Афины против Бенареса

Nov 18, 2015 13:35

Не знаю, будет ли кому-то интересно, но... Уже не первый год вынашиваю задумку - написать текст, статью, - о трех магистральных мировоззренческих тенденциях влияющих на современное европейское общество: религия, наука и мистицизм.
Очень много материала подкинули современные платоники. Ну и вот, делаю пока компаративные феноменологические заметки, не знаю что получится.

Афины против Бенареса.
Наши символические города - Афины, Иерусалим и Бенарес - это, конечно, не вся древнегреческая философия, не вся индийская и не вся авраамическая традиция. Это не исчерпывающие образы, а скорее выраженные во времени магистральные тенденции. Обобщение происходит лишь потому, что применительно к современности удобно оперировать емкими, говорящими образами, символизирующими мощные феномены. Это знаки, которые выражают тенденции определенных традиций, не единственные, но господствующие и к текущему моменту - играющие роль направлений на перекрестке. Во всякой ситуации совершается выбор в пользу того или иного направления. Первый глобальный перекресток - вопрос патернализма, или основы всего. Что находится в позиции регулятора, что является источником, что выступает основополагающим? Для Афин это разум, для Иерусалима это Бог, для Бенареса это глубинное "я". Слово "патернализм" заслуживает большого внимания. Кто или что наставляет и направляет человека, диктует нормы этики, объясняет метафизику, рисует космологию, действует в роли отца, учителя и проводника. Кто или что судит и выносит приговор? Здесь заметно глобальное отличие Бенареса. Для Афин разум всегда достается высшим регулятором и судией. Для Иерусалима так же Бог - непреходящая фигура. Для тех и других сохраняется двойственность: Бог и не-Бог, судья и подсудимый (чувственный мир). Патернализм Бога и разума остается всегда. Бенарес отказался от патернализма на высших ступенях, исключив всякое противопоставление.

В современной Европе эти три тенденции нашли выражение в теологии, светской науке и движении нью-эйдж. Однако они не существуют изолированно и не представлены в чистом виде. Особенно заметен крен в сторону Бенареса со стороны академической науки (Афины) - это постнеклассическая наука, и со стороны теологии (Иерусалим) - это разного рода либеральные христианские учения.

Афины против Бенареса, современная европейская философия, компаративистика, Иерусалим против Бенареса

Previous post Next post
Up