мне окажете большую услугу, если поделитесь соображениями.
Reply
Reply
Гашиш это средство и одновременно символ глубокой медитации. Индусы не делали никогда вина и не делают. Делают лишь бражку домашнюю, которую опасно пить. да вот еще ром после англичан. Индусы не пьют почти совсем. Но курят гашиш, который способствует блужданиям по самому себе и открытию всех этих этажей моего "я".
Вода это необходимое и достаточное, самое аскетическое питие. Евреи отказались от всякой философии, потому что за вольнодумство Господь выгнал Адама и Еву из рая.
Я был уверен, что сия метафора вполне прозрачна.
Reply
"Евреи отказались от всякой философии, потому что за вольнодумство Господь выгнал Адама и Еву из рая."
Ничего тут прозрачного нету для меня.
Индийцы далеко не единсвтенный народ, не знавший и не знающий вина. В этом контексте, коль скоро речь у нас такая всё больше компаративистская, интересен комплекс преданий и Дионисе, его поход в Индию и гнасаждении там виноградной лозы.
Гашиш -- это бханг? Ну, конопля то есть?
Reply
Или она есть где-то вне ВЗ?
В средние века да, и у мистиков да, что-то как-то переосмыслялось.
Но парадигма Иерусалима - буквенный закон, думать нечего, исполняй заповеди.
А вот Брихадараньяка упанишад:
Он узнал: "Поистине, я есмь творение, ибо я сотворил все это".
Можно почувствовать глобальную разницу. И там, и там речь идет о творении, но выводы делаются диаметрально противоположные.
Как в анекдоте. Собака думает: Хозяин меня кормит и любит, наверное он Бог. Кошка думает: Хозяин меня кормит и любит, наверное, я Бог.
;-)
Reply
Reply
Leave a comment