"колесницы же солнца сжег огнем"

May 27, 2012 18:07

4 И повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам и стоящим на страже у порога вынести из храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль.

Read more... )

иудаика

Leave a comment

orientproject May 27 2012, 14:37:33 UTC
Вы меня лишили покоя с колесницами ) Видите, какая коллекция. Мы не договорили про созидание колесниц. И все это пересекается с темой искусства, где я сравнивал греков и индусов.
Вкратце, об индо-европейском.
Настоящее индо-европейское мы можем проследить только в Ведах, и то, чистое не на 100 %. Вы и сами указывали на заимствованные слова.
Далее, Упанишады и философское переосмысление действительности - это уже никак не чистое индо-европейское.
Из Вед можно было сделать разные выводы и разные исходы. В том числе пойти еврейским путем закона, ритуализм Вед вполне мог дать такой росток, для этого там есть все основания: подвиг Индры запросто мог породить свой культ. Апофеоз закона это замеревшая истина, то на чем стоят шрауты.
Но индийцы пошли все-таки путем философии. И на эту философию, я думаю, весьма и весьма повлияла местная традиция. Арии были завоевателями (созидание колесницы). Далее индийцы никого не завоевывали, они слишком философичны и созерцательны для войн, они пребывают в медитации (управление колесницей).
Когда риши в упанишаде заявляет, что Атман есть Брахман, он подвергает сомнению необходимость жречества. Зачем нам хома, зачем нам куча предписаний, когда Атман итак есть Брахман. С момента упанишад философия стала интравертной в значительной части, хотя наряду с этой тенденцией, как известно, развивалась скажем миманса.
Я хочу сказать, что Веды содержат в себе основания для очень разных путей. Был выбран путь мистицизма.
Греки отличаются от индийцев как вино от гашиша.
Но и те, и другие отличаются от евреев как вино и гашиш от воды.

Reply

koval_andrei May 27 2012, 14:52:22 UTC

«Вы меня лишили покоя с колесницами».
Ну … если уж так докучаю… скажите прямо!

«Видите, какая коллекция».
Я рассматриваю всё это не как коллекцию, а как задачу реконструкции прототекста про ИЕ психосоматическую колесницу на основе Катхи и Федра. Остальное - параллели и комментарии.

«Мы не договорили про созидание колесниц».
И это открывает дальнейшие перспективы.

«И все это пересекается с темой искусства, где я сравнивал греков и индусов».
Вот этого я не понял.

«Настоящее индо-европейское мы можем проследить только в Ведах, и то, чистое не на 100 %».
Категорически не могу согласиться. Вы у меня что - Гомера хотите тем самым отнять? Эдду?

«Вы и сами указывали на заимствованные слова».
Ну и что? Если в русском полно тюркизмов, вроде башмак, лошадь, карандаш и та же телега, он от этого русским быть не перестаёт.

«Далее, Упанишады и философское переосмысление действительности - это уже никак не чистое индо-европейское».
Откуда такие обощения? Катха, как я сказал, базовый текст для этой темы - чистейшей воды ИЕ.

«Когда риши в упанишаде заявляет, что Атман есть Брахман, он подвергает сомнению необходимость жречества. Зачем нам хома, зачем нам куча предписаний, когда Атман итак есть Брахман. С момента упанишад философия стала интравертной в значительной части, хотя наряду с этой тенденцией, как известно, развивалась скажем миманса».
Ну тут пожалуй в общем соглашусь.

«Греки отличаются от индийцев как вино от гашиша.
Но и те, и другие отличаются от евреев как вино и гашиш от воды».
Браво. Метафоры - отличная вещь. Но не всем и не всегда по вкусу.

Reply

orientproject May 27 2012, 15:12:03 UTC
Нет, не докучаете. Напротив.

Коллекция колесниц мне нужна для того, чтобы реалистичнее обозначить возможные подтексты образа. И Вам огромное спасибо за наводку.

Гомера никто не отнимает, я про санскритское наследие. Разный вес "индо-европейского" будет в Ведах и в Пуранах.

Метафоры - почему такое неприятие? Дело не в гашише, а в том, что стоит за ним. Как и в том, что стоит за Афинами, Иерусалимом и Бенаресом. Это определенные парадигмы и все.

Reply

koval_andrei May 27 2012, 15:17:21 UTC
"я про санскритское наследие"
А я про ИЕ наследие.

"почему такое неприятие"
Никакого неприятия нет. Есть лишь некоторое...недоумение.

Reply

orientproject May 27 2012, 15:21:20 UTC
Мне не очень удобно говорить про ИЕ наследие, потому что для меня важна МЫСЛЬ, которая не имеет расовых признаков, а так же не зависит от культуры, языка, личной симпатии и прочих других субъективных и относительных вещей.
Почему неудоумение? Вы мне окажете большую услугу, если поделитесь соображениями.

Reply

koval_andrei May 27 2012, 15:22:15 UTC
Я правда Вашей метафоры не понял. Вино, гашиш, вода...

Reply

orientproject May 27 2012, 15:32:50 UTC
Винодельческие культуры жизнелюбивы.
Гашиш это средство и одновременно символ глубокой медитации. Индусы не делали никогда вина и не делают. Делают лишь бражку домашнюю, которую опасно пить. да вот еще ром после англичан. Индусы не пьют почти совсем. Но курят гашиш, который способствует блужданиям по самому себе и открытию всех этих этажей моего "я".
Вода это необходимое и достаточное, самое аскетическое питие. Евреи отказались от всякой философии, потому что за вольнодумство Господь выгнал Адама и Еву из рая.
Я был уверен, что сия метафора вполне прозрачна.

Reply

koval_andrei May 27 2012, 15:43:56 UTC
Да где уж тут прозрачность....
"Евреи отказались от всякой философии, потому что за вольнодумство Господь выгнал Адама и Еву из рая."
Ничего тут прозрачного нету для меня.

Индийцы далеко не единсвтенный народ, не знавший и не знающий вина. В этом контексте, коль скоро речь у нас такая всё больше компаративистская, интересен комплекс преданий и Дионисе, его поход в Индию и гнасаждении там виноградной лозы.

Гашиш -- это бханг? Ну, конопля то есть?

Reply

orientproject May 27 2012, 15:55:19 UTC
Ну, просветите насчет еврейской философии. Берем ВЗ. Экклезиаст, как известно, либо написан греком либо под сильным греческим влиянием. Ну, есть крохи в Иове, в притчах, но сравните с греческой, какое там философия.
Или она есть где-то вне ВЗ?
В средние века да, и у мистиков да, что-то как-то переосмыслялось.
Но парадигма Иерусалима - буквенный закон, думать нечего, исполняй заповеди.

А вот Брихадараньяка упанишад:
Он узнал: "Поистине, я есмь творение, ибо я сотворил все это".

Можно почувствовать глобальную разницу. И там, и там речь идет о творении, но выводы делаются диаметрально противоположные.

Как в анекдоте. Собака думает: Хозяин меня кормит и любит, наверное он Бог. Кошка думает: Хозяин меня кормит и любит, наверное, я Бог.

;-)

Reply

koval_andrei May 27 2012, 15:24:13 UTC
Мысль может и не имеет расовых признаков (хотя это тоже спорный тезис), но вот выражением мысли то чно такие признаки носит на себе!

Reply


Leave a comment

Up